Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их влияние на уголовную ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Факультативные признаки субъективной стороОдной из актуальных теоретических проблем развития юридической науки является проблема мотивации преступного поведения, раскрывающая с одной стороны внутренние (психологические) причины конкретного преступления (формирование мотива), с другой - динамику развития самого преступного акта - от принятия решения действовать определенным образом до наступления общественно опасного результата.
Во всех случаях, когда хотят установить действительные причины поступка, выяснить истину по делу, стремятся к выяснению мотивов и целей. Ведущая роль мотива и цели обусловлена характером и спецификой человеческого поведения, а именно его избирательностью и целенаправленностью.
Значение мотива и цели в человеческом поведении вообще и общественно опасном поведении в частности, многообразно и многопланово. Это именно те признаки, через которые прослеживаются все связи и отношения характеризующие конкретную личность и совершенные ею действия.

Содержание

Введение
1. Понятие субъективной стороны преступления.
2. Мотив и цель как факультативные признаки преступления.
3. Влияние мотива и цели преступления на уголовную ответственность.
Заключение
Решение задачи
Анализ нормы ч1. ст.174 УК Республики Беларусь (уклонение родителей от содержания детей).
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Факультатив признаки субъектив стороны83.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Серьезное место в  мотивации преступного поведения  занимает потребности личности.  Потребности - социально-психологическая категория (социальная  по  содержанию  и психологическая по форме проявления). Они формируются в процессе социализации личности, то есть в ходе ее жизнедеятельности, через общение с другими людьми, через иные каналы - под воздействием объективных факторов социальной среды и во взаимодействии с природной организацией индивида. Потребности человека следует рассматривать как все то, что необходимо для его нормальной жизнедеятельности, но чем он в данное время не обладает. Потребности, присущие человеку, могут быть интеллектуальными, моральными, эстетическими и др.

В качестве одного из наиболее распространенных мотивов преступлений выступают чувства личности. Будучи проявлением нравственной установки, чувства, являются вместе с тем элементами эмоциональной сферы. Чувства как мотив большей частью  проявляются в преступлениях против личности. Должностной подлог, хищение, взяточничество нельзя объяснить в плане  эмоционального  конфликта. Тут чувства не определяют,  а лишь сопровождают мотив преступления.

Наиболее распространенным мотивом совершения преступления выступают  интересы личности. Интерес можно  определить как «специфическое отношение  к объекту  в силу его жизненной  значимости и эмоциональной привлекательности» /12, С. 35/.

Уголовный закон иногда выделяет интересы лица в качестве самостоятельного мотива преступления. Например, корыстные или  личностные интересы являются специальными мотивами при злоупотреблении властью или служебными полномочиями /3, ст.424/.

Важную роль в мотивации поведения играют ценностные ориентации т.е. социально  обусловленная  система отношений личности к явлениям и событиям окружающей ее социальной среды.

Ценностные ориентации  составляют  элемент  общей социальной направленности личности,  которая  представляет  формирующийся  в процессе жизнедеятельности  социально детерминированный,  относительно устойчивый тип отношения личности к социальным  ценностями общества. Разновидностью  ценностных ориентаций являются социальные установки личности, которые формируют определенное восприятие и оценку  окружающих событий и явлений, а также готовность действовать  соответствующим образом.

Привычки  как  мотивы поведения не имеют самостоятельного психологического содержания. В их основе лежат те же потребности, интересы, чувства, взгляды и убеждения. Однако по мере формирования привычка превращается в субъективный фактор - в мотив определенного стереотипного поведения.

Мотивы преступлений можно классифицировать по тяжести  преступлений: антисоциальные, социальные, псевдосоциальные, протосоциалъные /8, С. 197/.

К антисоциальным мотивам  относятся: политические, насильственно-агрессивные, корыстные, корыстно-насильственные.

К асоциальным мотивам, которые менее опасны, относятся, например, эгоистичные, анархо-индивидуалистические и т. д.

Под псевдосоциальными  мотивами следует понимать мотивы, обусловленные интересами отдельных  социальных групп, противоречащие уголовно-правовым нормам, интересам отдельных личностей  и общества в целом. Такие мотивы формируются на основе ложного товарищества, что может привести к агрессивно-насильственным столкновениям на основе ложной корпоративности, которая может обусловить совершение экономических преступлений, преступлений против правосудия и т. д.

Формирование протосоциальных  мотивов преступлений заключается в перерастании социально одобряемых мотивов поведения в социально-негативные мотивы преступления (например, при совершении преступления с превышением пределов необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление). К таким мотивам относятся месть, ревность, которые формируются скоротечно в условиях конфликтной ситуации и характеризуются повышенной аффективностью.

Одни мотивы типичны  для умышленных преступлений, другие — для неосторожных, а некоторые  мотивы могут быть характерны как для неосторожных, так и для умышленных преступлений.

Преступление совершается  после того, как побуждение опосредовано сознанием действия и предвидением его последствия. Все умышленные преступления мотивированы — это  положение почти общепризнанно. Сложнее решается вопрос о мотивах неосторожных преступлений. Одни авторы отрицают значение мотивов в неосторожных преступлениях (А. А. Пионтковский, Ш. С. Рашковская и др.), другие применительно к неосторожным преступлениям считают возможным говорить не о мотивах преступления, а о мотиве поведения, приведшего к преступлению /8, С. 197/.

П. С. Дагель, Г. А. Кригер и Е. В. Ворошилин полагают, что  в подавляющем большинстве случаев  неосторожные преступления имеют сознательный волевой характер, а следовательно, они мотивированны и целенаправленны. Установление мотивов неосторожных преступлений помогает понять причины данных преступлений, личность преступника, его антисоциальную направленность, позволяет индивидуализировать ответственность и наказание.

Безмотивными некоторые неосторожные преступления могут быть названы лишь условно в случаях, когда деяние лишено сознательного волевого контроля. Такая ситуация возможна при совершении преступлений в форме преступной небрежности, когда сознанием и волей лица не контролируется поведение при условии, что лицо должно было (объективный критерий небрежности) и могло (субъективный критерий) контролировать свое поведение.

В юридической литературе высказано мнение, что при преступной небрежности имеется мотив преступления, который скрывается в установке личности, в ее интеллектуально-волевом, эмоциональном, оценочном и действенно-практическом компонентах /10, С. 167/.

Установлено, что корысть, месть, ревность, хулиганские побуждения, карьеризм, как правило, мотивы умышленных преступлений, но они же могут быть и мотивами неосторожных преступлений. Для неосторожных преступлений свойственны такие мотивы, как хвастовство, эгоизм и др.

Мотивы преступлений,  как и все психическое - это  не статистические,  а  динамические образования. Данный факт объясняется тем, что сама детерминация мотивов выступает как процесс. В ходе мотивации беспрерывно возникают и развиваются все новые внешние и внутренние условия для протекания процесса. Поэтому  в  процессе деятельности мотивы преобразуются, изменяются и трансформируются.

С мотивом преступления тесно связано понятие цели преступления.

Цель преступления —  это «представление о желаемом результате, к достижению которого стремится  виновный, совершая уголовно-противоправное деяние» /8, С. 198/.

Цель преступления нельзя сводить к его фактическому  результату. Действительный  результат деятельности всегда отличается от поставленной цели и не является выполненной целью. Поэтому следует говорить  о  несовпадении  или относительном совпадении цели и результата. Относительность совпадения цели  и  объективного  результата деятельности  заключается  в том,  что,  даже совпадая с целью полностью,  данный результат все же имеет содержание, которое не является содержанием цели и находится за пределами намерения субъекта.  Несовпадение цели и действительного результата может выступать  как «недовыполненная» цель или как «перевыполненная» цель,  обнаруживающаяся в непредвиденном результате деятельности. Эти положения  помогают правильно выяснить механизм соотношения цели и преступного результата в преступлениях,  совершенных с косвенным умыслом и по неосторожности.

Цель тесно связана  с потребностями,  интересами и  ценностями. Появление определенной цели обусловлено объективной действительностью.

Отмечая детерминированность происхождения целей,  необходимо подчеркнуть,  что выбор цели обычно  соразмеряется  с  имеющимся объективными возможностями их достижения.

Цель преступления имеет  неодинаковое значение для  уголовной  ответственности и за совершение различных преступлений. Для одних составов преступлений она является обязательным признаком субъективной стороны, для других она находится за пределами состава.

Цель преступления также  как и мотив характеризует  субъективные процессы,  протекающие  в сознании лица в связи с совершением преступления. Следовательно, цель вместе с другими обстоятельствами показывает  меру  общественной  опасности  деяния и личности преступника, что обязательно следует  учитывать  при  определении вида и размера наказания.

Специфическое свойство цели - ее временность. Когда цель достигнута, она перестает быть самой собой, то есть она снимается.

Цели могут существенно различаться  по  своему  характеру  и значению. Например, низменные цели, к которым относятся: подрыв и ослабление власти, провокация войны и межгосударственных осложнений, незаконное  получение  чужого  личного  или государственного имущества и распоряжение им как своим собственным,  сокрытие  или облегчение его совершения и т.п. Установление того, что при совершении преступления лицо ставило перед собой указанные цели, существенно влияет  на повышение степени общественной опасности как самого преступления, так и личности лица, его совершившего.

Так, цели  подрыва  и ослабление власти,  провокации войны и международных осложнений придает совершенному деянию  особое  качественно свойство, что позволяет  рассмотреть его как особо  опасное государственное преступление.

Цель сокрытия другого  преступления или облегчения его  совершения свидетельствует об особой опасности лица, совершившего новое, то есть второе преступление.

При совершении  преступления  возможно  также и стремление к достижению целей, не имеющих преступного характера. В данном случае общественно опасными  являются  не  сами цели, а избранные лицом пути их достижения.

Таким образом, по своему содержанию цели могут быть как общественно  опасными, так и не представляющими  общественной опасности. В последнем случае они не заслуживают порицания  от  имени государства, отрицательная  оценка  относится  только к умышленно избранному лицом общественно опасному пути их достижения или осуществления. Этим объясняется то, что цель будучи признаком субъективной стороны преступления, не охватывается понятием вины.

С учетом  роли,  которую  играют указания на цель в составах преступлений, следует различать  цели, являющиеся конститутивным признаков  соответствующих составов (Глава 24 Преступления против собственности УК), цели - как их квалифицирующие признаки.

При установлении  целей  не отнесенных законодателем к числу  конститутивных, квалифицирующих  признаков  состава  преступления или смягчающих обстоятельств,  суд может их учесть при назначении наказания.

Установление какой-либо цели у лица, совершившего общественно  опасное деяние,  оказывает влияние  и на форму вины лица.  Цель неразрывно связана  с волевым моментом умысла. Цель представляет тот результат,  который непосредственно охватывается этим желанием. Отсюда,  если  цель относится к числу признаков состава преступления, то соответствующее преступление  может  быть  совершено только с прямым умыслом.

При преступном легкомыслии  цель не охватывает преступного последствия, так как лицо уверено, что оно не наступит. Целью в некоторых случаях легкомыслия служит предотвращение возможного преступного последствия.

При преступной небрежности  преступное последствие не осознается лицом и, следовательно, не может  участвовать в целеполагании, но сами деяния не только мотивированны, но и целенаправленны.

Наряду с мотивами и целью необходимо также учитывать  и эмоциональное состояние лица, совершившего преступление.

В психологии и философии  выделяют четыре основные формы эмоциональных  состояний, которые различаются  силой и продолжительностью. Это чувство, аффект, страсть, настроение /8, С. 199/.

Под чувством принято  понимать одну из форм отражения действительности, выражающую субъективное отношение  человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.

Аффект — это очень  сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью; оцепенение — тоже форма двигательной реакции).

Страсть — это сильное  и продолжительное чувство.

Настроение — равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы.

Далеко не все эмоции имеют уголовно-правовое значение, не все могут быть составным компонентом субъективной стороны преступления. Уголовное право учитывает лишь те из них, которые сопровождают процесс подготовки и осуществления преступного деяния. Какими бы по форме ни были эмоциональные состояния по поводу уже совершенного преступления, они не могут быть компонентами субъективной стороны.

 

 

3. Влияние мотива и  цели преступления на уголовную  ответственность

 

Каждый вид  поведения  человека  в обществе обусловлен какими-то побудительными мотивами и  целями. Мотив и цель преступления входят в содержание субъективной стороны преступления.

О мотиве и цели преступления в теории уголовного права говорится  в  двояком смысле,  во первых,  как об обязательных побудительных  стимулах любого общественно опасного поведения человека и, во-вторых, как  о специальных уголовно-правовых нормах, которые используются для конструирования законодательной модели  преступления определенного вида. В этих случаях мотив и цель выступают в качестве одного из признаков состава преступления.

Информация о работе Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их влияние на уголовную ответственность