Функции правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти

повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского

общества. Закономерно в этой связи и изменение функций правоохранительных

органов государства. В этой работе мы попытаемся четко разграничить функции

правоохранительных органов Российской Федерации. Поскольку на современном

этапе развития Российская Федерация переживает постоянную перестройку

правоохранительных органов, изменение их функций, создание новых и пересмотр

уже имеющихся, то возникает необходимость как то упорядочить их функции для

более наглядного представления выполняемых ими задач для стабилизации

правовой ситуации в обществе.

Содержание

Введение.............................3

1. Правоохранительные органы РФ - основные положения.........5

1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов...5

1.2. Функции правоохранительных органов.............10

1.3. Основные направления деятельности.............15

2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации....18

2.1 Судебная система Российской Федерации и прокуратура........18

2.2 Государственные органы обеспечения безопасности Российской федерации......23

2.3 Органы внутренних дел....................30

2.5 Органы юстиции Российской Федерации............35

Заключение............................39

Список использованных источников и литературы..........40

Работа содержит 1 файл

Курсовая правохранит. органы.docx

— 49.45 Кб (Скачать)

общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях  обязательны только

указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой функции  соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и

закрепленные в  законе средства и процедуры реализации, которые

предоставляются - в  зависимости от содержания функции - тем или иным

правоохранительным  органам. Исходя именно из этих положений, была построена

правоохранительная  система в дореволюционной России; в период тоталитарного

режима от нее  допускались серьезные, ведущие  к произволу отступления. В то

время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и

следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое  совещание”,

“тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее время  уже проведены и разрабатываются  меры по разукрупнению

ведомств по обеспечению  общественного порядка (МВД РФ) и  безопасности (бывшее

КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности уже рассредоточены в

ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии

интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и

исполнения наказаний  из МВД РФ в Минюст РФ.

Следственный аппарат  в настоящее время функционирует  в рамках четырех

ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии  необходимых

финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята

проработка вопроса  о сосредоточении следственного  аппарата в рамках.

                 1.3. Основные направления деятельности.                

От функций необходимо отличать основные направления деятельности

правоохранительных  органов. Эти категории находятся  в разных плоскостях и

взаимно дополняют  общую характеристику организации  и деятельности

правоохранительных  органов. Если функции связаны с  задачами, которые решают

правоохранительные  органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями,

то основные направления  определяют цели деятельности правоохранительных

органов, которые  вытекают из правовой политики государства.

[8]

Прежде чем рассмотреть  эти основные направления, необходимо уяснить,

участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем

это участие заключается. Данный вопрос возникает в связи  с тем, что в

последние годы много  говорится о деполитизации правоохранительных органов. Во

времена тоталитарного  режима правоохранительные органы рассматривались  в

качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией

однопартийной монополии  и утверждением в обществе многопартийности стало

очевидно, что правоохранительные органы не могут находится под влиянием

какой-то одной или  даже нескольких партий. В последнем  случае они просто

потеряли бы способность  выполнять возложенные на них  функции и превратились в

арену межпартийных дискуссий или борьбы различных  партийных интересов.

Поэтому единственно  верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных

органов – они  должны служить государству, которое  провозглашено всенародно

утвержденной Конституцией Российской Федерации, и следовательно,

руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью

социальной политики.

Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится

вне политики различных  партий и остальных политических групп. Но это вовсе не

означает, что они  не должны принимать участие в  осуществлении правовой

политики государства, которая в настоящее время  определяется Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными

нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания

правового государства  и гражданского общества в России (перспективная цель),

сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая  цель) путем:

-             принятия новых федеральных законов,  других законов и иных

правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

-            совершенствования системы и  деятельности правоохранительных

органов, обязанных  противодействовать преступности и  всем правонарушениям, с

разграничением их полномочий и компетенции;

-            установления принципиальных, исходных  положений устройства,

организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на

сокращение преступности и всех правонарушений;

-            взаимодействия правоохранительных  органов при выполнении

возложенных на них  функций;

-            определения новых юридических  и научно-технических средств,

методов и приемов  противодействия преступности и  всем правонарушениям;

-            возложения обязанности оказывать  содействие правоохранительным

органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие

государственные органы, государственные, общественные и частные  организации,

а также население  с установлением пределов их участия  в этой деятельности;

-           развития финансовой и иной  материально-технической базы для

деятельности правоохранительных органов при противодействии  преступности и

всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности  правоохранительных

органов, которые  детализируются в различных системах правовой политики

государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-

правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии

период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение

неограниченной свободы  действий, включая игнорирование  законов, определяющих

рамки законопослушного поведения.

           2. Функции правоохранительных органов  Российской Федерации.          

                2.1 Судебная система Российской  Федерации.               

     Судебная  система – это совокупность  судебных органов, предназначенных  для

осуществления судебной власти.

Судебная система  представляет собой сложную организованную систему судебных

органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена

тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и

мировые судьи. Система  федеральных судов представлена тремя подсистемами:

Конституционный суд  РФ, подсистема федеральных судов  общей юрисдикции и

подсистема федеральных  арбитражных судов.

     Конституционный  суд РФ – это орган конституционного  контроля,

предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий

судебную власть посредством конституционного производства.

[9]

Основным назначением  конституционного контроля является выявление  правовых

актов и действий государственных органов и должностных  лиц, противоречащих

конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных

отклонений.

К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного

строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия

конституции РФ на всей территории РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются в  качестве высшего

органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют

конституционность законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о

компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на

нарушение конституционных  прав.

     Мировые  судьи субъектов РФ – судьи  общей юрисдикции – рассматривают

гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой

инстанции. Целью  возрождения института мировых  судей является обеспечение

доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение  процедуры

рассмотрения несложных  дел.

Мировые судьи могут  рассматривать уголовные дела о  преступлениях, за

совершение которых может быть назначено небольшое наказание, дела о

расторжении брака, незначительные дела по имущественным  спорам, дела об

административных  правонарушениях и иные дела, отнесенные к их компетенции.

     Верховный  Суд РФ является высшим судебным  органом по гражданским,

уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных

федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и

дает разъяснения  по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ

может действовать  в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.

В качестве суда первой инстанции он рассматривает гражданские  и уголовные дела,

принятые им к  своему производству в силу их исключительной важности и

общественного значения. Решения  и приговоры Верховного Суда РФ вступают в

законную силу с  момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в

кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.

[10]

Как кассационная инстанция  Верховный Суд РФ проверяет приговоры  и решения

областных, городских  судов, и иных судов.

В качестве надзорной  инстанции Верховный Суд РФ проверяет  обоснованность и

законность приговоров и решений нижестоящих судов  всех звеньев, вступивших в

законную силу, решения  кассационных, надзорных приговоров и решений, принятых

судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной

инстанции.

Районный (городской) суд Рассматривает в качестве суда первой инстанции

многие гражданские  и уголовные дела. К подсудности  этих судов относятся все

гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному  суду

подсудны все уголовные  дела, за исключением дел, подсудных  областному,

краевому суду, военным  и мировым судам.

Помимо уголовных  и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает

дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы связанные с

исполнением приговора.

Районный (городской) суды являются апелляционной инстанцией, проверяющей

Информация о работе Функции правоохранительных органов