Правоохранительные функции таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов, как инструмент приоритетного направления деятельности ФТС РФ.
Проанализировать систему правоохранительной деятельности таможенных органов.
Внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..….5
§1. Таможенные органы РФ как субъекты правоохранительной деятельности………………………………………………………………….…...5
§2. Правоохранительная деятельность и правоохранительные функции таможенных органов …………………………………………………….…..…...8

НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ ……………………..………………………..11
§1. Таможенные органы как органы дознания…………..…………….………11
§2. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов ..……..…..…21

III. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………..….…26
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности…...26
§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран……………………………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..30

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные функции таможенных органов123.docx

— 49.60 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра административного и таможенного  права

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Таможенное право»

    на тему «Правоохранительные функции таможенных органов»

 

 

                                              Выполнил: студент 3-го курса

                                              очной формы обучения

                                              факультета таможенного дела,

                                              группы Т096

                                              Подпись ______________________

 

       Научный руководитель:

       доцент кафедры, к.ю.н.,

       доцент Е.И.Сидоров

       Подпись _______________________

 

 

 

 

Люберцы

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..….5

§1. Таможенные органы РФ как субъекты правоохранительной деятельности………………………………………………………………….…...5

§2. Правоохранительная деятельность и правоохранительные функции таможенных органов …………………………………………………….…..…...8

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ ……………………..………………………..11

§1. Таможенные органы как органы дознания…………..…………….………11

§2. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов ..……..…..…21

 

III. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………..….…26

§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности…...26

§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран……………………………………………………………………………....27  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..30

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..….32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важными направлениями деятельности таможенной службы России являются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемы вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  • Исследовать механизм осуществления правоохранительной деятельности таможенных органов, как инструмент приоритетного направления деятельности ФТС РФ.
  • Проанализировать систему правоохранительной деятельности таможенных органов.
  • Внести предложения по совершенствованию направлений развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Объектом исследования в  курсовой работе является правоохранительная деятельность таможенных органов.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие  в процессе выполнения правоохранительной деятельности и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют  с другими органами в борьбе с  правонарушениями в сфере внешнеэкономической  деятельности, пресечении незаконного  ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала  “открытой”, а государственные  границы “прозрачными”, гораздо  более сложной и масштабной, чем  раньше, стала проблема экономической  безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§1. Таможенные органы РФ как субъекты правоохранительной деятельности.

Основные задачи, решаемые таможенными органами, четко и  определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение  защиты прав граждан, хозяйствующих  субъектов и государственных  органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Общие правоохранительные задачи таможенных органов четко и детально раскрываются в Таможенном кодексе Таможенного союза и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичным образом дело обстоит с основными задачами всех других таможенных органов.

 

Столь же однозначно о правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые  ими функции и присущие им правомочия. Статья 7 ТК ТС устанавливает, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, о незаконном экспорте технологий, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных таможенных преступлений. На таможенные органы возлагается обязанность по принятию необходимых предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

В качестве правоохранительных органов таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка  перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и  налогового законодательства.

Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы России выполняют  возложенные на них функции с  помощью применения юридических  мер воздействия, к числу которых  относятся меры государственного принуждения  и юридические наказания, установленные  соответствующими законами. Наиболее типичными мерами принуждения, применяемыми таможенными органами, являются таможенный контроль и проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации; проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка системы учета и отчетности; другие меры, предусмотренные ТК ТС и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

Следующим характерным признаком  правоохранительной деятельности таможенных органов следует считать применение ими мер принуждения, в том  числе мер юридической ответственности. Применение таких мер строго регламентировано Таможенным кодексом Таможенного союза и другими актами таможенного законодательства. Каждый таможенный орган, применяющий те или иные меры принудительного воздействия, обязан строго выполнять соответствующие предписания указанного Кодекса и иных актов таможенного законодательства.

В качестве характерного признака правоохранительной деятельности таможенных органов следует отметить еще  один момент - она осуществляется не только на основе ТК ТС и других актов таможенного законодательства, но и строго в порядке, предусмотренном ими, с четким соблюдением установленных процедур. Например, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен лишь по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России, скрывает при себе и не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию нашей страны и вывозу с этой территории или перемещение с нарушением установленного порядка. О правоохранительном характере деятельности таможенных органов говорит тот факт, что осуществление таможенного дела возлагается на контингенты специально подготовленных государственных служащих и на служащих, работающих в организациях, учреждениях и на предприятиях, входящих в таможенную систему Российской Федерации. В их распоряжение предоставляются специальные материальные и технические средства (наручники, слезоточивые вещества, средства для остановки транспортных средств, огнестрельное оружие и т.д.), предназначенные для решения таможенных задач.

 

 

 

 

§2. Правоохранительная деятельность и правоохранительные функции таможенных органов.

Одно из центральных мест в деятельности государства и  его органов занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов  государственных и негосударственных  организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства.

Конституционные предписания  требуют, чтобы все государственные  органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане не лишаются возможности  отстаивать всеми законными способами  свои права и свободы, активно  добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Обеспечением правопорядка и законности занимаются органы охраны правопорядка - органы, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми  предписаниями порядок жизни  и деятельности государства и  общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию  органов охраны правопорядка примыкает  понятие правоохранительных органов. Эти понятия схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными, а к числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.

Понятие “правоохранительная  деятельность” введено в юридический  обиход в конце 50-х - начале 60-х годов  XX века. К правоохранительной деятельности следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

О задачах правоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых  решаются вопросы организации и  основ деятельности различных правоохранительных органов: Закон о безопасности, Закон  о милиции, Закон о судоустройстве, Уголовно-процессуальный кодекс и другие.

Основными ценностями, которые  должны защищаться системой государственных  органов, являются: личность - ее права  и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность.

По закону охрана этих ценностей  возложена на все государственные  и правоохранительные органы, в том  числе и на таможенные.

Функция борьбы с правонарушениями в области таможенного дела возложена  на ФТС России и принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной  таможенной службе, в котором сказано, что ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями1.

Правовую основу деятельности таможенных органов как органов  дознания составляют Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации.

Правовую основу деятельности таможенных органов как органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, составляют ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности», Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации (как определяющие пределы компетенции  таможенных органов как органов, осуществляющих ОРД).

Кроме того, все три вида правоохранительной деятельности таможенных органов детально регламентированы иными нормативными правовыми актами федерального, межведомственного и  внутриведомственного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ.

§1. Таможенные органы как органы дознания.

Борьба таможенных органов  с преступлениями в сфере таможенного  дела — одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).

Предварительное расследование  представляет собой деятельность органов  дознания и следователя по собиранию, проверке, закреплению и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются  обстоятельства, имеющие значение для  дела.

Закон различает два вида дознания:

1) дознание по делам,  по которым предварительное следствие  обязательно;

2) дознание по делам,  по которым предварительное следствие  не обязательно.

В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для  установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). Об обнаруженном преступлении и начатом  дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Не позднее 10 суток  со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его  следователю по подследственности.

Информация о работе Правоохранительные функции таможенных органов