Характеристика института помилования в уголовном праве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что амнистия и помилование, являясь важной частью механизма развития демократии, вместе с тем имеют большое криминологическое значение. При вынесении акта амнистии или помилования следует в максимальной степени стремиться к тому, чтобы не допустить рецидива преступления. Применение амнистии и помилования призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.
Рассматриваемые институты регламентируются различными отраслями законодательства – конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и т.д. В научной литературе и практике существует широкая палитра мнений по определению правовой природы, отраслевой принадлежности амнистии и помилования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. История возникновения и развития института амнистии и помилования в России.
§ 1. Становление института амнистии и помилования…………………….5-11
§2. Юридическая природа амнистии и помилования……………………11-13
Глава 2. Характеристика института амнистии в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность амнистии………………………………………..14-20
§2. Применение амнистии и ее роль в правовом государстве…………..20-24
Глава 3. Характеристика института помилования в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность помилования……………………………………25-32
§2. Процедура помилования………………………………………………32-34
Заключение…………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………….36-37

Работа содержит 1 файл

Уголовное право-Курсовая работа.docx

— 81.25 Кб (Скачать)

Акт помилования – наивысшая  форма (из всех видов досрочного освобождения от наказания) проявления гуманизма  к лицу, совершившему преступление и осужденному за него. Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в него природой, и сделать это достоянием всех.

Вывод о необходимости  рассмотрения помилования именно через  призму естественных прав человека подтверждается также отсутствием в законах  – Уголовном кодексе и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК  РФ) – каких-либо формальных ограничений  для его применения. При помиловании  учету подлежит не только тяжесть  совершенного преступления, но и личность осужденного, которая оценивается  значительно шире: не только до совершения преступления и до осуждения, но и  в период отбывания наказания.

Этимологическое содержание термина помилование означает прощение, заключающееся в отмене наказания  за какую-либо вину, за какой-либо проступок; прощение, пощаду, благодеяние, щедроту, благоволение. Помиловать – отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо вину, проявить снисхождение к кому-либо. Под помилованием подразумевается  погашение всего или части  наказания волей государственной  власти, объявленной по отношению  к данному конкретному случаю. Уголовный закон есть выражение  воли общественной власти, приговор судебный – ее осуществление в конкретном случае.24

Н.И. Ветров считает помилование  актом милосердия верховной власти, одним из видов освобождения лица от отбывания наказания, сокращающим  его или заменяющим более мягким, либо снимающим судимость.25

Примечательна точка зрения по данному вопросу А.С. Михлина, который  пишет: «Помилование – это не только акт милости, это еще и акт доверия. Если мы доверяем осужденному, если мы его освобождаем от наказания, смягчаем его положение, то он должен искупить свою вину честным трудом и уж, по крайней мере, не совершать новых преступлений. А если он совершает новое преступление, значит, мы должны признать, что помилование было ошибочным, и он оказанного доверия не оправдал».26

Итак, Конституция РФ провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.27  Помилование  представляет  собой  решение  Президента  РФ,  улучшающее  правовое положение  индивидуально  определенного  лица,  осужденного  за  совершение преступления,  отбывающего  наказание  или  отбывшего  его и имеющего  судимость. Улучшение  положения  осужденного  или  отбывшего  наказание  может  выражаться  в освобождении  осужденного  от  дальнейшего  отбывания  наказания  либо  сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Правовым основанием для принятия Президентом РФ решения о помиловании является п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ.

Как и амнистия, помилование  представляет собой проявление гуманизма  по отношению к осужденным и также  направлено на полное или частичное  аннулирование юридических последствий  совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке. 28

Но есть и ряд принципиально  важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии,  не  носит  нормативного  характера;  помилование  осуществляется  в отношении конкретного  лица,  а  амнистия  касается  неограниченного  числа  лиц;  на  основании Указа Президента  РФ  о  помиловании  лицо  освобождается  от  наказания.  В то  же  время Постановление Государственной думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания  акта  соответствующего  органа,  указанного  в  постановлении;  ходатайство  о помиловании  исходит  от  осужденного  или  других  заинтересованных  лиц.  Что  касается акта  об  амнистии,  то  его  издание  инициируется  не  осужденными  и  их  родственниками, а органами  государственной  власти  и  управления;  акт  помилования  носит  единичный, разовый  характер  и  исполняется  незамедлительно. Процедура  реализации  акта  амнистии намного сложнее и требует достаточно продолжительного периода. 29

Согласно Конституции  РФ помилование осуществляет Президент  РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с  Договором Российской Федерации  и Республики Башкортостан «О разграничении  предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти Республики Башкортостан» «правом  помилования осужденных судами Республики Башкортостан» обладает Президент  этой республики.30

Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов  Российской Федерации» установлен новый  порядок решения вопросов о помиловании  осужденных. Действовавшая ранее  Комиссия по вопросам помилования при  Президенте РФ упразднена. Для обеспечения  надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании  комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации.

Этим же Указом утверждено положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым  помилование осуществляется путем  издания Указа Президента РФ о  помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или  лица, отбывшего назначенное судом  наказание и имеющего неснятую судимость.

     В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.31

Хотя уголовный закон  не делает каких-либо ограничений относительно категорий преступлений или категорий осужденных, которые подлежат или не подлежат помилованию, Президент РФ своим указом такие ограничения вводит. Согласно Положению помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно - досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.32

В соответствии со ст. 85 УК РФ акт помилования применяется  только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

  1. лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  2. назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;
  3. с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.33

  Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3. ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.34 Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.

§2. Процедура помилования.

Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание). Раньше таким правом были наделены родственники осужденного, представители общественности, администрация исправительных учреждений. Помилование является исключительной прерогативой Президента РФ (п. "в" ст. 89 Конституции РФ),35 оно осуществляется путем издания индивидуального правового акта - указа Президента РФ о помиловании. Итак, процедура помилования осуществляется следующим образом. Осужденный  обращается  с  ходатайством  о  помиловании  к Президенту  РФ  в письменной  форме  и  направляет  это  ходатайство  в администрацию  учреждения  или органы,  исполняющие  наказание,  которая  в  свою  очередь  не  позднее  чем  через 20 дней после  подачи  ходатайства  о  помиловании  направляет  его  с  необходимыми  документами (п. 5  Положения  о  порядке  рассмотрения  ходатайств  о  помиловании  в  Российской Федерации)  в  территориальный  орган  Министерства  юстиции  в  субъекте  РФ.

Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее чем через  7 дней после получения ходатайства о помиловании представляет  его в комиссию  по  вопросам помилования,  которая не  позднее чем через 30 дней  после получения ходатайства о помиловании представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Губернатор не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании вносит  Президенту  РФ  представление о целесообразности  применения  акта  помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.36 

Чтобы  избежать  случаев  всякого  рода  волокиты  и  злоупотреблений  на региональном уровне, Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения  о ходатайствах  о помиловании,  поступивших  в  территориальные  органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Список  лиц,  рекомендованных  высшим  должностным  лицом  субъекта  РФ  к помилованию,  подлежит  опубликованию  в  местных  средствах  массовой  информации.  В этом  списке  также  указывается  статья  уголовного  закона,  по  которому  осуждены обратившиеся  с ходатайством  о помиловании.  Высшее  должностное  лицо  субъекта  РФ вправе  также  обнародовать  мотивы,  которыми  он  руководствовался  при  принятии соответствующего решения. 37

Указ  Президента  РФ  о  помиловании  в  течение  двух  дней  после  его  издания  направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом  РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно  высшим  должностным  лицом  субъекта  РФ  либо  по  его поручению председателем  комиссии.  В  случае  отклонения  Президентом  РФ  ходатайства  о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через  год,  за  исключением  случаев  возникновения  новых  обстоятельств,  имеющих существенное значение для применения акта помилования.38

 

 

Заключение

Итак, в заключении хотелось бы сказать, что институт амнистии и помилования в уголовном праве России играют одну из ключевых ролей по прекращению лицом претерпевания негативных последствий. Амнистия и помилование занимают особое место в числе поощрительных норм. Они применяются по решению Президента РФ и Государственной Думой Федерального собрания РФ и по своей юридической природе представляют собой комплексные правовое институты, регулируемые нормами рядя отраслей российского права.

Указанная регламентация осуществляется Конституцией Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», утвердившим Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации и Постановлениями Государственной Думы РФ.

Сложность юридической природы  данных институтов, сочетающих в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субинституты, всегда вызывала интерес юридической науки к теоретическим и прикладным проблемам амнистии и помилования.

Очень важным в вопросе об амнистии и помилования является сохранение некого баланса при принятии решений  относительно актов амнистии и помилования. Если данные акты принимаются часто, то можно пронаблюдать картину снижения значения уголовного наказания. Если, наоборот, очень редко, то ни о каких принципах гуманизма и справедливости не может быть и речи. Представляется, что такие меры должны обязательно периодически осуществляться, но периодически, взвешено и продумано. 

Литература

Нормативно –  правовые акты

        1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // РГ. – 1993. - №237. – 25 дек.
        2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. // СЗ. – 1996. -№25. – 17 июня.
        3. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 г.
        4. Указ Президента РФ от 28.12.2001 №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации».

 

Специальная литература

  1. Бриллиантов А.В. Комментарии у Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: Проспект, 2011. – 1031с.
  2. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 415с.
  3. Волкова Т. Право на помилование: актуальные проблемы реализации/Т. Волкова//Уголовное право. – 2006. - № 3. – С. 9 – 13.
  4. Гришко А. Я., Потапов А. М.   Амнистия. Помилование. Судимость. – М.: Университетская книга, 2009. – 288с.
  5. Иногамова-Хегай Л.В., Рарог А.И. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. – М.: Инфра – М : Контракт, 2006. – 547с.
  6. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов. – М.: Городец, 2006. – 944с.
  7. Козаченко И. Я. Уголовное право. Общая часть: учебник. — М.: Норма, 2008. – 720с.

Информация о работе Характеристика института помилования в уголовном праве России