Характеристика института помилования в уголовном праве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что амнистия и помилование, являясь важной частью механизма развития демократии, вместе с тем имеют большое криминологическое значение. При вынесении акта амнистии или помилования следует в максимальной степени стремиться к тому, чтобы не допустить рецидива преступления. Применение амнистии и помилования призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.
Рассматриваемые институты регламентируются различными отраслями законодательства – конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и т.д. В научной литературе и практике существует широкая палитра мнений по определению правовой природы, отраслевой принадлежности амнистии и помилования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Глава 1. История возникновения и развития института амнистии и помилования в России.
§ 1. Становление института амнистии и помилования…………………….5-11
§2. Юридическая природа амнистии и помилования……………………11-13
Глава 2. Характеристика института амнистии в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность амнистии………………………………………..14-20
§2. Применение амнистии и ее роль в правовом государстве…………..20-24
Глава 3. Характеристика института помилования в уголовном праве России.
§1. Понятие и сущность помилования……………………………………25-32
§2. Процедура помилования………………………………………………32-34
Заключение…………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………….36-37

Работа содержит 1 файл

Уголовное право-Курсовая работа.docx

— 81.25 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

Глава 1. История возникновения  и развития института амнистии и  помилования в России.

§ 1. Становление института  амнистии и помилования…………………….5-11

§2. Юридическая природа  амнистии и помилования……………………11-13

Глава 2. Характеристика института  амнистии в уголовном праве России.

§1. Понятие и сущность амнистии………………………………………..14-20

§2. Применение амнистии и  ее роль в правовом государстве…………..20-24

Глава 3. Характеристика института  помилования в уголовном праве  России.

§1. Понятие и сущность помилования……………………………………25-32

§2. Процедура помилования………………………………………………32-34

Заключение…………………………………………………………………35

Литература………………………………………………………………….36-37

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная уголовная политика российского государства, направленная на предупреждение и противодействие  преступности, предусматривает дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, используя как меры государственного принуждения (наказание), так и отказ  от его применения в предусмотренных  законом случаях (освобождение от уголовной  ответственности, смягчение наказания).

В системе существующих в  российском законодательстве различных  видов освобождения от уголовной  ответственности и смягчения  положения лиц, совершивших преступления, значимыми  является институт амнистии и помилования.

Тема данной курсовой работы - «Амнистия и помилование в уголовном праве России» является актуальной в силу того, что, во-первых, несмотря на схожесть данных институтов, они все же имеют существенные отличия друг от друга, во-вторых, амнистия и помилование активно применяются в юридической практике, в-третьих, произошедшие изменения в законодательном регулировании обусловливают актуальность ряда теоретических вопросов, в частности определения правовой природы амнистии и помилования, их места среди других видов досрочного освобождения, роли в предупреждении рецидивной преступности, типов личности амнистированных и помилованных.

Следует отметить, что амнистия и помилование, являясь важной частью механизма развития демократии, вместе с тем имеют большое криминологическое значение. При вынесении акта амнистии или помилования следует в максимальной степени стремиться к тому, чтобы не допустить рецидива преступления. Применение амнистии и помилования призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.

Рассматриваемые институты  регламентируются различными отраслями  законодательства – конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и  т.д. В научной литературе и практике существует широкая палитра мнений по определению правовой природы, отраслевой принадлежности амнистии и помилования.

К сожалению, современные  законодательные, иные нормативно-правовые источники не лишены пробелов в правовом регулировании указанных институтов, более того, в отдельных из них  имеются противоречия. В условиях образования многочисленных субъектов, участвующих в реализации Указа, актов амнистии, достижение единообразия в применении амнистии и помилования  имеет крайне важное значение.

 

 

 

 

Глава 1. История  возникновения и развития института  амнистии и помилования в России.

§ 1. Становление  института амнистии и помилования.

Помилование имеет более  длительную историю развития, чем  амнистия. Это связано с тем, что  значительную часть истории человечества преобладала единоличная власть в государствах, с правом их главы  принимать решение о прощении виновных, сочетая приемы «казнить – миловать». И, как правило, это  право реализовывалось в виде прощения конкретных лиц, совершивших  преступления. Так, например, в Древнем  Риме верховная государственная  власть обладала правом помилования, реализуемым  посредством издания распоряжения об отказе, приостановлении или прекращении  уголовного преследования в отношении  конкретных лиц.

Постепенно право помилования  стало применяться не только к  единичным конкретным лицам, но и  к неопределенным группам лиц, т.е. фактически приобретать черты амнистии. Первые упоминания об амнистии как  государственной мере относятся  к истории Древней Греции. Так, во времена афинско – рабовладельческой демократии прощению подлежали целые группы преступников. С древних времен амнистия по своему существу принадлежала к чрезвычайным мерам, посредством которых ради высших соображений гуманности и политики приостанавливалось действие закона, рассчитанного на развитие правоотношения, возникающего между государством и правонарушителем. Считалось, что амнистия имеет преимущественное значение для преступлений политического характера. Применялась амнистия, как правило, после политических переворотов к поверженным противникам.1 

В России также институт помилования появился раньше, чем  амнистия. Но уже в княжеский период на Руси для приобретения единомышленников в стане недругов князья часто  использовали не только индивидуальную, но и коллективную милость.

С централизацией государственной  власти и укреплением самодержавия на Руси княжеская милость приобрела  более определенные формы. Право  миловать сосредотачивается в руках  самодержца, который отправляет милости  по своему усмотрению. В Судебнике 1550 г. была предусмотрена обязанность у судей докладывать государю о наиболее важных делах, который сам определял форму и степень наказания. Так называемая опала, касающаяся высших сословий, означала «гнев государев» и сохранялась до определения наказания или до тех пор, пока не наступит помилование.

С конца XVI века на Руси объявлялись указы о помиловании преступников по случаю знаменательных событий в царской семье: восшествие на престол, рождение ребенка и т. п. Помилование, как форма монаршей милости, использовалась всеми самодержцами. Широко применялось помилование и в период царствования Ивана Грозного. Истории известно завещание И. Грозного от 10 марта 1584 г., в котором он предписал Федору освободить после своей смерти всех узников.

При Петре I назначенные суровые наказания часто отменялись актами помилования. Петр I требовал осуждения и наказания только виновных и вместо смертной казни широко использовал помилованных преступников на каторжных работах, строительстве галерного флота и других работах.2

Существенное значение для  дальнейшего развития амнистии и  помилования играет Манифест от 4 ноября 1721 г. О милостях осужденным, дарованный Петром I по случаю заключения мира со Швецией, «О прощении всем каторжным и колодникам, кроме смертоубийц и разбойников, вследствие милости Всевышнего в войне». Манифест, фактически явившийся амнистией, предусматривал как полное освобождение от наказания, так и его смягчение.

Широко применялось право  прощения в период царствования Екатерины  II, издавшей несколько манифестов о милостях. Екатерина II считала, что помилование должно распространяться на политических преступников. 3

Значительны заслуги императора Николая I в развитии институтов амнистии и помилования. Так, в годы его царствования была произведена систематизация законов о помиловании и всемилостивейших манифестов.

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. предусматривало институт помилования и рассматривало амнистию как одну из форм помилования. Помилование было возможно в виде: отмены наказания, определенного приговором суда отдельному лицу, применения или замены наказания на более мягкое и возможное восстановление виновного в его правах, устранения или прекращения уголовного преследования, амнистии – прощения или смягчения наказания, либо неприменении или прекращении уголовного преследования в отношении большого количества виновных.

Прекращение уголовного преследования  по акту помилования не устраняло  всех последствий, возникших для  виновного в связи с совершенным  им преступлением. Так, лицо, совершившее  преступление и помилованное, не освобождалось  от церковного покаяния. Последнее  прекращалось или продолжалось по усмотрению духовной власти освобожденного.

В исключительных случаях  помилование в дореволюционной  России возбуждалось судом. Ходатайства  суда о помиловании согласно именному Указу от 25 ноября 1865 г. подлежали докладу Николаю II через Министерства юстиции. С ходатайством о помиловании вправе были обращаться и сами правонарушители. Просьбы осужденных о помиловании надлежало принимать «с самою строгою осмотрительностью и только тогда, когда найдены будут уважительные причины для ходатайства об облегчении их участи».

Новый этап развития институтов амнистии и помилования связан с  вышедшим в 1903 г. в царствование Николая  II Уголовным Уложением, которое предусматривало институт амнистии и помилования, дословно воспроизводило формулировку Уложения 1845 г.

Прерогатива монарха осуществлялась, как правило, в форме Манифеста. Так, 11 августа 1904 г. был издан Манифест о помиловании преступников по случаю рождения наследника престола.

С 1905 г. помилование становится актом верховного управления, издаваемого  в форме Указа, а не Манифеста.

После революционных событий 1905 г. в России ожидалась амнистия за политические преступления. Однако этого не произошло, хотя 21 октября 1905 г. был издан указ о помиловании. Второй указ о помиловании был  издан 21 февраля 1913 г. по случаю 300-летия  династии Романовых. Помилование не подлежали деятели революционного движения за преступные действия, направленные на изменение в России образа правления  или порядка наследования престола. 4

Первым актом, в котором  употреблен термин «амнистия», явился Указ об амнистии от 7 марта 1917 года, изданный Временным правительством после Октябрьской революции. В первых строках Указа говорилось об объявлении общей политической амнистии.

Конституция РСФСР 1918 г. в п. «е» ст. 49 провозгласила, что ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов подлежит право амнистии - общей и частичной. И хотя эти понятия Конституцией РСФСР не определялись, в теории и на практике под общей амнистией понималось освобождение от уголовной ответственности и наказания неопределенного количества лиц или его смягчение. Под частичной амнистией подразумевалось помилование, то есть освобождение от уголовной ответственности и наказания (смягчение наказания) в отношении индивидуально - определенных лиц.

Наряду с актами амнистии в первые годы Советской власти применялось  и помилование, которое применялось  к лицам, совершим преступления любой  общественной опасности, но раскаявшихся в их совершении и вставшие на путь исправления. Декрет СНК «О суде» от 24 ноября 1917 г. в п. 7 указывал, что право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, принадлежит судебной власти.

4 марта 1929 г. Пленумом Верховного Суда СССР издано постановление «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям». Постановлением разъяснялось, что к продолжаемым преступлениям амнистия может применяться лишь тогда, когда все преступные действия закончились до издания амнистии. К длящимся преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется. Полное и частичное освобождение от наказания, его смягчение ставится в зависимость от вида и срока наказания, назначенного судом. В качестве освобождения от наказания по акту об амнистии нередко употребляется такое обстоятельство, как совершение преступления впервые.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. было несколько Указов Президиума Верховного Совета СССР об амнистии: «О предоставлении амнистии польским гражданам, содержащимся в заключении на территории СССР» от 12 августа 1941 г., «О предоставлении амнистии лицам, самовольно ушедшим с предприятий военной промышленности и добровольно возвратившимся на эти предприятия» от 30 декабря 1944 г., «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» от 7 июля 1945 г. В результате амнистии от 7 июля 1945 г. из мест лишения свободы освободилось около 400 тыс. человек.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 г. «Об амнистии» явился самым широким актом амнистии за всю историю существования Советского государства. В результате амнистии 1953 г. были освобождены многие категории осужденных. Освобождению подлежали осужденные к лишению свободы на срок от пяти лет включительно за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, за бандитизм и убийство. Не запрещалось применение амнистии и к особо опасным рецидивистам.5

Новый этап в развитии правовых институтов амнистии и помилования  связан с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и  союзных республик и новых  уголовных кодексов союзных республик  в 1959-1961 гг., в которых наряду с  институтами досрочного и условно-досрочного освобождения предусматривало освобождение от уголовной ответственности  и  наказания на основании актов  амнистии и помилования.

Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. значительно расширили правовую основу амнистии и помилования, предусмотрев возможность амнистии и помиловании на любой стадии процесса. Амнистия и помилование являлись прерогативой высших органов государственной власти: Верховного Совета Союза СССР и его, Верховных Советов союзных республик и их Президиумов. Акты амнистии издавались в форме Указов Президиума Верховного Совета и реже в виде законов. Акты помилования издавались в виде указов и постановлений высших органов государственной власти.

Информация о работе Характеристика института помилования в уголовном праве России