Характеристика соборного уложения 1649 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

В «Уложении» речь о царе велась не как о человеке, а как о государе. Глава II, посвященная наказаниям за наиболее серьезные государственные преступления, носила название: «О государевой чести и как охранять государево здоровье, безопасность».
Олицетворяя государство, царь обладал верховными правами, распространявшимися на все земли государства. Этот принцип применялся по отношению к Сибири. Все земельные богатства Сибири принадлежали государю. Юридически частные лица, имели право только пользоваться участками земли, которые они фактически обрабатывали (заимки, пользование которыми основано на праве труженика), или на которые они получали особые разрешения. В Сибири не существовало частной собственности на землю.

Работа содержит 1 файл

Характеристика соборного уложения 1646.docx

— 34.55 Кб (Скачать)

 

Характеристика соборного уложения 1649 года

В «Уложении» речь о царе велась не как  о человеке, а как о государе. Глава II, посвященная наказаниям за наиболее серьезные государственные  преступления, носила название: «О государевой  чести и как охранять государево здоровье, безопасность».

Олицетворяя государство, царь обладал верховными правами, распространявшимися на все  земли государства. Этот принцип  применялся по отношению к Сибири. Все земельные богатства Сибири принадлежали государю. Юридически частные лица, имели право только пользоваться участками земли, которые они фактически обрабатывали (заимки, пользование которыми основано на праве труженика), или на которые они получали особые разрешения. В Сибири не существовало частной собственности на землю.

На  старых землях царства московского  цари вынуждены были принимать и  одобрять существование находящихся  в частной собственности наследственных земельных угодий, или вотчин, принадлежавших боярам и прочим, но, начиная с  Ивана Грозного, с них могли  требовать исполнения воинской службы. С другой стороны, что касается поместий, то эти земли раздавались в  пользование держателям только при  условии обязательности воинской службы с их стороны и только на то время, в течение которого они несли  эту службу. Такими землями владело  государство.

Кроме боярских и иных вотчин, находящихся  в частной собственности, а также  церковных и монастырских земельных  угодий, все остальные земли принадлежали государю, то есть – государству. Таковыми были земли, заселенные государственными крестьянами («черные» земли), так же как и земельные участки в  городах и вокруг них.

Помимо  этих государственных земель, существовала еще одна категория земель, принадлежавших государю – государевы земли, называющиеся еще дворцовыми землями. Они предназначались  для содержания государева дворца. (Вдобавок, Каждый царь мог владеть (и владев) землей в частном порядке, не как государь, а как обычный человек).

Все эти категории земель упоминаются  в «Уложении».

В то время, как царская власть была основой государственного права в «Уложении», объединенные социальные группы, или чины, чью волю выражал Земский Собор, составляли «каркас» нации. До определенной степени, московские чины играли социополитическую роль, подобную польским и западноевропейским сословиям.

«Уложение»  провозглашало принцип равенства  в отправлении правосудия для  людей из всех чинов «от высших да низших». В то же время, оно особым образом подтверждало определенные личные права и права собственности для представителей высших чинов.

Следует вспомнить, что в 1606 г. царь Василий  Шуйский, взойдя на трон, поклялся не приговаривать  к смерти аристократа или купца  без разбирательства боярского  суда; не отбирать землю и другие владения осужденного, а передавать их его родне, вдове и детям (в  том случае, если они не виновны  в таком же преступлении); и ее слушать обвинений, пока они не будут  точно доказаны тщательным расследованием.[927]

Эти гарантии нашли свое отражение в  главе II «Уложения», хотя и в менее  определенной форме.

Глава II свода назначает смертную казнь  за определенные категории политических преступлений, такие, как намерение  убить царя, вооруженное выступление, государственная измена к предательская сдача крепости врагу.

Во  всех этих случаях свод требует, чтобы  смертный приговор не выносился без  предварительного расследования вины обвиняемого. Он мог быть казнен, а  его собственность передана казне, только если несомненно установлено, что он виновен. Его жена и дети, родители и братья не приговаривались к наказанию, если они не принимали участия в совершении того же преступления. Они имели право получить часть его владений, чтобы иметь средства к существованию.

Некоторые статьи главы II допускают обличения  и доносы в случаях подозрения в заговоре или других политических преступлениях. В каждом случае свод считает, что должно быть проведено  тщательное расследование и выдвинуто  обоснованное обвинение. Если оно оказывается  ложным, то доносчик приговаривается  к суровому наказанию.

Статья 22 главы II имела своей целью защитить дворянство и прочих людей от притеснений  со стороны местных воевод или  их помощников. Она защищала право  военнослужащих или людей какого-либо иного статуса на местах предоставлять на рассмотрение воеводам петицию, направленную против административных притеснений. Если такая петиция представляла дело в верном свете, а воевода после этого в своем донесении царю говорил о ней, как о мятеже, то воевода в таком случае должен был быть наказан.

Права на землю по соборному уложению 1649 года

Важное  политическое значение имели те пункты «Уложения», которые обеспечивали права  на землю боярам и дворянству.

Московское  законодательство XVI и XVII веков проводило  различие между двумя основными  формами земельных прав: вотчина  – земельное угодье, находящееся  в полной собственности, и поместье – земля, которой владеют на условиях государственной службы.

Один  и тот же человек мог владеть  обоими видами земель. Как правило, именно бояре владели большими вотчинами, хотя боярин мог обладать (а в XVII веке обычно обладал) и поместьем. Последняя  форма была основой земельных  владений дворян, хотя многие дворяне  могли иметь в собственности (а  часто и имели) вотчину (обычно небольшую).

Смутное время с его крестьянскими  бунтами и войнами произвело  беспорядок в земельных правах, и  многое бояре и дворяне потеряли свои земельные угодья. Во время  правления патриарха Филарета была сделана попытка возвратить владения их прежним хозяевам или восполнить потери новыми землями.

До  свода 1649 г., однако, не было четкой координации  разнообразных указов, выпущенных с  периода Смутного времени и касающихся земельных прав бояр и дворян. Владельцы  или держатели земельных угодий чувствовали себя ненадежно и  обращались к правительству за гарантиями. Они были даны в главе XVIII «Уложения», которая называлась «О вотчинниках».

В первой части главы (статьи от 1 до 15) речь велась о «старинных» боярских и дворянских угодьях, либо наследственных, либо дарованных царями. Оба эти  типа были сделаны наследственными. Если владелец умирал, не оставив завещания, его угодье должно было перейти к ближайшему родственнику. Целью этого закона было сохранить за боярскими родами владение большими земельными угодьями и тем самым поддержать аристократию как высший класс в царстве.

Вторая  часть главы XVII (статьи 16-36) содержит подтверждение отдельных категорий земельных даров, сделанных в Смутное время. Во время этого периода цари и претенденты, бояре и казаки, иностранцы и русские сражались друг с другом и старались, по очереди или одновременно, сформировать правительство и наградить своих, последователей деньгами и земельными дарами, и каждый из них отменял дары, сделанные его соперником.

Первые  два претендента, царь Василий Шуйский, избранный царь Владислав, его отец король Сигизмунд Польский – все  они были щедры на обещания и милости  своим настоящим и будущим  последователям, некоторые из которых  извлекали выгоду из ситуации, «выдаивая» сначала одного теневого правителя, потом – другого, или обоих  одновременно, вроде тех, кто переходил  то туда, то сюда – от царя Василия  в Москве к царю Лжедмитрию II в районе Тушина.

Вполне  естественно, что после победы национально-освободительной армии и избрания царя Михаила, законность даров признавалась только если лица, пользовавшиеся этими дарами, поддерживали новое правительство. Окончательное подтверждение этих даров было сделано в «Уложении». Было признано три категории земельных даров: 1) дары, сделанные царем Василием Шуйским во время осады Москвы крестьянской армией Болотникова, а затем – во время блокады тушинской армией второго претендента; 2) дары, сделанные вторым претендентом тем из его тушинских последователей (тушинцам), которые позднее примкнули к национальной армии (1611-1612 гг.); и 3) дары, сделанные разным лицам, получившим земли тех тушинцев, которые не поддержали национальную армию и новое царское правительство. Эти три категории даров были определены как недвижимые и неотъемлемые.

Третья  часть главы XVII (статьи 37-55) подтверждала законность приобретения владельцами вотчин новых земельных угодий, права собственности на которые полностью гарантировались.

Подтверждение владения и прав наследования наследственных угодий приносило пользу, главным  образом, боярам. Дворянство, особенно мелкое, в большей мере было заинтересовано правами на поместья. Им посвящена  глава XVI «Уложения».

Первоначально, поместье даровалось лицу для пользования  и не могло быть передано по наследству, продано или обменено на другой земельный  участок. Но, что вполне типично для  человеческой природы, держатель поместья, исполняя требуемую от него службу, обычно прилагал усилия к тому, чтобы  добиться для себя и своей семьи  права на землю и попытаться сделать  их наследственными. Он нуждался в том, чтобы обеспечить себе старость, и  поэтому хотел сохранить за собой  землю вплоть до смерти. Статья 9 главы XVI давала ему право передавать управление землей, наряду с обязательной военной  службой, своему сыну, младшему брату  или племяннику.

Если  после смерти помещика (владельца  поместья) оставался несовершеннолетний сын (или сыновья), то над ним должна быть установлена опека до поры, когда он достигает пятнадцати лет  и будет зачислен на военную службу и получит поместье на свое собственное  имя.

Вдова и дочери почившего помещика должны были получить достаточно земли, чтобы  жить вплоть до смерти или замужества. Каждая из них имела право отдавать эту землю в управление или  пользование любому, кто хотел  бы взять на себя обязательство кормить  их и помочь с замужеством. В том  случае, если получивший их землю не выполнил своих обязательств, соглашение должно быть расторгнуто, а земля возвращена женщине или девушке («Уложение», глава XVI, статья 10).

Хотя  помещик не имел права продавать  свое поместье, он мог по различным  причинам поменять его на другое. Сначала подобные сделки допускались только в особых случаях. Позднее правительство, идя на уступки петициям, согласилось узаконить обмены. Для того, чтобы воспрепятствовать незаконной продаже поместья под видом обмена, было постановлено, что количество земли в каждом из обменивающихся поместий должно быть одинаковым. «Уложение» облегчило регулирование этого вопроса и даже позволило обмен поместья на вотчину и наоборот (глава XVI, статьи 3-5).

Глава XVI «Уложения» оставляла надзор за национальным фондом поместных земель в руках  правительства, что было важно для  обеспечения соответствующей военной  службы со стороны дворянства.

С другой стороны, уложения в этой главе  гарантировали дворянству пути сохранения земельных владений в одной и  той же семье или роду. Вдобавок, эти уложения давали дворянским семьям сбалансированную систему социальной защиты, включая заботу о престарелых  и детях.

Эти гарантии прав землевладения для  бояр и дворян были необходимы для  того, чтобы обеспечить верность и  поддержку трону со стороны этих двух социальных групп, которые традиционно  играли ключевые роли в московской администрации и армии.

Более того, правительство вынуждено было гарантировать «служилым людям» не только землю, но и обеспечение  работниками для обработки земли. То, чего хотел боярин или помещик, заключалось не просто в земельном  угодье, но в угодье, населенном крестьянами.

Бояре и, в меньшей степени, дворяне  владели холопами, некоторых из которых  они могли использовать, и фактически использовали, как сельскохозяйственных рабочих (деловые люди). Но этого  было недостаточно. При социальной и экономической организации  Московии в XVII веке главным источником труда на земельных угодьях были крестьяне.

На  протяжении более чем сорока лет  после начала временных предписаний (во времени правления Ивана Грозного), обуздывающих свободу передвижения крестьянин в определенные «заповедные  годы», бояре и особенно дворянство боролись за полную отмену крестьянского  права переходить из одного земельного владения в другое. С появлением «Уложения» они достигли своей цели.

Глава XI отменяла установленный срок, на протяжении которого хозяин мог предъявлять  претензии на своего беглого крестьянина  и, таким образом, навсегда прикрепляла  крестьянина к тому угодью, на котором  он проживал. Начиная с этого времени, единственным законным для крестьянина  путем покинуть земли помещика стадо  получение специального документа («отпускная») от своего господина.

Хотя  рабство (в значении личной прикрепленности  человека к земле) было узаконено  сводом 1649 г., крестьянин все же не был  рабом. О холопах речь шла в  отдельной главе «Уложения» (глава XX).

Юридически, согласно своду, крестьянин признавался  личностью (субъектом, а не объектом, права). Его достоинство гарантировалось  законом. В случае оскорбления его  чести обидчик должен был выплатить  ему компенсацию, хотя и самую  низкую (один рубль) из списка штрафов (глава Х статья 94).

Крестьянин  имел право возбуждать дело в суде и принимать участие в законных сделках разного характера. Он владел движимым имуществом и собственностью. Урожай с участка земли, которую  он обрабатывал для себя (собранный  или несобранный) принадлежал ему.

Налоги в соборном уложении 1649 года

В главе XIX «Уложения» речь велась о плативших  налоги горожанах (посадских людях). Они были организованы в общины (часто  называвшиеся сотнями) со статусом, подобным статусу государственных (черных) крестьян. Посадских можно было бы назвать государственными горожанами.

Информация о работе Характеристика соборного уложения 1649 года