Хищение имущества: понятие, формы, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является анализ становления и совершенствования института уголовной ответственности, системы отграничения видов преступлений против собственности а также предупреждение и профилактика преступлений против собственности.
Основной задачей видится раскрытие смысла понятий ответственности, преступлений против собственности и разграничение видов преступлений согласно норм действующего уголовного кодекса Республики Беларусь и совершенствование системы мер предупреждения и борьбы с хищениями на пути формирования правового государства в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1 История развития и современные тенденции ответственности……………………………………...................................8
ГЛАВА 2 Общая характеристика хищения (ст.ст. 205-212 УК Республики Беларусь)…………………………………………….…..….17
2.1. Общее понятие хищения……………………………………………………17
2.2. Уголовно-правовое разграничение форм хищения собственности……...22
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………................36

Работа содержит 1 файл

хищение окончательное.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Злоупотребление служебными полномочиями, которое хотя и было совершено по корыстным мотивам и причинило имущественный вред, однако не связано с безвозмездным завладением имуществом (например, сокрытие путем запутывания учета недостачи, образовавшейся в результате служебной халатности, временное пользование имуществом без намерения обратить его в свою собственность, расходование денег на устройство банкетов, приемов и т.п.), не образует состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК Республики Беларусь.

Хищение имущества  путем присвоения или растраты (ст. 211 УК Республики Беларусь) может быть совершено только лицом, которому это имущество вверено. По этой же статье УК Республики Беларусь наступает ответственность должностного лица, не использовавшего своих служебных полномочий для завладения вверенным ему имуществом. Вверенным является имущество, в отношении которого лицо в силу трудовых, гражданско-правовых или иных отношений наделено полномочиями владения, пользования или распоряжения.

Присвоение  выражается в обращении виновным в свою пользу вверенного ему имущества, а растрата - в отчуждении такого имущества или в потреблении его самим виновным. Растрата ранее уже присвоенного имущества не меняет способа хищения с присвоения на растрату.

Если вверенное  имущество отчуждено незаконно  и безвозмездно, то при отсутствии корыстной цели действия не должны рассматриваться как хищение.

Лица, непосредственно  участвовавшие в похищении имущества  путем злоупотребления служебными полномочиями либо путем присвоения или растраты группой лиц по предварительному сговору с должностным лицом или лицом, которому это имущество вверено, несут ответственность соответственно по ст. 210 или ст. 211 УК Республики Беларусь. В остальных случаях их ответственность наступает за соучастие в этих преступлениях.

Также необходимо отметить, что хищение путем использования компьютерной техники (ст. 212 УК Республики Беларусь) возможно лишь посредством компьютерных манипуляций, заключающихся в обмане потерпевшего или лица, которому имущество вверено или под охраной которого оно находится, с использованием системы обработки информации. Данное хищение может быть совершено как путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, так и путем введения в компьютерную систему ложной информации.

Несанкционированным при хищении с использованием компьютерной техники (ч. 2 ст. 212 УК Республики Беларусь) считается доступ к компьютерной информации лица, не имеющего права на доступ к этой информации либо имеющего такое право, но осуществляющего его помимо установленного порядка.

В отличие от мошенничества при хищении путем  использования компьютерной техники  завладение имуществом происходит посредством  использования компьютерной техники. Если лицо при помощи компьютерной техники изготовило фиктивный документ, а затем использовало его для завладения имуществом путем обмана, все содеянное квалифицируется как мошенничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Законодательство  Республики Беларусь в области профилактики и борьбы с хищениями основывается на Конституции Республики Беларусь, уголовном кодексе Республики Беларусь, уголовно-процессуальном и иными кодексами Республики Беларусь, государственных программах по борьбе с преступностью, утверждаемые указами Президента Республики Беларусь, региональными программами по борьбе с преступностью, ежегодно утверждаемыми решениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, и другими актами законодательства, в том числе международных договорах Республики Беларусь.

Деятельность  по профилактике хищений основывается на принципах законности; гуманизма; демократизма; плановости и системности; защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; индивидуального подхода к гражданам, в отношении которых имеются основания для принятия мер общей и (или) индивидуальной профилактики; скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов (организаций), иных организаций; государственной поддержки участия граждан и их объединений в деятельности по профилактике преступлений; ответственности должностных лиц субъектов профилактики преступлений, иных организаций за нарушение законодательства Республики Беларусь в области профилактики преступлений.

На сегодняшний  день в Республике субъектами профилактики преступлений являются: органы внутренних дел; органы прокуратуры; органы государственной безопасности; органы пограничной службы; таможенные органы; орган государственной охраны; комитет государственного контроля Республики Беларусь; органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям; местные исполнительные и распорядительные органы; органы управления здравоохранением и государственные организации здравоохранения; органы управления образованием и государственные учреждения образования; органы по труду, занятости и социальной защите; органы опеки и попечительства; органы юстиции (Министерство юстиции Республики Беларусь и входящие в его систему подразделения (организации)), и иные органы и организации, а также государственные средства массовой информации (далее - средства массовой информации); советы общественных пунктов охраны порядка (далее - советы общественных пунктов); добровольные дружины; иные субъекты, определенные законодательными актами Республики Беларусь [7, ст.3-7].

Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов (организаций), иных организаций в области профилактики правонарушений осуществляется координационными совещаниями по борьбе с преступностью и коррупцией, действующими в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

На сегодняшний  день в нашем государстве предусмотрен обширный перечень профилактических мероприятия, направленные на предупреждение преступлений против собственности. Так, в целях профилактики правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности: органами внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, другими государственными органами (организациями), осуществляющими проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводятся в установленном порядке проверки состояния в организациях работы по борьбе с хищениями;

органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, другими государственными органами (организациями), осуществляющими проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводятся в установленном порядке проверки расходования бюджетных средств, а также мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере;

органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь принимаются меры по совершенствованию  методики проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

органами внутренних дел во взаимодействии с жилищно-эксплуатационными  службами, средствами массовой информации осуществляется информирование организаций  и граждан о необходимости  оборудования помещений средствами охраны и безопасности, входных дверей в подъезды домов домофонами, кодовыми замками и средствами видеонаблюдения;

местными исполнительными  и распорядительными органами принимаются  меры по строительству охраняемых стоянок  транспортных средств и созданию гаражно-строительных кооперативов, оборудованию и поддержанию в технически исправном состоянии систем электроосвещения в гаражных массивах, на стоянках транспортных средств, выделению при проектировании и строительстве в жилых комплексах мест под гаражи и стоянки для транспортных средств граждан из расчета одно транспортное средство на одну квартиру.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках настоящей курсовой работы было раскрыто понятие уголовной ответственности, дано четкое определение института преступлений против собственности, а также разграничены виды преступлений против собственности согласно норм действующего уголовного кодекса Республики Беларусь. Помимо этого, в настоящей работе был дан анализ совершенствования системы мер предупреждения и борьбы с хищениями на пути формирования правового государства в Республике Беларусь.

Подводя итог работы, хочется отметить, что на сегодняшний  день в Республике Беларусь на практике институты уголовно-правовой ответственности  и преступления против собственности  создают необходимые предпосылки  для создания условий охраны прав собственности граждан, организаций и государства в целом.

Введение института  уголовной ответственности с  принятием уголовного кодекса Республики Беларусь дало четкое отграничение понятия  уголовного преступления и правонарушения в целом и разработало систему  мер уголовного наказания за совершенные преступления.

Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью. В зависимости от умысла виновного хищение может быть совершено путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники.

В целях оптимизации мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, повышения эффективности исправительного и предупредительного воздействия мер уголовной ответственности была принята Концепция  совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Брайнин Я.М. Уголовная ответственность и её основания в советском уголовном праве / Брайнин Я.М. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1988. – 713 с.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
  3. Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 дек. 2010 г., № 672 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.] ; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изменениями и дополнениями – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
  5. О назначении судами уголовного наказания: пост. Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 г. № 1: в ред. ред. пост. Пленума Верховного Суда от 20.12.2007 г. N 19) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
  6. О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества: пост. Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2001 г. № 15: в ред. ред. пост. Пленума Верховного Суда от 24.09.2009 г. N 8) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2001.
  7. Об основах деятельности по профилактике правонарушений : Закон Респ. Беларусь, 10 ноября 2008 г., № 453-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.
  8. Самошин П.И. Единство уголовно-правовых отношений / Самошин П.И. – 2-е изд.- М.: Единство права, 2008. – 340 с.
  9. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учеб. пособие/ Н.Ф.Ахраменка, Н.А.Бабий, В.В.борода и др.; Под ред. Н.А.Бабия и И.О.Грунтова- Минск.: Новое знание, 2002. - 912 с.
  10. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 275-З, с изменениями и дополнениями от 1 марта 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.
  11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995. – 384 с.
  12. Шкатулла, В.И. Право: учебник / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинска; под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Высшая школа, 2004. – 629 с.
  13. Энциклопедия уголовного права: в 12 т. / редкол.: М.Малинин (гл.ред.) [и др.]. – СПб, ГКА, 2007. – 2 т.
  14. Энциклопедия уголовного права: в 12 т. / редкол.: М.Малинин (гл.ред.) [и др.]. – СПб, ГКА, 2007. – 8 т.
  15. Энциклопедия уголовного права: в 12 т. / редкол.: М.Малинин (гл.ред.) [и др.]. – СПб, ГКА, 2007. – 10 т.

 


Информация о работе Хищение имущества: понятие, формы, виды