Идея справедливости в российском уголовном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть содержание принципа справедливости и выявить проблемы, связанные с реализацией принципа справедливости при применении норм уголовного права.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
рассмотреть философское и общеправовое понятие категории «справедливость»;
раскрыть понятие принципов уголовного права;
показать отражение принципа справедливости при криминализации и декриминализации, определении санкции, назначении наказания;
показать реализацию принципа справедливости в действующем уголовном законодательстве России;
раскрыть понятие «восстановление социальной справедливости» как одной из целей наказания и способы ее достижения.

Содержание

Введение 3
§ 1. Понятие категории «справедливость» 5
§2. Соотношение справедливости и права 8
§3. О важности изучения категории «справедливости» в уголовном
праве 11
§4. Принцип справедливости в российском уголовном праве 15
§5. Справедливость как основа исключения повторной уголовной
ответственности 20
§6. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного
Наказания………………………………………………………………….22
§7. Справедливость назначения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера……………………………………………26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

    Понятие справедливости является конечной оценкой судебной деятельности. Однако оценочная категория "справедливость", думается, должна быть неразрывно связана с правосудием. Последнее не должно рассматриваться как чисто юридический термин вне правового поля. Обоснование такой позиции заключается в том, что, во-первых, правосудие осуществляют судьи, которые принимают судебные акты на основании своего внутреннего убеждения и закона. Во-вторых, каждый судья обладает своими нравственными установками. В таких случаях видится, что правосудие является адекватным регулятором общественных отношений и имеет под собой не только правовую, но и моральную основу.

    Так, римским юристам было свойственно определять право посредством понятия справедливости, т.е. исходить из этического содержания права.

    Цельс: "Право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aegui)"

Ульпиан: "Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)..." К тому же, если рассмотреть этимологию слов "право" и "судие", то, получается, судить по праву - а значит по справедливости.6

      Справедливость  многолика применительно к разным сторонам жизни людей. Справедливость - когда человек становится богатым в результате применения своего ума и других природой данных достоинств, но не за счет хитрости, обмана, преступления; когда государство не мстит своим гражданам за совершение ими правонарушений, а преследует цель ресоциализировать правонарушителя, создать условия, в которых

 

 

      правонарушение   становится противным новым взглядам человека; когда законодательный орган ограничивает себя при принятии законов таким образом, что интересы личности становятся доминирующими в сравнении с интересами аппарата принуждения.

    Право   –      это формальное равенство. Фактическое равенство

принципиально недостижимо так же, как недостижимо тождество права и справедливости. Даже специалисты в области уголовного права понимают равенство как принцип уголовного права односторонне, как потенциальную возможность быть осужденным по УК РФ за совершенное преступление. Однако объективно это означает лишь то, что в отношении каждого, совершившего преступление, должно быть возбуждено уголовное дело независимо от социального происхождения, занимаемого служебного положения, отношения к правящей партии и т.п. Но это не означает, что каждый совершивший преступление, обязательно будет привлечен к уголовной ответственности, а тем более подвергнут уголовному наказанию. Многие статьи УК РФ позволяют освобождать преступников не только от уголовной ответственности, а следовательно и от наказания (ст. 75, 76, 78, 84, 90, примечания к ст. 205, 206, 208, 222, 223, 228, 275, 282.1, 282.2, 291, 307, 337, 338 УК РФ), но и от наказания без освобождения от уголовной ответственности (ст. 79-85, 92, 93 УК РФ).

      Аксиоматично  заключение о том, что парные категории неразрывно связаны, как и явления, обозначаемые ими: устранение одного из явлений означает устранение и другого, определяемого парной категорией. По этому поводу В.- Ф. Гегель точно заметил, что добро и зло нераздельны и их «нераздельность проистекает из того, что понятие становится для себя предметным и в качестве предмета непосредственно обладает определением различия».7 Уместно вспомнить и известного русского мыслителя П.И. Новгородцева, который, соглашаясь с философом средневековья 

 

 

Августином, утверждал, что существование зла необходимо для того, чтобы ярче подчеркнуть значение добра.8

    В связи с этим представляются некорректными утверждения, подобные высказанному О.И. Цыбулевской: «устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости».9    Устранение одного из названных явлений означало бы неизбежное устранение другого. Они вечно наличествуют и вечно противостоят друг другу. Со временем меняется не величина справедливости и несправедливости, а наше представление о том, что сегодня справедливо, а что несправедливо и каково их соотношение в

конкретный  период времени применительно к определенной сфере жизни. Это наше субъективное представление, конечно же, базируется на объективных обстоятельствах: уровне экономического развития и культуры, состоянии гражданского общества, типе экономической формации, уровне социальной защищенности людей и возможностях общества ее поддерживать и т.п. Каждое из этих обстоятельств одновременно является и источником справедливости, и несправедливости, и в то же время их критерием.

     Справедливость  - это идеал, наше представление о том, каким должно быть право в идеале. Для права справедливость - путеводная звезда, предел, достичь которого должно стремиться право, памятуя при этом о том, что этот предел недостижим принципиально. Никогда понятия «право» и «справедливость» не совпадали и не могут совпасть, будучи идеалом и реальностью.10

§3. О важности изучения категории «справедливость» в уголовном праве

     Для исследователей в области уголовного права идея справедливости привлекательна потому, что соответствующее понятие фигурирует в трех статьях УК РФ. В ст. 6 УК сформулирован одноименный принцип уголовного законодательства. В ч. 2 ст. 43 УК в ряду целей, стоящих перед

 

       уголовным наказанием, на первое место выдвинута цель восстановления социальной справедливости. И, наконец, определяя в ст. 60 УК общие начала назначения уголовного наказания, законодатель требует, чтобы оно было справедливым.

      Между тем, УК РФ не содержит определения понятия справедливости. Нет его и в других нормативных актах России. Сравнительный анализ названных выше норм УК позволяет лишь сделать вывод о том, что законодатель различает два вида справедливости: простую ( в ст. ст. 6 и 60 ) и социальную ( в ст. 43 ). Ясно так же и то, что законодатель придает справедливости настолько важное значение, что возводит ее в ранг одного из принципов уголовного законодательства (ст. 6 УК).

      В связи с этим проблема справедливости в уголовно-правовой теории приобретает особую актуальность, тем более, что в работах по уголовному праву справедливость определяется по - разному, а иногда ее понятие вообще не формулируется, хотя часто произведение специально посвящено исследованию этого явления.

      В социалистическую эпоху авторы учебников по уголовному праву старались избегать обсуждения вопроса о принципах социалистического уголовного права, в том числе и о принципе справедливости. Понятие справедливости не упоминается, например, в учебнике по уголовному праву 1948 года издания. Слово справедливость в учебнике 1952 года издания встречаем в следующем контексте: «...будучи непреклонным в применении суровейших, но справедливых мер наказания к изменникам Родины, шпионам, диверсантам и иным врагам народа, советское социалистическое уголовное право уделяет ...»11. Не упоминается это понятие в учебниках по уголовному праву 1959, 1960, 1962, 1964, 1969, 1975, 1981 годов издания, хотя другие принципы формулируются: социалистической законности, пролетарского интернационализма, социалистического демократизма, гуманизма, личной ответственности и т. п. 

 

 

     И только после 1990 года принцип справедливости стал фигурировать во всех учебниках по уголовному праву, хотя разными авторами понимается по - разному. Так же по - разному определяется его место в ряду других уголовно - правовых принципов. Так, профессора Н.А.Лопашенко и Л.А.Прохоров считают, что справедливость означает «определенное соответствие различных общественных отношений, поощрение добра добром, воздаяние за зло и т.п. Она основывается на социальном равенстве людей, на уважении личности и создании ей условий для всестороннего развития»12. Сущность справедливости здесь отражена правильно. Вместе с тем трудно согласиться с утверждением авторов приведенного текста в том, что справедливость основывается на социальном равенстве людей. Люди никогда не были и никогда не могут быть социально равными в силу неравенства от рождения и особенностей их социальной организации. Социальное неравенство людей в современной России - один из ярких тому примеров. Имеется в виду, прежде всего, реальное осуществление декларируемых Конституцией и другими законодательными актами прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

     В учебниках по уголовному праву, изданных на рубеже XX и XXI веков, совершенно отчетливо прослеживается тенденция к переосмыслению в праве функций справедливости: справедливость предлагается оценивать не только как основополагающую идею, которою надлежит руководствоваться при назначении уголовного наказания конкретному преступнику за совершенное преступление (так в УК РФ), но и при определении справедливой санкции, а также и при формировании круга преступных деяний, то есть, их криминализации и декриминализации.

      Таким образом, современная уголовно - правовая мысль различает три уровня проявления справедливости: 1. справедливое назначение наказания; 2. справедливая санкция за деяния; 3. справедливое формирование круга

 

        преступных деяний (криминализация и декриминализация)13. Подобный подход весьма важен, поскольку знаменует собой начало прорыва в определении одного из фундаментальных этических понятий в уголовно-правовой теории и уголовном законодательстве. И на данном этапе не имеет значения тот факт, что единодушие в определении понятия справедливости отсутствует.

      Принцип справедливости имеет разнообразные формы проявления: при определении законодателем минимально необходимого круга общественно опасных деяний, относимых к категории преступлений (процесс криминализации); своевременное и обоснованное исключение из него деяний, борьба с которыми возможна иными мерами и средствами (процесс декриминализации); установление в санкциях статей Особенной части УК относительно точного соответствия между тяжестью (характером и степенью общественной опасности) преступления и степенью строгости карательной санкции; конструирование типа самих санкций, отдавая при этом предпочтение альтернативным, относительно-определенным санкциям с учетом разумного установления пределов дискреционных полномочий суда при назначении виновным наказания; претворение в законодательстве принципа экономии уголовной репрессии; назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК РФ); назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст.65 УК РФ); условное осуждение (ст. 73 УК РФ); институт освобождения от уголовной ответственности (глава 11, ст. 75, 76, 78 УК РФ); институт освобождения от наказания (глава 12, ст. 79-83 УК РФ) 14.

      Авторы  некоторых учебников по уголовному праву предлагают свое видение справедливости в преломлении именно к этой отрасли права. Однако невольно уходят в направлении более широкого понимания этого явления -применительно к сфере и уголовно-процессуальной деятельности по

 

 

    возбуждению уголовных дел, их расследованию, рассмотрению в суде, и исполнению обвинительных приговоров судов.

     Конечно, справедливость должна торжествовать и в этих сферах правоприменения. Однако считать, что справедливость проявляется в разных отраслях права и различных сферах правоприменения одинаково, было бы заблуждением. Один из источников такого заблуждения кроется в неразработанности понятия справедливости не только в общей теории права, но и в отдельных его отраслях.

      В учебниках, монографиях, научных статьях проблемным является не только определение понятия справедливости, но ее генезис, функции, соотношение с другими ценностями и прежде всего с правом и законом, а также с явлениями, провозглашаемыми УК РФ принципами уголовного

законодательства: законностью, равенством граждан перед законом, виной, гуманизмом.15

    §4. Принцип справедливости в российском уголовном праве

      Исследователи признают справедливость морально-этической категорией, известной обществу с незапамятных времен.

     Справедливость  - не абстрактное понятие, она охватывает все стороны нашего бытия, характеризует все позитивные общественные отношения. Она всегда носит политический характер и меняется с изменением общества и государства.

      Наибольшее  количество нареканий вызывает сегодня в уголовном праве законодательное определение принципа справедливость, имеющееся в ст. 6 УК РФ. В ней говорится; «1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и

 

      личности  виновного. 2. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».

      Следует отметить, что трактовка справедливости в законе слишком узка. Если принимать во внимание часть первую статьи, следует распространить его только на применяемые к лицу меры уголовно-правового характера; часть вторая статьи несколько расширяет пределы действия принципа справедливости, обращая его на всю уголовную ответственность, однако, опять-таки на конкретную ответственность, конкретного человека, совершившего преступление. Получается, что принцип справедливости, заведомо по мысли законодателя, не работает на уровне законотворчества и не применяется в отношении лиц, пострадавших от преступления. Справедливым закон должен быть только в отношении лиц, преступивших его запреты, и только в сфере его реального к ним применения.

Информация о работе Идея справедливости в российском уголовном праве