Исполнение наказания как психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

В реферате раскрывается личность преступника и влияние на нее исполнения наказания.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний.
3.Фазы адаптации осужденного к условиям исправительных учреждений.Формирование статусно-групповых категорий осужденных в связи в условиях исправления.
4.Проблемы исправления осужденных.
5.Заключение.
6.Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Исполнение наказания как психологическая проблема.docx

— 42.74 Кб (Скачать)

 

Содержание.

1.Введение.

2.Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний.

3.Фазы адаптации осужденного к условиям исправительных учреждений.Формирование статусно-групповых  категорий  осужденных в связи в условиях исправления.

4.Проблемы исправления осужденных.

5.Заключение.

6.Список использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных условиях борьбы  с преступностью, охраны прав и свобод граждан, восстановления и обеспечения правопорядка, особое значение приобретает эффективность исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных.

В настоящее время в  качестве одного из основных инструментов реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью  является наличие системы органов  и учреждений, предназначенных для  исполнения наказаний. А основные направления  их деятельности, в которых эта  задача   конкретизируется и реализуется, определяются в качестве самостоятельной функции государства.

Вопросы исполнения уголовных  наказаний имеют не только прикладное значение, поскольку, во-первых, они  всегда актуальны и востребованы в научном осмыслении, теоретизации и систематизации основных положений, а во-вторых, на основе данных теоретических  положений разрабатываются научные  рекомендации, задача которых - повысить эффективность исполнения наказания  и достичь его целей.

Проблемам института наказания, практике его исполнения и исправления  осужденных уделяли внимание такие  ученые в области уголовного права, криминологи и пенитенциаристы, как: Н.А. Беляев; И.М. Гальперин; А.А. Жижиленко; Г.А. Злобин; А.И. Зубков; И.И. Карпец; П.И. Люблинский; А.Е. Наташев; И.С. Ной; И.С Полубинская; А.Д. Соловьев; Н.А. Стручков; П.А. Фефелов; М.Д. Шаргородский и др. 
 
1.Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний. 

Исполнение наказания  как психологическая проблема. Одной  из наиболее развитых отраслей юридической  психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в советский период отражали скорее различия в идеологических, нежели научных подходах. В настоящее  время термины «пенитенциарная» и «исправительная» психология рассматриваются  как синонимы.

В современной пенитенциарной науке феномен наказания в  виде лишения свободы рассматривается  в трехракурсном плане: кара, исправление  и профилактика совершения осужденными  новых преступлений.

В психологическом аспекте  наказание как кара, базируясь  на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет  действенным, когда суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных  страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения  совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор  типа исправительного учреждения (с  соответствующим режимом — общим, строгим, особым) имеет целью реализовать  следующие основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации всей жизнедеятельности, что в итоге может вызывать негативные переживания из-за ограничений в удовлетворении большинства базовых физиологических и социальных потребностей. Однако кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конкретном учреждении и тд.

Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (наличие распорядка дня, регламентированность условий отбывания наказания и пр.) со временем накладывает отпечаток на поведение и в целом на их характер, постепенно приучая к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности.

Обеспечивающая  функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также для подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в  условиях отбывания наказания основывается на способности человеческой психики  претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней  среды. Если целенаправленность последней  эффективно задействует исправительный потенциал таких средств, как  режим, творческий и производительный труд, разнообразные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь о реальной возможности исправления осужденных. 

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний также выступают основными принципами УИК РФ. Однако в практике исправительных учреждений без участия психологов зачастую происходит лишь их декларирование, но не создание целостной воспитательной системы, базирующейся на психолого-педагогических методах. Это не позволяет персоналу успешно решать задачи по целенаправленному изменению личности и коллектива осужденных.

Актуальна и проблема решительного улучшения психолого-педагогической подготовки специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях, так  как в число основных направлений ресоциализующей деятельности входят:

• психологическая диагностика  личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и  наличия пограничных нервно-психических  расстройств;

• разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и  групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэтапная  их реализация;

• осуществление в специально созданных центрах необходимых  мер психотерапии для осужденных, страдающих невротизацией и психопатическими проявлениями, неадекватными методами психологической защиты и личностными  акцентуациями;

• разработка и внедрение  новых моделей и принципов  исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обоснованных критериях исправления и предоставляющих  возможности для личностного  роста;

• всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы  социальных и других связей, мобилизация  их психической активности на выработку социально-положительных ценностных ориентаций и норм поведения, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Меры превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого «психологического климата», которые должны исключать или в значительной мере затруднять совершение осужденными новых преступлений. Это достигается не только мероприятиями, которые проводятся сотрудниками службы безопасности, и оперативно-режимной работой исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления двумя типами факторов: 1) теми, что непосредственно воздействуют на осужденных (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с осужденными, режим и возможности «прогрессивного отбывания наказания», труд и наличие в нем элементов творчества и социальной полезности, возможности системы общего и профессионального развития) и 2) факторами факультативного характера (поддержание тесной связи с семьей, увлечение самодеятельным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиозных организаций и др.).

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений может быть невысок не только из-за низкой действенности мер профилактической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспечение общей и специальной превенции преступлений, правовое воспитание осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственном масштабе, системы постпенитенциарной реабилитации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Фазы адаптации осужденного к условиям исправительных учреждений. 
Формирование Статусно-групповых категорий  осужденных в связи в условиях исправления.

В пенитенциарной психологии наиболее глубоко изучено влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных

(М.Н. Гернет, А.Д. Глоточкин,  В.Ф. Пирожков, В.А. Елеонский). По  мнению Михаила Николаевича Гернета (1925), фундаментом тюремной жизни является состояние тоски (по дому, родным, близким): «...Вику хорошо представляю. Она ведь моя любимица. Но лучше бы, Светлана (жена. - Авт.), вас никогда не было. Мне было бы намного спокойнее. Посмотрю я на тех, у кого, как говорят, ни родных, ни знакомых, они держатся спокойно. Не переживают, никому не пишут, у них никакой ответственности перед своим будущим. Да у них и время быстрее проходит...».

Одним из сложных комплексных  психических состояний, возникающих  у лишенных свободы, является фрустрация — состояние повышенной психической напряженности, вызываемое объективно-неопределенными (или субъективно так понимаемыми) трудностями, которые возникают на пути к достижению личностно значимой цели. Практика показывает, что основными поведенческими реакциями осужденных в состоянии фрустрации являются: агрессия на объект фрустрации (как правило, на окружающих, в том числе сотрудников исправительного учреждения); агрессия на себя (ауто-агрессивные проявления, связанные с членовредительством, суицидом и пр.); депрессия (подавленность, апатия, пассивность, безразличие и т.п.).

Психическое состояние осужденных существенно меняется в зависимости от времени нахождения в пенитенциарном учреждении.

Наиболее глубокие переживания  характерны для начальной фазы адаптации к условиям конкретного учреждения. В зависимости от уровня криминализации личности, источников информации и субъектов «адаптационной поддержки» осужденные могут избрать различные тактики вхождения в коллектив исправительного учреждения (А.И. Канунник, 1985): тактику поддержки актива и администрации; тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе; тактику выживания; тактику четкого нейтралитета; тактику поиска покровителей; тактику полной неадаптированности и самоагрессии. Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратить суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.

Примерно через 5-6 месяцев  пребывания в исправительном учреждении (причем в зависимости от меры преодоления  внутриличностных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации-«нивелировки*. Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов «зоновского ролевого поведения». Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными («земляками, «сверстниками» и т.п.). 

Третья фаза — «завершение адаптации» — наступает обычно к концу первого года отбывания наказания и характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников исправительных учреждений состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов) должны воздействовать на них и через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и тд.).

Важной характеристикой личности осужденных являются их ценностные ориентации, стандарты поведения, принятые в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов. В зависимости от того, на какие ценностные нормы ориентированы осужденные, их можно дифференцировать на определенные статусно-групповые категории (страты).

Если поведение осужденного  в первую очередь регулируется нравственными  и правовыми ценностями, ориентацией  на соблюдение правил внутреннего распорядка, стремлением позитивно изменить себя, преодолеть преступные стереотипы и оказывать помощь администрации учреждения в противодействии насаждению в зоне воровских традиций, то данных осужденных относят к группе актива колонии. Эта группа осужденных состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующих в трудовом процессе и общественной деятельности, в организации самоуправления осужденных.

Информация о работе Исполнение наказания как психологическая проблема