Использование электронных программно-методических средств при обучении праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – показать, как интерактивные методы обучения помогают в достижении результатов правового образования.

Задачи методической работы:

- разработка собственной системы обучения праву в старших классах на основе интерактивных методов и анализ результатов внедрения интерактивных методов;

- развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных методик обучения;

- стимулирование устойчивого интереса учащихся к правовым проблемам;

- формирование положительного правового опыта учащихся.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..2

Глава I . Обучение праву в современной школе.

История обучения праву в отечественной педагогике………...….4
Характеристика современного обучения праву………………...…8
Выводы…………………………………………………………………..13

Глава II. Использование электронных программно-методических средств

при обучении праву

Характеристика программно-методических средств
обучения праву…………………………………………………………..14

1.2 Использование электронных программно-методических средств

при обучении праву……………………………………………………..19

Выводы…………………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………….……………………34

Список литературы……...……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ОБУЧЕНИЕ ПРАВУ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..2

Глава I . Обучение праву в современной школе.

    1. История обучения праву в отечественной педагогике………...….4
    2. Характеристика современного обучения праву………………...…8

             Выводы…………………………………………………………………..13

Глава II. Использование электронных программно-методических средств    

             при обучении праву

    1. Характеристика программно-методических средств            

    обучения  праву…………………………………………………………..14

    1.2 Использование электронных программно-методических средств    

    при обучении праву……………………………………………………..19

    Выводы…………………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………….……………………34

Список  литературы……...……………………………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Изменения, происходящие в России, в мире активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Основной задачей образования становится создание условий развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе. Это означает, что основным результатом образования должна  быть не только сумма знаний выпускника, но и овладение способностями – «критическим» мышлением, умением действовать в реальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

       Праву принадлежит особое место в образовании, поскольку оно, являясь областью и науки, и практической деятельности, имеет возможности для решения данных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере.

       Объект  исследования является процесс правового образования с использованием интерактивных методов обучения.

       Научная новизна исследования заключается в том, что развивающие возможности интерактивных методов рассматриваются применительно к формированию в процессе правового образования качеств личности школьника, имеющих жизненную направленность. В исследовании выявлены возможности интерактивных методов обучения в правовом образовании учащихся, обоснованы дидактические условия их реализации на уроке.

       Предмет исследования: интерактивные методы обучения как средство правового образования учащихся.

       В исследовании использовались

       • теоретические методы: теоретический  анализ проблемы и предмета исследования, системный анализ, деятельностный подход;

       • эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, шкалирование. Обработка данных проведена с помощью методов математической статистики.

       Цель данной курсовой работы – показать, как интерактивные методы обучения помогают в достижении результатов правового образования.

       Задачи методической работы:

       - разработка собственной системы обучения праву в старших классах на основе интерактивных методов и анализ результатов внедрения интерактивных методов;

       - развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных методик обучения;

       - стимулирование устойчивого интереса учащихся к правовым проблемам;

       - формирование положительного правового опыта учащихся.

       Автор в своей работе опирался на современный  российский и зарубежный опыт коллег по данной проблеме, опубликованный в материалах международных проектов по гражданскому и правовому образованию, на монографии и коллективные работы зарубежных и российских педагогов, т.к. в рамках отечественной общеобразовательной школы слабо разработана методика преподавания общественных дисциплин с использованием активных форм, методов и приемов обучения.

       В работе использовались методические рекомендации к курсу «Основы правовых знаний для старших классов» под редакцией  Н.Г.Суворовой и С.И.Володиной, а также работы Гутникова А.Б., Иоффе А.Н., Ходоса Е.А., Дженни Л. Стил,  Кертис С. Мередит, Ч.Темпла, С.Уолтера. 
 
 

Глава I. Обучение праву в современной школе

    1. История обучения праву в отечественной педагогике.

       Проблемы  школьного правового образования не являются новыми для отечественной педагогики. В 30-50-е годы в школах велось преподавание предмета «Конституция СССР», с 60-х годов часть уроков предмета «Обществоведение» отводилось на изучение правовых вопросов, а с 1975 года в учебный план была включена дисциплина «Основы Советского государства и права». Научно-методическое обеспечение преподавания права в школе разработали JI. С. Бахмутова, В. В. Берман, Г. П. Давыдова, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, Н. Г. Суворова и др1.

       В 70-80-е годы в целях реализации социального заказа - предупреждение правонарушений несовершеннолетних и формирование у школьников законопослушания - на базе юридических институтов (А. И. Долгова, А. П. Кожевников, Т. М. Миньковская и др.) и Академии педагогических наук СССР (В. В. Берман, Г. П. Давыдов, А. Ф. Никитин и др.) были развернуты научные исследования. В трудах этих ученых была определена общая цель правового воспитания, поставлена задача формирования у учащихся правовой культуры, выявлены пути повышения эффективности правового обучения, сделаны попытки теоретической разработки системы правового образования в школе и намечены шаги их реализации в школьной практике. Однако существенного воздействия на систему правового образования эти научные изыскания не оказали. В массовой школе правовое обучение и воспитание носило локальный характер, сводясь в большинстве случаев к преподаванию предмета «Основы Советского государства и права». В эти годы школе не удалось преодолеть противоречие между социальным заказом и реально достигаемыми результатами, и поэтому проблема создания научно обоснованной системы правового образования осталась актуальной и для 90-х годов прошлого столетия.

       Усилиями  ученых-педагогов и правоведов в 90-е годы были разработаны и внедрены в школу различные курсы и факультативы по изучению правовых знаний. В школах были предприняты меры по интеграции изучения права с общественными дисциплинами. Теоретические основы нового понимания правового образования и технологию его реализации разработали Н. И. Никитина, В. В. Спасская, И. Т. Суворова, Н. И. Элиасберг и др.

       Анализ  литературы по исследуемой проблеме показывает, что можно выделить следующие  ценности и приоритеты правовой культуры, существенные в правовом образовании  школьников: знание личностью своих  прав и свобод; умение реализовать их, не нарушая прав и свобод других людей; способность отвечать за свои поступки, свой выбор; критическое и одновременно преобразующее отношение к реальной жизни; умение применять на практике полученные правовые знания.

       Выделенные выше ценности и приоритеты правового образования школьников потребовали адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие самих учащихся в образовательном процессе.

       В настоящее время в школьной практике все чаще используют активные или  как их еще называют интерактивные методы обучения. Они позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе2.

       Для этого организуются индивидуальные, парные и групповые виды работы, исследовательские проекты, ролевые  и деловые игры, работа с документами  и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и др.

       Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют  творческого подхода к материалу  и обеспечивают условия для раскрытия  индивидуальности каждого ученика (Н. Г. Суворов, А. Ф. Никитин и др.).

       Активная  педагогика включает в себя ряд «техник активизации» -методов проблемного обучения - И. Я. Перкер, А. М. Матюшкин, М. М. Махмудов, В. Оконнь; игры - П. П. Блонский, А. С. Макаренко, Д, Б. Эльконин; образовательные возможности игры исследовал М. В. Кларин; диалогового обучения - М. М. Бахтин, К. Н. Венцель, JI. С. Выгодский. Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов. Н. Н. Быстрова, JI. Н. Куликова, Г. И. Пигуль рассматривают интерактивные методы как методы образования.

       По  утверждению В. Я. Платонова, А. А. Бельского  активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной, часто конфликтной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели.

       Д. Н. Кавтарадзе считает, что в профессионально  созданных образовательных имитационных играх человек встречается с формой обучения, соответствующей его психологическим особенностям и потребностям, поэтому имеет место активность.

       Тем не менее вопрос использования интерактивных  методов в правовом образовании  школьников остается пока малоразработанным.

       Обобщая сказанное, нужно отметить, что с одной стороны развитие современного общества характеризуется беспрецедентным ростом детской и молодежной преступности - в 2000 г. несовершеннолетними совершено 2952367 преступлений, в 2003 г. - 148560 детей в возрасте от 14 до 17 лет осуждены за совершение различных преступлений (данные МВД Российской Федерации). В органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних состоит на учете 410131 подростков, из них около 20 тысяч - в возрасте до 13 лет.

       Среди причин роста детской преступности - помимо экономической, социальной, политической — названы причины, имеющие непосредственное отношение к системе образования: отсутствие четкой системы правового образования; продолжающиеся распространение и углубление правового нигилизма среди всех слоев населения и, в первую очередь, среди детей и молодежи.

       С другой стороны - неразработанность  структуры и содержания правового  образования, отсутствие научно и методически  обоснованной технологии обучения, обеспечивающей взаимосвязанное решение задач правового образования; отсутствие организационно-методического единства в действиях педагогов, привлеченных к правовому обучению и воспитанию школьников; распыленность правовых знаний между различными учебными предметами; недостаточная квалификация учителей права обусловили необходимость поднятия школьного правового образования на качественно новый уровень, в том числе с использованием интерактивных методов обучения3.

       В данный период можно констатировать, что сложились противоречия между:

       • изменившимися социальными требованиями к уровню правового образования школьников и традиционными, репродуктивными методами и формами обучения их праву;

       • изменившимися условиями учебной  деятельности, правоспособности учащихся старших классов и необходимостью формирования новых отношений, стратегий поведения, характера деятельности, критического мышления.

Для разрешения этих противоречий необходимо решить ряд вопросов:

       Каковы  возможности интерактивных методов  обучения в правовом образовании  учащихся? Каковы дидактические условия реализации данных возможностей? В чем суть проблемы использования интерактивных методов обучения в правовом образовании учащихся? Исходя из недостаточной теоретической разработанности проблемы и практической необходимости ее разработки, нами выбрана тема исследования: «Интерактивные методы в правовом образовании учащихся». 

1.2 Характеристика современного обучения праву

       В условиях бума,  который до сих  пор переживает система обучения юридических кадров, мы имеем дело с крайне низким качеством подготовки специалистов. Причин тому несколько :

       1. Юристов сейчас не готовят  только медицинские ВУЗы;

Информация о работе Использование электронных программно-методических средств при обучении праву