Использование электронных программно-методических средств при обучении праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – показать, как интерактивные методы обучения помогают в достижении результатов правового образования.

Задачи методической работы:

- разработка собственной системы обучения праву в старших классах на основе интерактивных методов и анализ результатов внедрения интерактивных методов;

- развитие социальной активности учащихся посредством интерактивных методик обучения;

- стимулирование устойчивого интереса учащихся к правовым проблемам;

- формирование положительного правового опыта учащихся.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..2

Глава I . Обучение праву в современной школе.

История обучения праву в отечественной педагогике………...….4
Характеристика современного обучения праву………………...…8
Выводы…………………………………………………………………..13

Глава II. Использование электронных программно-методических средств

при обучении праву

Характеристика программно-методических средств
обучения праву…………………………………………………………..14

1.2 Использование электронных программно-методических средств

при обучении праву……………………………………………………..19

Выводы…………………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………….……………………34

Список литературы……...……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ОБУЧЕНИЕ ПРАВУ.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

       2. Имея диплом о любом высшем  образовании, можно легально получить  диплом юриста за 3 года, обучаясь  в «группе выходного дня»; 3. Низкий  уровень оплаты профессорско-преподавательского состава, опустошивший кафедры;

       4. Захлестнувшая страну коррупция,  не может не влиять на качество  юридического образования. Здесь  и взятки за экзамен и зачет,  а также деструктивная деятельность  «псевдо-докторов» и «псевдо-кандидатов» наук на вузовских кафедрах.

       Главная, среди причин, состоит в том, что  подготовка настоящего профессионала  от юриспруденции возможна только в  условиях действительно состоятельной  юридической школы, постоянно развивающей  интерактивные формы и методы обучения.

       Примечательно, что среди последних все чаще упоминают клиническую форму  обучения студентов. Значительный (более 25 лет опыт работы в области юриспруденции, из них – 15 в юридических ВУЗах  России) опыт научно-преподавательской  деятельности и правоприменительной практики автора настоящей статьи  позволяет высказать некоторые суждения относительно рассматриваемого вопроса.

       Вначале, как всегда, следует определиться с понятийным аппаратом. И, прежде всего,- ответить на вопросы: Что такое юридическая  клиника? Какое она занимает место среди иных интерактивных форм обучения студентов юридических ВУЗов?

       Общение с коллегами в рамках Всероссийской  научно-методической конференции «Современные формы  и методы обучения праву» (Санкт-Петербург, г.Пушкин, 1-3 февраля 2008 г.) убедило нас в том,  что клиническое образование студентов в России практикуется давно. Не ставя перед собой цель, исследовать эту проблему в историческом аспекте, мы пришли к выводу, что современным «законодателем мод» в этой области является питерская школа права. Юридическая клиника в Санкт-Петербургском государственном университете в этом году отмечает свое десятилетие. «Питерская модель» клинического образования представляет собой обязательный для всех студентов юридического факультета цикл занятий, связанный с бесплатным консультированием представителей социально-незащищенных слоев нашего общества (инвалиды, пенсионеры, «чернобыльцы», ветераны локальных войн и.т.п.). Располагая современной материально-технической базой и апробированным на практике методическим обеспечением, этот флагман юридических ВУЗов эффективно решает важнейшие социальные задачи4.

       А именно:

       1. Незащищенные слои населения  получают возможность «прикоснуться»  к абсолютно недоступной для  них квалифицированной юридической  помощи;

       2. Идет мощный процесс социализации  студентов, в рамках которого  они постигают суровую правду  жизни и самостоятельно развенчивают  «высокие» идеи адвокатского  «микста»;

       3. вырабатываются навыки и умения  практикующего юриста;

       4. происходит мощное сплочение студенческого коллектива.

       Безусловно, такой опыт нужно всячески приветствовать и повсеместно распространять, тем  более, что он стал предметом серьезных  научных изысканий. В частности, руководитель Санкт-Петербургской  юридической клиники Доброхотова  Е.Н. подготовила и блестяще защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: «Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития (на примере юридической клиники в СПбГУ)2. И не важно, что исследование содержит выводы, часть из которых не может не вызывать определенных возражений3. Главное,- «с водой не выплеснуть ребенка», который в масштабах страны уверенно развивается и набирает силы5.

       В настоящее время юридические  клиники сформированы и успешно работают в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Омске, Самаре, Кемерово, Ставрополе, Красноярске, Череповце, Вологде, Курске, Екатеринбурге, Махачкале, Таганроге и других больших и малых городах нашей необъятной Родины. Общение с коллегами в рамках упомянутой Всероссийской научно-методической конференции и ознакомление с представленными  на ней материалами позволяет выделить нам следующие модели действующих юридических клиник:

          1. Классическая.  Ее представил  юридический факультет Санкт-Петербургского  государственного университета. Отличительные особенности:

       а). солидный опыт работы;

       б). отточенное до мелочей методическое обеспечение;

       в). обязательная клиническая подготовка всех студентов факультета;

       г). абсолютно безвозмездный характер работы.

          2. Межвузовская. Она функционирует в г.Саратове в форме межвузовского научно-методического центра. Особенности данной модели заключаются в том, что она:

       - существует не на базе вуза, а Межрегиональной общественной  организации «Центр содействия  правовой реформе», объединяющей профессиональных юристов;

       -   клиника является межвузовской, что служит укреплению  связи  различных вузов и более широкой  трансляции опыта клиники;

       - стажеры оказывают правовую помощь  под руководством не вузовских  преподавателей, а адвокатов –  практикующих юристов с большим профессиональным опытом;

       -   в деятельность клики помимо  юристов вовлечены специалисты  других отраслей знаний: психологи,  социологи и т.п.4

          3. Интегративная. Ее на конференции  представила Автономная Некоммерческая  Организация «Псковский городской Центр правового образования и воспитания молодежи». Эта юридическая клиника является результатом сотрудничества нескольких общественных организаций, государственных структур и специалистов в различных отраслях права. Клиника создана для студентов вузов г.Пскова, осуществляющих подготовку юристов. Возглавляет эту деятельность Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи при содействии Центра поддержки гражданских инициатив «Участие»5. 

          4. Экспериментальная. К этой категории можно отнести все только что созданные клиники, организационная структура которых еще до конца не определилась6.  

         Примечательно, что все упомянутые  типы клиник в своем развитии  проходят ряд обязательных этапов: 1). Организационный; 2). Подготовительный; 3). Собственно рабочий; 4). Модернизационный.

       В рамках первого этапа принимается  решение о создании клиники; разрабатывается  и утверждается учредительная документация (положение о клинике или устав, регламент работы, этический Кодекс и т.п.), определяется ее штатное расписание и порядок финансирования деятельности; подбирается помещение для работы, необходимое оборудование, мебель и оргтехника; осуществляется набор персонала (заведующий, иные штатные сотрудники, студенты-клиницисты и консультирующие их преподаватели). В ходе проведения подготовительного этапа сложилось обыкновение, согласно которому студенты- клиницисты отбираются добровольно, а среди преподавателей предпочтение отдается практикам. Исследования показывают, что работающие в клинике студенты в рамках традиционного учебного процесса начинают заметно опережать своих сокурсников. Они умеют анализировать законодательство и соотносить его с правоприменительной практикой, за обычным казусом из задачника быстро улавливают реальные правовые проблемы, они социально активны и коммуникабельны7.

       Подготовительный  этап формирования клиники связан с  серьезной учебно-методической работой. Это, прежде всего, - всесторонняя подготовка и обучение студентов клиницистов  основам социального консалтинга. Здесь практикуется чтение лекций и проведение других видов занятий по основам делопроизводства, интервьюированию, психологии, конфликтологии и юридической деонтологии, отдельным отраслевым дисциплинам (например, - жилищному праву, праву социального обеспечения, гражданскому процессу). Очевидным является факт, согласно которому работа клиники невозможна без соответствующего рекламного обеспечения. О том, что клиника создана и оказывает юридические услуги, должны знать ее потенциальные клиенты – пенсионеры, инвалиды, «чернобыльцы», ветераны локальных войн и.т.п.

       Это – работа со средствами массовой информации, Службами социальной защиты населения, различными благотворительными Фондами, органами внутренних дел и исполнения наказания и т.д.

       Собственно  рабочий этап является самым трудным. Здесь в прямом и переносном смысле Клиника проверяется на «прочность» и состоятельность. На этом этапе вырабатываются алгоритмы действий персонала в целом (от поступления звонка клиента) до схем работы по отдельным категориям дел. Примечательно, что далеко не все действующие клиники представляют интересы клиентов в суде. Некоторые ограничиваются только консалтингом, иногда исключительно устным. Безусловным является то, что к консультированию социальных клиентов допускаются наиболее подготовленные студенты, преимущественно старших курсов, под непосредственным руководством преподавателя-куратора.

       Модернизационный  этап. К нему может приступать Клиника, имеющая определенный опыт работы. В рамках этого этапа подводятся итоги работы Клиники за истекший период, проводятся социологические исследования среди клиентуры и студентов-клиницистов, вырабатываются рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы.  

       Вот лишь некоторые аспекты серьезной  и многоплановой клинической  работы, которой занимаются современные юридические вузы. Убеждены, что ее социальная направленность является конкретным вкладом юридической общественности в дело формирования подлинно цивилизованного общества и правового государства. 

Выводы 

       Результаты  теоретического исследования дали основание выявить сущность и содержание понятия «Правовое образование», а также возможности интерактивных методов в правовом образовании учащихся. Выделены основные подходы, концептуальные положения правового образования учащихся в условиях модернизации школы, предложенные Никитиным А.Ф., Мушинским В.О., Элиасберг Н.И. Анализ работ педагогов, методистов, учебно-нормативной документации учителей права, наблюдение за уроками права позволил определить основную цель правового образования, которая сводится к формированию правовой культуры личности, и задачи, к которым можно отнести формирование правосознания обучаемых, формирование умений устанавливать и развивать правовые отношения, формирование правомерного поведения и нетерпимости к правонарушениям. 

Глава II. Использование электронных программно-методических

средств при обучении праву

    1. Характеристика программно-методических средств

обучения  праву

       Правовое  образование предполагает развитие активного участия в решении  социальных, правовых проблем и ответственности за их решение. Это обстоятельство имеет особое значение для выбора метода обучения. С этой целью использовались активные (интерактивные) методы обучения.

       Интерактивными  называются методы обучения, осуществляемые посредством взаимодействия учащихся в процессе обучения. Они позволяют на основе личного вклада каждого из участников процесса обучения в общее дело получить новые знания и организовать совместную деятельность от единичного взаимодействия к широкому сотрудничеству. В интерактивных методиках учащиеся обучают друг друга, их отличительная особенность состоит в их диалоговом характере.

       Подобные  методики принципиально меняют схему  коммуникации в учебном процессе. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, учащиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения.

       Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения. Они, по мнению Иоффе А.Н., позволяют учащимся:

       1) сделать знания более доступными;

       2) учиться формулировать собственное мнение, правильно выражать свои мысли, строить доказательства своей точки зрения, уметь аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию;

       3) учиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение;

       4) моделировать различные социальные ситуации и разрешать их совместными усилиями, обогащать свой жизненный опыт (социальный, правовой) через включение в различные жизненные и правовые ситуации и переживание их;

       5) учиться строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, избегать конфликтов, разрешать их, искать компромиссы, стремиться к диалогу;

Информация о работе Использование электронных программно-методических средств при обучении праву