Истоки конституционной юстиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:34, реферат

Описание работы

Исторически конституционное правосудие возникло для проверки конституционности законов парламента. Затем предметом рассмотрения конституционного суда стал вопрос конституционной ответственности главы государства за государственную измену, нарушение конституции и т.д. (импичмeнт). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

      Введение 

      Правовая  норма, изданная любым государственным  органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной.

      Эта задача возлагается на институт конституционного надзора, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности.

      Исторически конституционное правосудие возникло для проверки  конституционности  законов парламента. Затем предметом  рассмотрения  конституционного суда стал вопрос конституционной ответственности  главы государства за государственную  измену, нарушение конституции и  т.д. (импичмeнт). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется.

      Судебная  конституционная юрисдикция и соответствующее  конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, то есть конституционное правосудие. 

      Конституционная юстиция  в Российской Федерации восприняла основные черты европейской модели, главным образом из практики деятельности Федерального конституционного суда ФРГ. Соответственно, ниже будут рассмотрены принципы конституционной юстиции в европейских странах.

 

       Судебная система  и конституционная  юстиция в зарубежных странах 

      В каждом государстве устанавливается  своя модель защиты прав и свобод граждан, в том числе конституционных. Как правило, на любой суд возлагается  обязанность защиты конституционных  прав и свободы граждан. Исходя из особого характера и природы, роли и значения конституционных (основных) прав и свобод личности в мировой  практике наметилась тенденция специальных мер их защиты. Особыми полномочиями по защите конституционных прав и свобод граждан наделяются конституционные суды и другие специализированные органы конституционного контроля.

      Судебный  конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существует две разновидности судебного  конституционного контроля1:

      I. Осуществление конституционного  контроля всеми судами общей  юрисдикции (Дания, Норвегия). Эту  систему называют также децентрализованной, или американской. В этих странах вопрос о конституционности закона или иного нормативного акта, на основании которого возникло конкретное дело, может быть поставлен любым судом, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция. В странах с американской моделью конституционного контроля основные органы контроля - суды общей юрисдикции - ни институционально, ни функционально не обособленны в специфическую систему конституционного контроля, в которой решение именно конституционно-правовых вопросов было бы профессиональной обязанностью судьи.

      В Норвегии любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным. Если дело доходит до Верховного Суда и он также признает закон не соответствующим конституции, то это решение Верховного Суда становится уже обязательным для всех судов. На Мальте конституционность закона вправе проверять только Верховный Суд после того, как дело поступит к нему, будучи рассмотрено нижестоящими судами, которые проверять законы на их соответствие конституции не могут.

      Для осуществления конституционного контроля в верховных судах ряда государств создаются специальные конституционные коллегии, палаты (конституционная коллегия Национального Суда Эстонии и дp.).

      II. Конституционный контроль, осуществляемый  специализированными органами конституционного контроля: конституционными судами и квазисудебными органами, которые не входят в систему судов общей юрисдикции – централизованная либо «европейская» модель. В странах с такой моделью законы неподконтрольны обычным судам.

      Своеобразие специализированных органов конституционного контроля проявляется в следующем2:

      1. В подавляющем большинстве стран  к формированию этих органов  избирательный корпус ни прямо,  ни косвенно не причастен: основой  их легитимации является воля как минимум двух ветвей власти - законодательной и исполнительной;

      2. В состав этих органов допускаются  не только профессиональные судьи, но и другие лица, в том числе и лица, не являющиеся юристами;

      3. Специализированный орган конституционного  контроля, если даже включается  в судебную систему, тем не  менее, занимает в ней автономное  положение; 

      4. По своему статусу орган специализированного  конституционного контроля является  одним из высших конституционных  органов: основы его организации  и деятельности регламентируется  самой конституцией и имеющим более высокую, чем у обычного закона, юридическую силу законом (конституционным или органическим);

      5. Основной функцией этих органов  является конституционный контроль;

      6. Основной формой их деятельности  является конституционное судопроизводство (даже квазисудебные органы конституционного контроля действуют в рамках особых процедурных правил);

      7. Специализированные органы обладают  большой автономией в процессуальных вопросах. Подобная самостоятельность, сильная процессуальная роль суда не присуща судам американской модели, да и судам общей юрисдикции в европейской системе конституционного контроля;

      8. Юрисдикция этих органов распространяется на институты законодательной, исполнительной, а нередко и судебной властей;

      9. Им принадлежит исключительная  прерогатива принятия окончательных решений, особенно в сфере контроля конституционности нормативных актов, поскольку даже нуллификационный акт неспециализированного органа конституционного контроля (например, отмена парламентом закона по причине его не конституционности) сам может стать объектом специализированного конституционного контроля;

      10. Решения этих органов имеют,  как правило, весомое правовое  обоснование, что компенсирует слабость их легитимационной основы, причем, вне зависимости от того, являются ли основания их решений обязательными или нет, суды общей юрисдикции следуют в фарватере аргументации конституционных судов;

      11. Решения специализированных органов  конституционного контроля в  подавляющем большинстве стран  окончательны и общеобязательны.  Их юридическая сила равна  силе положений самой конституции.

      Основные  принципы организации конституционных  судов (советов)  обычно регулируются конституциями и лишь конкретизируются законами, причем нередко конституционными или органическими.

      Способы формирования этих органов весьма разнятся от страны к стране, но некоторые  обобщения все же можно сделать. В сравнительно небольшом числе стран применен чисто парламентский способ.

      Однако  в большинстве стран конституционные  суды (советы) формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно. 
В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд.

      Последнее имеет целью гарантировать от влияния избирающих (назначающих) органов на поведение судей (членов советов), которые могли бы стремиться к повторному избранию (назначению).

      Во  многих странах конституции, а также  законы устанавливают особые требования к кандидатам в судьи конституционных  судов. В некоторых восточноевропейских странах конституционным судьям запрещается состоять в политических партиях (например, согласно ч. 5 ст. 147 болгарской Конституции), тогда как в западноевропейских странах им обычно возбраняется лишь активное участие в партийной, а порой и в профсоюзной, работе (например, ч. 4 ст. 159 Конституции Испании).

      Важный  вопрос организации конституционных  судов (советов) - это порядок избрания (назначенья) их председателей (заместители  председателей, если существуют, обычно избираются или назначаются в том же порядке). В ряде стран это делает тот орган, который формирует конституционный суд (совет), или один из таких органов. Срок полномочий председателя (и его заместителя) иногда не устанавливается вообще.

      Относительно  краткий срок полномочий председателя лучше согласуется с принципом равенства всех членов конституционного суда (совета), тогда как неограниченный срок полномочий, да еще вкупе с назначением извне превращает председателя из первого среди равных, каким он должен быть, в своего рода начальника над данным коллегиальным органом, придает ему чрезмерный политический вес.

      В некоторых странах, особенно тех, где  численный состав конституционного суда (совета) мал, эти органы работают только в качестве пленума. Но во многих случаях структура конституционного суда сложная и включает внутренние подразделения (палаты, сенаты и т. п.), имеющие право выносить решения от его имени. Это позволяет быстрее разрешать дела, не допуская их скопления. Внутренние проблемы организации и деятельности конституционных судов (советов) регулируются регламентами, которые принимаются самими этими органами.

      B современных условиях компетенция конституционных судов в различных государствах разнообразна и индивидуальна.

      Основные  вопросы компетенции (юрисдикции) конституционных  судов3:

  • Проверка конституционности законов и других нормативных правовых актов. 
  • Проверка конституционности международных договоров в Албании, Болгарии, Андорре, Венгрии, Германии, Испании, Литве, Молдове, Словении, Украине, Эстонии.
  • Разрешение споров о компетенции.
  • Защита прав и свобод человека и гражданина.
  • Проверка конституционности проведения референдумов и выборов, осуществления права народной инициативы.
  • Конституционный контроль правосудия за нарушениями конституции главой государства.
  • Проверка конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений (Польша, Португалия, ФРГ).
  • Толкование конституции.

      Предупредительный судебный конституционный контроль, т. e. проверка соответствия конституции законов и других нормативных правовых актов до их вступления в силу, существует в Австрии, Венгрии, Испании, Италии, Польше, Португалии, Румынии и ряде других государств.

      В ряде государств нормативные правовые акты (законы и др.) проверяются конституционными судами не только на соответствие конституции (что в полной мере отвечает природе конституционности суда), но и на соответствие конституционным и другим законам. Существует практика проверки соответствия законов и других подзаконных актов общепринятым нормам и принципам международного права и международным договорам, участником которых является данное государство (Словакия, Чехия, Польша, Беларусь).

      Перечень  полномочий конституционного суда может  быть закрытым (исчерпывающим) или открытым.  В последнем случае конституцией и законом о конституционном суде предусматривается возможность расширения законодателем круга полномочий конституционного суда, если это не противоречит его природе как судебного органа конституционного контроля.

      Конституционные суды осуществляют контроль за организацией и проведением референдумов в Италии, Молдове и других государствах. Широкие рамки судебного конституционного контроля выборов существуют в Австрии, Болгарии, Португалии, Словакии и других государствах.

Информация о работе Истоки конституционной юстиции