Экологические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время, на рубеже производственного прогресса, в процессе сильного экономического соперничества предприятий внутри и за пределами Российской Федерацией, от легкомыслия граждан, всё сильнее подрывается экосистема от неблагоприятного воздействия. Порой извлечение личной выгоды от природных ресурсов всё чаще переходит на первый план, нежели охрана окружающей среды.

Содержание

Введение 3-5

Общая характеристика экологических преступлений 6-9

Экологические преступления общего характера (нарушение действующих правил в области экопользования) 10-15

Экологические преступления специального характера 15-32

Заключение 33

Список литературы 34-36

Работа содержит 1 файл

Уголовное право контрольная.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">Предмет – водные биологические ресурсы, звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы, животные и растения, занесённые в Красную книгу и их критические места обитания.

В качестве объекта данных преступлений будут выступать общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, достигаемой путём охраны организмов, занесённых в Красную книгу, диких животных (птиц и зверей), водных биологических ресурсов, как составного компонента окружающей среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности человека[19], а также сохранения благоприятной окружающей среды в местах обитания указанных организмов.

Объективная сторона выражается в незаконной добыче указанных предметов посягательства (при отсутствии лицензии, недостижении необходимого возраста, добыча в неразрешённых места либо запрещённым способом или в запрещённые сроки), т.е. в охоте на зверей и птиц, промысловом или любительском лове рыбы, добывании водных беспозвоночных и морских млекопитающих, в том числе промысловых морских растений, водорослей, бактерий, в уничтожение мест обитания организмов, занесённых в Красную книгу. Преступные посягательства в отношении домашних животных не будут урегулированы данной статьёй. В соответствии с ГК, данное деяние будет направлено на отношения в сфере собственности. Разграничивая преступления по степени общественной опасности, незаконное уничтожение диких зверей и птиц является более тяжким, нежели посягательства на домашних животных, создаётся угроза или причиняется вред нормальному существованию фауны, происходит подрыв экологической безопасности.

Обязательной отличительной особенностью от норм КоАП является совершение данных деяний с применением механического ТС или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения животных; в отношении птиц и зверей, на которых охота запрещена; на особо охраняемых природных территориях или в зонах экологического бедствия[20]. Следует отметить, что применение механических транспортных средств означает их использование с целью выслеживания, преследования, добывания зверей и птиц и т.д., а не с целью доставки охотника к месту дальнейшей дисклокации (к примеру).

В любом случае преступление выражается в действии.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, однако деяния, указанные в ст. 259 УК могут быть выражены в любой форме вины.

Субъект преступления общий, т.е. лицо, достигшее возраста 16 лет, обладающее вменяемостью и дееспособностью.

Составы преступления для большинства пунктов данных статей определены как материальные, однако некоторым квалифицирующим признакам присущ формальный состав, т.к. при применении самоходного ТС, взрывчатых веществ, электротока, совершении преступления на особо охраняемой природной территории и т.д., деяние будет признано общественно опасным при наличии угрозы причинения существенного вреда указанным охраняемым объектам.

3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры:

Флора — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённой территории в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. Комнатные растения, растения в оранжереях и других сооружениях с искусственным климатом не входят в состав флоры. Мною выделены 3 статьи из главы 26 УК РФ, относимых к данному разделу: ст. 260 УК (Незаконная рубка лесных насаждений), ст. 261 УК (Уничтожение или повреждение лесных насаждений), ст. 262 УК (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Целесообразно задаться вопросом, почему третью, перечисленную мной, статью стоит относить именно к этой группе преступлений, ведь некоторые учёные выделяют данную норму из общей классификации. Я же объясняю это тем, что в диспозиции ст. 262 УК обязательным признаком является причинение значительного ущерба, соответственно само нарушение такого режима должно сопровождаться нанесением вреда растениям.

Объектами данных преступлений будут являться отношения в сфере охраны леса, особо охраняемых природных территории и природных объектов.

Стоит акцентировать своё внимание на замену ранее существовавших определений «деревья и кустарники» на «лесные насаждения». Соответственно, изменив названия статей 260 и 261 УК, законодатель расширил перечень охраняемых объектов, к лесным насаждениям, помимо перечисленного, относятся грибы! По законам ботаники, они обособлены в отдельное царство, поэтому и создалась необходимость их включения в диспозиции данных статей.

Лес - охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного и природно-заповедного фондов, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.[21]

Объективная сторона – действия, выражающиеся в порубке, поджоге, выбросе в лес загрязняющих веществ, повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений, лиан, кустарников и т.д., непринятие мер пожарной безопасности в лесах при использовании источников повышенной опасности, совершённые в значительном размере. А также нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, других особо охраняемых государством природных территорий, либо пассивные действия должностных лиц, не обеспечивающих должную сохранность указанных объектов. Необходимо отметить, что ущерб, нанесённый определённой особо охраняемой территории, является оценочным показателем – будет определяться законодательством той или иной охраняемой зоны[22].

Уничтожение лесов и указанных насаждений - это причинение им вреда, повлекшего их гибель.

Повреждение указанных объектов - причинение им вреда, который со временем может быть в значительной мере или полностью устранен.

Касательно незаконной вырубки лесных насаждений, следует отметить, что данное преступление является крайне распространённым на территории России. Из-за экономической и социальной неразвитости народа дальнего востока страны, незаконная продажа леса на той территории нередко является единственным крайне выгодным заработком, прикрываясь при этом положениями п.2 ст.30 Лесного кодекса[23] – где разрешена заготовка древесины для собственных нужд бесплатно. Соответственно, снижается эффективность функции надзора – становится сложным отследить преступные действия. В связи с этим, Россия сталкивается с проблемами реализации лесных насаждений за рубеж, конкурируя при этом не только с иностранными государствами, но и с недобросовестными продавцами внутри страны. Природоохранная прокуратура отслеживает нарушителей и пытается с ними бороться, однако соперничество с государством продолжается, это выражается в сильной дефляции цен на лесные насаждения. По данным архивов прокуратуры, срубленные деревья продаются за рубеж по цене 16$ за шт., в то время как в зарубежных странах, богатых лесом, стоимость колеблется около 50$ за шт., в США – 70$ за 1 дерево. Исходя из этого, изменяются таксы исчисления вреда лесу, повышая при этом планку размера нанесённого ущерба. Законодатель решил усилить контроль над преступностью в данной сфере, запретив вывозить через таможню необработанные брёвна, надеясь снизить количество нелегально вывозимого леса. Тем самым государство планировало принудить реализаторов леса к приобретению деревообрабатывающих заводов, что не каждому под силу. Однако при этом не указал, что понимается под обработкой. Следовательно, лица, незаконно вырубающие лес, лишь обрабатывают шкуркой или лобзиком данные деревья и, не опасаясь, продолжают заниматься преступной деятельностью. Учитывая падение цен на древесную продукцию из-за конкуренции с преступными сообществами, с недавнего времени снизились расценки по таксам: значительным ущербом будет признаваться свыше 5 т.р., в то время как в предыдущей формулировке – 10 т.р., крупный размер – 50 т.р., ранее – 100 т.р., и особо крупный размер – 150 т.р., в прошлом – 250 т.р., хотя по количеству срубленных деревьев показатель остаются такими же.

Субъектом будет являться лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона предусматривает как умысел, так и неосторожность.

Состав преступлений материальный, общественно опасные последствия выражают смысл статьи – незаконная вырубка, уничтожение либо повреждение указанных объектов, а также причинение крупного ущерба в диспозиции ст. 262 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Задачи

1. Торидзе, ответственный за производство лесосплавных работ, без согласования с органами рыбоохраны дал распоряжение произвести сплав леса самоходом по реке, в которой нерестились лососевые рыбы.  В результате дно реки было засорено утонувшей древесиной, что привело к массовой гибели рыбы.

Квалифицируйте действия Торидзе.

Решение: действия Тогридзе  следует квалифицировать по ч. 1 ст.250 УКРФ.

2. Не имея разрешения на производство охоты, Лунин на территории государственного заповедника пытался убить дикого кабана, но промахнулся и вскоре был задержан егерем, услышав­шим выстрел. Учитывая, что ранее Лунин не подвергался мерам административного взыскания за незаконную охоту, следователь отказал в возбуждении уголовного дела по ст.258 УК РФ.

Есть ли основания для возбуждения уголовного дела?

Решение: Состав данного преступления материально-формальный. Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, сформулирована как материальный состав. Для признания ее оконченным преступлением обязательно наступление указанных вредных последствий.

   Незаконная охота при обстоятельствах, указанных в пп. “б” - “г” ч. 1 ст. 258 УК РФ, сконструирована как формальный состав. Преступление при этом окончено с момента начала выслеживания или преследования зверей и птиц независимо от того, были ли они добыты или нет.

   Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.

   Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Таким образом, имеются основания для возбуждения уголовного дела в отношении Торедзе по ст. 258 УК РФ.

 

 

Заключение

Подробно рассмотрев поставленные вопросы, я убедилась в широте данной темы. Содержание бланкетных норм главы 26 УК РФ усложняет процесс привлечения к уголовной ответственности, обязывая ссылаться на другие нормативно-правовые акты, среди которых имеются и подзаконные НПА. Нередко из-за обширности законодательного урегулирования данной сферы, нормы часто конкурируют друг с другом, а влияние Федеральных законов на систему экологических преступлений, вынуждает постоянно вносить поправки в главу 26 УК РФ, создавая дополнительную сложность. Однако данные явления говорят о том, что государство заинтересовано в сохранении благоприятной окружающей среды и в обеспечении экологической безопасности населения.

На данный момент система экологического законодательства хорошо развита, хотя невозможно утверждать абсолютную эффективность его применения, особенно учитывая распространённость данных категорий преступлений по всей территории нашей родины, и, соответственно загруженность работы сотрудников правоохранительных органов. По моему мнению, достигнуть снижения преступной активности возможно.

В первую очередь существенно расширить и упорядочить зоны мониторинга окружающей среды, т.к. на практике, преступные сообщества и причинители существенного ущерба привлекаются к ответственности спустя длительное время после наступления общественно-опасных последствий. Также необходимо стимулировать предприятия внедрять новые технологии и уменьшать объёмы выброса вредных веществ в окружающую среду, путём массового выпуска ноу-хау и грамотной ценовой политики, и использовать косвенное принуждение, снижая максимальные пределы выброса вредных веществ.

Однако, достижение высшей отметки экологической безопасности России возможно лишь с помощью полноценного развития правового и социального сознания населения.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

2. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 4 марта 2011г.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ по состоянию на 1.01.2011г.

4. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 в редакции от 29.12.2010г.

5. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 в редакции от 28.12.2010г.

6. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 в редакции от 05.04.2011г.

7. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ в редакции от 28.12.2010г.

8. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ в редакции от 10.05.2007г.

9. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ в редакции от 09.04.2009г.

10. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ в редакции от 27 декабря 2009г.

11. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1в редакции от 05.04.2011г.

12. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ в редакции от 03.12.2010г.

13. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

14. Рарог А.И., Наумов А.В. – «Уголовное право России» учебник, 6-е издание, переработанное и дополненное, «Проспект» ТК Велби, Москва 2010г.

15. Журавлев М.П. – «Уголовное право России» учебник, «Проспект», Москва, 2010г.

Информация о работе Экологические преступления