Юридическое лицо

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:57, реферат

Описание работы

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий:

1.создание юридического лица (в узком смысле слова);

2.государственная регистрация юридического лица, с момента которой юридическое лицо считается созданным.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юридических лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

Работа содержит 1 файл

Юридическим лицом в соответствии со ст.docx

— 30.01 Кб (Скачать)

Согласно ст. 61 ГК в добровольном порядке юридическое  лицо ликвидируется и в случаях  истечения срока, на который оно  было образовано, а также достижения цели, ради которой оно было создано *(110).По решению суда юридическое  лицо может быть ликвидировано в  случае осуществления им деятельности, запрещенной законом либо требующей  по закону специальной лицензии при  отсутствии таковой, а в отношении  общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного или  иного фонда - и деятельности, противоречащей его уставным целям и, следовательно, выходящей за пределы его специальной  правоспособности. Иск может быть предъявлен в суде государственным  органом или органом местного самоуправления, которому такое право  предоставлено законом. В качестве этого органа обычно выступает прокуратура. В отношении отдельных видов  юридических лиц иск может  быть заявлен и в некоторых  других случаях, о чем будет сказано  при рассмотрении специфики соответствующих  юридических лиц. Принявший решение о ликвидации юридического лица обязан письменно сообщить об этом органу, ведущему государственную регистрацию юридических лиц для немедленного внесения соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего сведения, дабы каждый заинтересованный мог узнать, что данное лицо находится в стадии ликвидации. Затем он обязан по согласованию с органом государственной регистрации назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию (ст. 62 ГК). Если решение о ликвидации принял суд, он может возложить функции ликвидатора (ликвидационной комиссии) на учредителей (участников) ликвидируемого лица либо его орган, уполномоченный учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она выступает  от его имени везде, в том числе  в суде (п. 3 ст. 62). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах  печати, публикующих данные о государственной  регистрации юридических лиц, сообщение  о ликвидации, о порядке и сроке  заявления требований кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев, считая со дня публикации. Согласно ст. 63 ГК, ликвидационная комиссия принимает и иные меры к выявлению  кредиторов ликвидируемого лица и получению  дебиторской задолженности, исполнению обязательств его должниками, а также  письменно уведомляет о ликвидации известных ей кредиторов. 

По окончании  срока, установленного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне и результатах  рассмотрения требований кредиторов. Этот баланс утверждается принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц. Если выясняется, что у ликвидируемого лица нет денежных средств, достаточных для удовлетворения всех его кредиторов, ликвидационная комиссия продает его имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Расчеты с кредиторами  ликвидационная комиссия производит в  порядке очередности, установленной  ст. 64 ГК *(111). В первую очередь удовлетворяются  требования граждан, вытекающие из причинения вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей. Во вторую очередь  выплачиваются суммы, причитающиеся  в качестве оплаты труда и выходных пособий лицам, работающим по трудовому  договору (контракту), а также вознаграждения по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (о залоге см.  § 3 гл. 27). В четвертую очередь - задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся платежи всем другим кредиторам. При ликвидации банков и иных кредитных организаций, привлекающих средства граждан (физических лиц), в первую очередь удовлетворяются требования граждан-кредиторов по этим операциям.

Требования каждой очереди удовлетворяются после  полного удовлетворения требований предыдущей. При недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица для полного удовлетворения всех требований данной очереди вырученные средства распределяются между кредиторами данной очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (как иногда говорят - по соразмерности), если иное не установлено законом.

Выплата кредиторам производится в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом по первым четырем очередям платежей начиная со дня его утверждения, а по пятой очереди - по истечении месяца со дня его утверждения.  

Если ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требования кредитора или уклонилась от ответа, кредитор вправе до утверждения  ликвидационного баланса (окончательного ликвидационного баланса) обратиться с иском в суд. Иск может  быть судом удовлетворен за счет оставшегося  имущества ликвидируемого юридического лица. Требования, заявленные после  истечения установленного ликвидационной комиссией срока, удовлетворяются (до момента признания юридического лица ликвидированным) из имущества, оставшегося  после удовлетворения требований, заявленных своевременно. Требования, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества юридического лица, считаются погашенными (прекращаются). Также погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией и не переданные в суд, и те, в удовлетворении которых суд отказал.  

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс (окончательный ликвидационный баланс), который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшим решение о  ликвидации, по согласованию с органом  государственной регистрации юридических  лиц.

Оставшееся после  удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидированного юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество  или обязательственные права  в отношении данного юридического лица (п. 2 ст. 48 ГК, см. об этом  § 1), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо прекратившим существование после  внесения записи о ликвидации в соответствующий  реестр органом регистрации юридических  лиц (п. 8 ст. 63 ГК). 

В предусмотренных  законом случаях при недостаточности  имущества юридического лица для  полного удовлетворения всех требований кредиторов дополнительную (субсидиарную, вспомогательную) ответственность  несут другие указанные в законе лица. Так, согласно п. 6 ст. 63 ГК при недостаточности  имущества казенного предприятия  субсидиарную ответственность по его  обязательствам несет учредившее его  государство - собственник закрепленного  за ним на праве оперативного управления имущества. Аналогичным образом в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств, необходимых для полного расчета с кредиторами (на иное имущество учреждения взыскание в силу п. 3 ст. 63 обращено быть не может), субсидиарную ответственность по его долгам (обязательствам) несет учредивший и финансирующий это учреждение собственник имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления.

Ликвидация государственных  предприятий и предприятий, в  которых доля участия (паев) государства  составляет 25 и более процентов, обладает некоторыми особенностями, установленными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. *(112) и изданным на его основе постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. *(113). Однако эти акты действуют лишь в  той части и постольку, поскольку  не противоречат принятому впоследствии законодательству о банкротстве. 

5. Согласно п. 4 ст. 61 ГК, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме так называемых казенных предприятий, благотворительные и иные фонды (все эти юридические лица специально рассматриваются в  гл. 7 и  8) могут быть признаны (объявлены) несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в особом порядке, предусмотренном ст. 65 ГК и действующим с 1 марта 1998 г. Законом о банкротстве; названный Закон предусматривает возможность объявления несостоятельным (банкротом) также и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя. Если имущества любого из перечисленных юридических лиц недостаточно для полного удовлетворения всех адресованных ему требований, оно может быть ликвидировано только в этом особом порядке.

Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический  оборот и его участников от последствий  неэффективной работы тех из них, кто не способен надлежащим образом  исполнять принятые на себя обязательства  и такое неисполнение приобретает  стойкий, систематический характер. С одной стороны, возникает необходимость  принудительной ликвидации (если речь идет о физическом лице - принудительного  устранения) такого участника оборота. С другой стороны, когда возникает такая угроза, желательно попытаться сохранить его как производителя ценностей (товаров, работ, услуг) и работодателя, что особенно важно в настоящий переходный период. 

Поскольку юридические  лица, по общему правилу, отвечают всем своим имуществом, следует по возможности  предотвратить обращение всего  или большей части этого имущества  на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее активных и  расторопных кредиторов, лишив таким образом остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы и самого несостоятельного должника и решение вопроса о его существовании подчинить установленным законом процедурам. 

Объявление предприятия  банкротом - институт, завершающий систему  мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу агентов (участников) рыночной экономики, осуществляющих принципы предпринимательства, т.е. ведущих хозяйственную  деятельность на свой риск и под  свою ответственность. Вынужденное  принудительное прекращение такого юридического лица и есть реализация, с одной стороны, максимально  возможного риска, а с другой - наивысшей  степени ответственности субъекта, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием. 

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматривается  и решается арбитражным судом, кроме  случаев, когда о своем банкротстве  добровольно объявляет сам должник (ст. 181 и 182 Закона о банкротстве). Однако и в этом последнем случае при  наличии возражений хотя бы одного из кредиторов должник обязан передать дело в суд, а кредитор вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. Таким образом, процедуры рассмотрения вопроса о несостоятельности должника, о признании его банкротом и о ликвидации в порядке банкротства могут быть как принудительными - по решению арбитражного суда, так и добровольными, проводимыми по решению самого должника-банкрота, принятому им совместно с кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 181-183 Закона. 

Внешним признаком, дающим основание предполагать несостоятельность  должника, влекущую необходимость объявить его банкротом и ликвидировать  в порядке банкротства, является трехмесячная просрочка в исполнении им денежных обязательств перед кредиторами  или такая же просрочка в уплате налогов и иных обязательных платежей. Право обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела принадлежит  кредиторам по денежным обязательствам, в отношении неуплаты обязательных платежей - соответствующим органам  власти, а также прокурору.

В связи с  отмеченной выше двоякой целью института  банкротства рассмотрение вопроса  о несостоятельности должника может  включать несколько стадий. Первой является наблюдение, для проведения которого возбудивший дело арбитражный  суд назначает временного управляющего. С этого момента самостоятельность должника ограничивается, совершение им ряда распорядительных сделок запрещено, другие могут быть совершены его органами лишь с согласия временного управляющего, взыскания с должника по исполнительным документам приостанавливаются (за установленными законом исключениями), все претензии и требования к должнику могут быть заявлены только в рамках данного процесса о несостоятельности. Созывается первое собрание кредиторов, в соответствии с решением которого арбитражный суд принимает решение либо о признании должника банкротом, открытии конкурсного производства и ликвидации должника либо, если выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, о введении внешнего управления для осуществления этой возможности - для оздоровления (санации) должника, восстановления его платежеспособности и нормальной деятельности.

Внешнее управление осуществляется назначаемым судом  внешним управляющим, к которому полностью переходят все функции  по управлению должником и который  действует под контролем собрания (комитета) кредиторов и суда. По всем адресованным должнику требованиям, кроме зарплаты работникам и некоторых других приравненных к ней платежей, вводится мораторий (приостановление платежей). Внешнее управление вводится на срок до 12 месяцев и в случае необходимости может быть продлено еще на 6 месяцев. Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника, подлежащий утверждению собранием кредиторов, и проводит его в жизнь. Принятый собранием кредиторов и утвержденный арбитражным судом отчет внешнего управляющего, свидетельствующий о восстановлении платежеспособности должника, служит основанием для прекращения судом производства по делу о банкротстве. Если платежеспособность должника не восстановлена и (или) суд не утвердил отчет внешнего управляющего, суд принимает решение об объявлении должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Информация о работе Юридическое лицо