Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации в местах лишения свободы находится около семи ста тысяч осуждённых. Если принять во внимание, что в следственных изоляторах содержится примерно сто пятидесяти тысяч подследственных, то цифра возрастёт почти до одного миллиона, в связи с чем государство не в состоянии обеспечить этим людям достойные условия содержания, так как вынужденно нести значительные затраты на обеспечение работы мест принудительного содержания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 6
1.1 Общая характеристика 6
1.2 История возникновения института наказаний 8
Глава 2. Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 11
2.1 Штраф 11
2.2 Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью 14
2.3 Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград 17
2.4 Обязательные работы 20
2.5 Исправительные работы 22
2.6 Ограничение по военной службе 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Пристансков_курсовая_ Ю201.docx

— 55.72 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 6

1.1 Общая характеристика 6

1.2 История возникновения института наказаний 8

Глава 2. Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 11

2.1 Штраф 11

2.2 Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью 14

2.3 Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград 17

2.4 Обязательные работы 20

2.5 Исправительные работы 22

2.6 Ограничение по военной службе 25

Заключение 28

Список литературы 30

 

Введение

Тема моей курсовой работы «Общая характеристика наказаний не связанных с ограничением или  лишением свободы», выбрана в связи  со своей актуальностью, важностью  и интересом к более глубокому  осмыслению и  изучению.

Одной из причин, по которой я выбрал эту тему, стал  очевидный факт, что система уголовной юстиции любого государства требует своего дальнейшего реформирования, направленного на гуманизацию процесса исполнения наказания.

В настоящие время в мире в условиях изоляции содержится более восьми миллионов мужчин и женщин. В связи с этим наиболее частое применение таких мер уголовно-правового воздействия, которые не связаны с лишением свободы, становится наиболее актуальной задачей уголовной политики практически всех стран мира. От этого зависит, прежде всего, обеспечение нормальной жизнедеятельности общества. Реакция государства на преступление должна быть, с одной стороны – неотвратимой, а с другой – целесообразной, экономной, не должно приводить к избыточной уголовной репрессии, необоснованному ограничению прав и законных интересов граждан.

В настоящее время в Российской Федерации в местах лишения свободы находится около семи ста тысяч осуждённых. Если принять во внимание, что в следственных изоляторах содержится примерно сто пятидесяти тысяч подследственных, то цифра возрастёт почти до одного миллиона, в связи с чем государство не в состоянии обеспечить этим людям достойные условия содержания, так как вынужденно нести значительные затраты на обеспечение работы мест принудительного содержания.

Институт наказаний не сопряжённых с ограничением свободы осужденных является реальной альтернативой, по некоторым видам преступлений, дорогостоящим в осуществление мерам содержания заключённых под стражей. Как известно содержание тюрьм одна из самых больших статей расходов бюджета нашей страны, занимающие третье место в мире, после США и КНР, по количеству заключённых в тюрьмах граждан. Так наказание в виде штрафа, исправительных или обязательных работ, на мой взгляд, принесёт обществу более ощутимую пользу.

В первой главе раскрывается понятие уголовного наказания как  меры государственного принуждения. Также приводятся цели уголовного наказания – общественно-полезных результатов, достижение которых преследуется законодателем. В работе выделяется три основные цели наказания: восстановление социальной справедливости, предупреждение новых преступлений и исправление осужденного. А также раскрывается вопрос об истории развития института наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы.

Во второй главе раскрываются виды наказаний  и их характеристика. Определение этих наказаний является главной целью работы. Наказания различаются по степени их тяжести и формируют иерархию наказаний. В данной главе будут рассмотрены такие виды наказаний как штраф, лишение права занимать определённые должности, лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы и ограничение по воинской службе.

Большое значение для раскрытия содержания вопросов связанных с системой наказаний не связанных с лишением свободы имеют теоретико-правовые исследования таких авторов как Е.П. Данилов, В.М. Здаровомыслов, И.Я. Козаченко, А.В. Наумов, С.А. Разумов, А.И. Рарога и других.

Методологической основой  исследования являются общенаучные  методы познания: функциональный и сравнительный, а также ряд частно-научных методов: сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логические и другие.

 Структура курсовой  работы определяется поставленными  целями и задачами. Составляющие  структуры: введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

 

Глава 1. Общая характеристика наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы

1.1 Общая характеристика

Наказание это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору  суда. Наказание применяется к  лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в  предусмотренных УК лишении или  ограничении прав и свобод этого  лица1.

Анализ данного определения  позволяет выделить три группы признаков, описывающие: форму наказания, сущность наказания и содержание наказания.

Признаками характеризующие  сущность наказания являются признаки, которые отличают наказание от иных мер государственного принуждения, дающие оценку качественной стороне  понятия.

Наказание - реакция государства на преступление. Наказание не может применяться за совершение иных правонарушений (гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных и административных проступков) или аморальных поступков; наказание может быть предусмотрено только уголовным кодексом;

Оно применяется только к физическому лицу, достигшему минимального возраста наступления уголовной ответственности за соответствующее преступление и являющемуся вменяемым. Применяется только к лицу, виновно совершившему преступление. Согласно российскому уголовному законодательству совершение общественно опасного деяния без вины не может влечь наказания; наказание назначается только по приговору суда. Оно не может быть назначено органом законодательной или исполнительной власти, не может быть определено судебным решением, отличным от обвинительного приговора суда. Наказание влечет за собой судимость. Никакие иные меры уголовной ответственности и не уголовные взыскания не могут влечь за собой отрицательные последствия судимости. Представляет собой лишение или ограничение наиболее существенных (в том числе, конституционных) прав и свобод человека.

Признаки, характеризующие  содержание: наказание есть мера государственного принуждения, т.е. определенное средство достижения установленных законом целей. Это принудительная мера, т.е. воздействие, осуществляемое даже вопреки воле лица, признанного виновным в совершении преступления. Желание лица понести то или иное наказание судом не учитывается. Лишение прав и свобод, т.е. полное их отчуждение или ограничение прав и свобод. Наказание всегда связано с ухудшением общего статуса лица, даже если последнее так не считает.

Форма наказания устанавливается следующими принципами: оно может осуществляться лишь видом предусмотренным законом, не может иметь форму пытки, быть жестоким или унижающим человеческое достоинство.

Целями наказания являются: восстановление социальной справедливости;  исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Рассматривая установленные  законом понятия с точки зрения принудительных мер не связанных с лишением свободы можно сказать, что эти наказания применяются для преступлений небольшой и средней тяжести в качестве основных или дополнительных. Данные наказания целесообразно могут применяться в качестве предупредительных мер, более мягкого, нежели лишение свободы наказания в отношении лиц привлекающихся впервые к уголовной ответственности. Как известно изолирование от общества, ведёт к серьёзным психологическим травмам и нередко у лиц, вышедших из мест заключения, возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией. Иногда она полностью исключается и человек становится асоциальным, что ведёт к потери личности2.  На мой взгляд, применение  рассматриваемых наказаний является более эффективным способом воспитательного характера.

 

1.2 История возникновения института наказаний

Новым наказанием для Российского законодательства является обязательные работы. Это наказание было известно уголовному законодательству России конца XIX - начала XX века как общественные работы. Нормативную базу такого наказания составляли Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г., Сельский судебный устав для государственных крестьян, включенный в Свод законов Российской империи издания 1857 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 г. и другие нормативно-правовые акты, а также решения Правительствующего Сената, циркуляры МВД и разъяснения Министерства юстиции3.

Согласно Общим положениям о крестьянах общественные работы сроком до 6 дней назначали волостные или крестьянские суды при следующих условиях: состояние подсудимого в сословии крестьян; принадлежность обвиняемого крестьянина к волости; "маловажность проступка"; совершение проступка на территории волости в отношении лиц, принадлежащих к тому же сословию; совершение проступка без участия лиц других состояний или сословий, а также когда данные проступки не находятся в связи с преступлениями, которые относятся к компетенции общих судебных мест (например, мировых судов).

Маловажные проступки  согласно примечанию к Общих положений  о крестьянах были предусмотрены  в Сельском судебном уставе4. Но анализ статей Общих положений о крестьянах позволяет сделать вывод, что к ведению волостного суда относились не все проступки, указанные в Сельском судебном уставе. В примечании к Общим положениям о крестьянах сельскому старосте и волостному старшине было предоставлено право за маловажные проступки, совершенные лицами, им подведомственными, подвергать виновных назначению на общественные работы до 2 дней5.

Таким образом, общественные работы приобрели вид альтернативного  наказания. Они применялись «лишь в замену денежного взыскания в случае несостоятельности» и не несли с собой применение к осужденным никаких воспитательных и профилактических мер.

В нашей стране штраф  применялся в качестве уголовного наказания  еще на заре отечественного права. Истоки возникновения штрафа можно увидеть  в самых древних памятниках российского  законодательства. Одним из таких  памятников является Русская Правда. И в ней довольно значительное место уделено денежным штрафам.

Преобладающим видом наказания  по Русской Правде были денежные взыскания  с преступника, слагавшиеся из двух частей: штрафа и компенсации; штраф  поступал князю, компенсация за причиненный  преступлением ущерб шла потерпевшей  стороне, а именно: за убийство - вира (в пользу князя) и головничество (родственникам потерпевшего), за прочие преступления - продажа (князю) и урок (потерпевшему). Русская Правда предусматривает и такой вид наказания, как «продажа» - денежный штраф, взыскивавшийся с преступника в пользу князя за совершение ряда преступлений, как против личности, так и имущественных.

В отличие от Русской  Правды, по которой целью наказания  являлось возмездие и возмещение материального ущерба, причиненного потерпевшему, Судебник 1497 г. имеет  также в виду устрашение преступников и окружающего населения. "Продажа" (по Судебнику 1497 г) означала денежный штраф за преступление и шла в пользу князя или лиц, осуществляющих правосудие. Размер продажи, как правило, устанавливался по усмотрению суда. Чаще всего продажа являлась дополнительным наказанием и применялась в сочетании со смертной казнью. Но продажа могла быть и самостоятельным видом наказания за злостную невыплату долга, оскорбление, словом или действием.

Соборное Уложение 1649 г. сохраняет денежные штрафы всего  в восьми случаях - только за преступления, посягавшие на имущество, здоровье и честь частного лица. Если виновный не имел средств, чтобы выплатить требуемое истцом вознаграждение, он выдавался истцу «головою на продажу», т.е. в холопство до отработки долга. Как самостоятельные наказания штрафы от 1 рубля до 1000 рублей взимались с должностных и частных лиц за невыполнение тех или иных предписаний. Так, за ношение русского платья, усов и бороды взыскивался штраф в 50 и 100 рублей.

Размер денежного взыскания  по Уложению 1903 г. определялся двояко: или в виде строго определенной законом  суммы, или по указанному в законе основанию исчисления, например по размеру действительно причиненного или предполагаемого убытка казне, или же по размеру прибыли, полученной виновным, или по продолжительности  нарушения.

Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью имеет, как вид наказания, свои истоки берёт у карательных систем Древнего Рима, древних германцев, средневекового французского законодательства.

В России подобная мера была введена постановлениями Петра  I о шельмовании. Ошельмованный публично объявлялся вором, шельмой, исключался из общества добрых людей, не мог быть приводим к верноподданнической присяге, имя его прибивалось к виселице или над ним переламывалась шпага (в случае принадлежности к дворянскому сословию).

Таким образом, можно сделать  вывод наказания не связанные  с лишением свободы имеют достаточно давнюю историю, кроме того они содержат в себе значительный потенциал для  исправления осужденного. 

Глава 2. Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы

2.1 Штраф

Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренным  уголовным законом.

Информация о работе Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы