Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации в местах лишения свободы находится около семи ста тысяч осуждённых. Если принять во внимание, что в следственных изоляторах содержится примерно сто пятидесяти тысяч подследственных, то цифра возрастёт почти до одного миллиона, в связи с чем государство не в состоянии обеспечить этим людям достойные условия содержания, так как вынужденно нести значительные затраты на обеспечение работы мест принудительного содержания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 6
1.1 Общая характеристика 6
1.2 История возникновения института наказаний 8
Глава 2. Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы 11
2.1 Штраф 11
2.2 Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью 14
2.3 Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград 17
2.4 Обязательные работы 20
2.5 Исправительные работы 22
2.6 Ограничение по военной службе 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Пристансков_курсовая_ Ю201.docx

— 55.72 Кб (Скачать)

Сущность штрафа состоит  в ущемлении имущественных интересов  лица, виновного в совершении преступления. Определение размера штрафа предусмотрено  двумя способами: в виде денежной суммы и в виде заработной платы, либо иного дохода осужденного за определённый период. При первом способе штраф устанавливается в размере от 250 руб. до 1 млн.руб. Такой способ исчисления предназначен для лиц, имеющих небольшие доходы, а также лиц, не имеющих постоянного заработка. Второй способ исчисления определяется в размере заработной платы за период от двух недель до пяти лет.

Штраф оказывает эффективное  воздействие на лиц, совершивших менее опасные преступления, поэтому его применение целесообразно тогда, когда исправление осужденного возможно без применения мер наказания, связанных с ограничением свободы. Карательные свойства штрафа заключаются в лишении осужденного определённой части его имущества. В соответствии с принципом справедливости размер штрафа определяется судом с учётом тяжести преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учётом возможности получения, осужденным заработной платы или иного дохода. С учётом этих же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определёнными частями на срок до трёх лет. По общим правилам, осужденный обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Штрафы в размере от 500 тыс.руб. или дохода за период более 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкций предусмотренной соответствующей статьёй особенной части уголовного кодекса.

Штраф применяется в качестве основного  или дополнительного наказания. Как основное он может быть назначен за преступление, предусмотренные статьями, санкция которых содержит данный вид наказания, а также при  назначении наказания более мягкого, чем определённое законом. Как дополнительное штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями уголовного кодекса.

Рассмотрим пример из практики применения штрафа. В 2010 году Челябинским  Областным Судом было рассмотрено  дело мэра города Карабаш Дзугаева М.Д.. Суд признал вину Дзугаева в  совершении преступления предусмотренного ст.290 ч.4 п. «г» УК РФ, получение взятки, то есть, получение должностным лицом лично взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, совершенные главой органа местного самоуправления, в крупном размере. С учетом характера, степени общественной опасности и обстоятельств преступления, в совершении которого Дзугаев М.Д. признается виновным, с учетом того, что в силу ст.43 УК РФ наказание применяется не только в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, но и в целях восстановления социальной справедливости, а также с учетом того, что умышленными и корыстными действиями Дзугаева М.Д., бесспорно, был дискредитирован авторитет самого статуса главы органа местного самоуправления, суд не усматривает оснований для неприменения к Дзугаеву М.Д. дополнительного наказания в виде штрафа , предусмотренного санкцией ст.290 ч.4 п."г" УК РФ. Причем, с учетом общего размера взятки, в получении которой Дзугаев М.Д. признается виновным настоящим приговором, суд считает, что, несмотря на признание судом наличия у Дзугаева М.Д. смягчающего его наказание обстоятельства, Дзугаеву М.Д. должно быть назначено дополнительное наказание в виде штрафа в максимальном размере, установленном санкцией части 4 статьи 290 УК РФ.  Суд приговорил Дзугаева М.Д. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного п."г" ч.4 ст.290 УК РФ, за которое с применением ст.47 УК РФ назначить ему наказание в виде восьми лет лишения свободы со штрафом в размере одного миллиона рублей и с лишением права занимать должности представителя власти в органах местного самоуправления сроком на два года шести месяцев, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

 

2.2 Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью 

Лишение право занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью состоит  в запрещении занимать должности  на государственной службе, органах  местного самоуправления, либо заниматься определённой профессиональной или  иной деятельностью6.

Лишение права занимать определённое должности или заниматься определённой деятельностью устанавливается  на срок от одного года до пяти лет в  качестве основного вида наказания  и на срок от шести месяцев до трёх лет в качестве дополнительного  вида наказания.

Эти наказания заключаются  в запрещение выполнять конкретный вид профессиональной (юридической, врачебной) или иной деятельности (например, рыбный промысел, торговля и т.д.). Запрещение занимать должность лишает лицо субъективного права на свободный выбор деятельности в течение указанного приговором времени, может привести к утрате связанных с этой должностью льгот и преимуществ, понижения заработной платы, деквалификации лица.

При применении санкции  к несовершеннолетним преступникам используется только лишение права  заниматься определённой деятельностью.

Согласно с Федеральным  законом «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» под государственной  службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Под государственной службой  понимается должность в федеральных  органах государственной власти, органов власти субъектов России, а также иных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязательств. Функции государственной гражданской службы реализуют государственные служащие, которыми признаются граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

В соответствие с ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» органами местного самоуправления признаются выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов  государственной власти. При этом вопросам местного значения законом  признаются вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, отнесённые к таковым его уставом. Под муниципальной службой понимается оплачиваемая профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют муниципальные служащие.

В качестве дополнительного  или основного наказания применяется  за такие преступления, которые совершаются  с использованием должностного положения, профессиональной деятельности. Его  особенностью является то, что оно  может применяться в качестве дополнительного наказания и  в тех случаях, когда оно не предусмотрено статьёй кодекс в  качестве санкции за преступление, если с учётом характера, степени  общественной опасности и личности виновного суд признает невозможность  сохранения за ним права на конкретную деятельность. Применение направлено на лишение возможности лица осуществлять работы, которые способствовали совершению им преступного деяния.

Законом предусмотрено два способа  исчисления сроков данного наказания. Если оно применяется в качестве основного или дополнительного  к обязательным, исправительным работам  или же при условном осуждении, срок исчисляется с момента вступления приговора в силу. Иной порядок предусмотрен при назначении в качестве дополнительного к наказаниям, ограничивающим свободу. В этом случае срок исчисляется с момента отбытия основного наказания. 

2.3 Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого  преступления с учётом личности виновного  суд может лишить его специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных  наград7.

Это наказание применяется  лишь в качестве дополнительного. Оно  связано с моральным воздействием на осужденного, а также лишением его определённых преимуществ, установленных  для лиц, имеющих специальные, воинские, почётные звания, классные чины и государственные  награды.

Учёт личности виновного  включает анализ различных его характеристик: социально-демографической (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного места жительства и работы и т.п.), уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной  ответственности, наличие неснятой и погашенной судимости, характер и степень общественной опасности совершённого преступления и т.д.) и уголовно-исполнительной (поведение во время отбывании наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду и другое).

По содержанию наказание  состоит в аннулировании юридически закреплённых заслуг осуждаемого перед  обществом и государством, поскольку  суд установит, что совершением  преступления могут быть дискредитированы соответствующие звания, чины либо награды. Вместе с лишением данных прав, осужденный лишается тех льгот и  иных преимуществ, которые связывались  с ним.

Воинские звания – звания, принятые в Вооружённых Силах  РФ, других войсках, органах внешней  разведки, федеральных органах службы безопасности. Они установлены Федеральным  законом «О воинской обязанности и военной службе» (рядовой, сержант, прапорщик, лейтенант и т.д.).

Специальные звания устанавливаются  в различных ведомствах, реализующих  свои полномочия в рамках государственной  службы, например, такие звания, присваиваются  работникам внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы.

Почётные звания, установлены  Указом Президента, присваиваются за большие заслуги в искусстве, науке и других социально полезных сферах деятельности. В качестве примера  можно привести следующие почётные звания: заслуженный артист РФ, заслуженный  юрист РФ и иные.

Классные чины присваиваются  государственным служащим, занимающим государственные должности, государственным советникам, сотрудникам прокуратуры, судьям.

К государственным наградам относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена «За заслуги перед  Отечеством», «За военные заслуги», Мужества, Жукова, Почёта, Дружбы, военные  ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова и другие ордена, медали и знаки  отличая.

Данный вид наказаний  не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно  опасное деяние. Отсюда следует, что в каждом случае совершения тяжкого либо особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения рассматриваемого дополнительного наказания. Применение такой санкции к виновному является правом суда. Также суд вправе лишить одновременно всех званий, чинов и наград либо ограничится лишением отдельного8.

Суд, вынесший приговор о лишении  осужденного звания, чина или награды, обязан направить его  копию должностному лицу, присвоившему виновному звание. Должностное лицо в установленном  порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении чина, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для служащих. 

2.4 Обязательные работы

Обязательные работы заключаются  в том, что осужденным в свободное  от основной работы или учёбы время  выполняются бесплатные общественно  полезные работы, вид которых и  объект, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными  инспекциями.

Обязательные работы это  новый для Российского уголовного закона вид наказаний, появившейся  в Уголовном Кодексе 1996 года, после  изучения зарубежной практики применения наказаний.

Рассмотрим принципы данного  наказания: обязательность, выполнение работ в свободное время, безвозмездность, определение работ органом местного самоуправления. Обязательность предполагает их принудительность, т.е. у осужденного  нет возможности выбора работ  и он принуждён к её выполнению. Выполнение работ в свободное от основной работы или учёбы время означает, что лицо не имеет права вести обязательные работы во время исполнения своих служебных обязанностей либо времени обучения, если он является студентом. Бесплатность работ для осужденного предполагает выполнение работ не за вознаграждение, а внесения общественно полезного вклада. Вид работ и место их проведения назначается органами местного управления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Как правило, это неквалифицированные работы: обслуживание населения, уборка территорий, ремонтно-строительные работы и т.д.

Обязательные работы устанавливаются  на срок от шестидесяти до двухсот  сорока часов и отбываются не свыше  четырёх часов в день. Данное определение  порядка проведения не даёт возможности  концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это повышает репрессивность наказания, делая его эффективным  в достижении целей.

Данный вид наказаний  применяется только в качестве основного  наказания. Он назначается за совершение преступления небольшой тяжести. К  работам не привлекаются лица признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту в должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы.

Так же предусмотрено положение, которое подкрепляет силу наказания  к исполнению. В случае злостного  уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Так виновный под страхом более  сурового наказания принуждён к  выполнению работ. При определении  срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы замена осуществляется из расчёта восемь часов не отбытого срока обязательных работ за один день ограничения свободы.

Злостно уклоняющимися признаются лица: более двух раз в месяц  не выходившие на работу без уважительных причин, более двух раз в месяц  нарушивших трудовую дисциплину, скрывшиеся в целях уклонения от отбывания  наказания. 

2.5 Исправительные работы

Исправительные работы состоят в принудительном привлечении осужденного, не имеющего основного места работы, к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного на определённый срок с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка.

Информация о работе Классификация наказаний не связанных с ограничением или лишением свободы