Конституционные принципы избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Беларусь является демократическим государством, одним из главных принципов которого является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов.
Выборы являются важнейшим государственно-правовым институтом. От выборов во многом зависит, как будут функционировать представительные органы власти и исполнять обязанности должностные лица, избранные на основе волеизъявления граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ 5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 7
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 11
3.1 Принцип всеобщности 12
3.2 Принцип свободы выборов 13
3.3 Принцип равенства 15
3.4 Прямые и косвенные выборы 17
3.5 Принцип тайных выборов 18
ГЛАВА 4 ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ОРГАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

Конституционные принципы избирательного права Республики Беларусь(пробное).docx

— 61.31 Кб (Скачать)

Данный принцип избирательного права означает такую процедуру  подачи голосов, которая исключает  наблюдение и контроль за волеизъявлением  избирателя. Тайное голосование может  проводиться как с помощью бюллетеней (Республике Беларусь) так и специальных машин для голосования (США). Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:

- на бюллетенях не ставится  никаких пометок, которые позволяли  бы определить личность проголосовавшего;

- бюллетень опускается  в ящик, который опечатан и  не может быть вскрыт в течение  всего времени голосования; 

- в помещении для выборов  отводится особая комната или  оборудуются отдельные кабины, закрытые  от посторонних взоров, в которых  избиратели заполняют бюллетени  или манипулируют с машиной  для голосования; 

- запрещается присутствие  в комнате (кабине) для голосования  других лиц, кроме голосующего; 

- в случае досрочного  голосования после соблюдения  процедуры тайного заполнения  бюллетеня избирателем, избиратель  сам вкладывает бюллетень в  конверт и заклеивает его, а  затем в его присутствии на  месте склейки ставятся подписи  самого избирателя и двух членов  комиссии и печать избирательной  комиссии; конверт вскрывается только  в день голосования в присутствии  членов комиссии и наблюдателей  и, с соблюдением тайны волеизъявления  избирателя, бюллетень опускается  в урну для голосования; 

- нарушение тайны голосования  членом избирательной комиссии  или другим должностным лицом  является преступлением и влечет  уголовную ответственность [19, с. 21].

Тайное голосование известно практически всем странам, но, как  указывают разные источники, введено  оно было только в последней трети XIX века, во всяком случае, в странах  Западной Европы.

Еще в конце XIX в., на выборах  в Дании, достаточно было сказать  чиновнику о том, как избиратель хочет голосовать. Тайна голосования  зависела, таким образом, от доброго  расположения этого должностного лица. При голосовании на референдумах в Греции на избирательных участках образовывались два прохода с  надписями «да» и «нет», в конце  которых чиновники подсчитывали число проходивших избирателей [1, с. 380 ].

Таким образом, принципы избирательного права предполагают такие условия  его реализации, соблюдение которых  на выборах делает эти выборы действительно  народным волеизъявлением. Следовательно, нарушение принципов легитимности как выборов, так и  выборных органов .

Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.

Принципы избирательного права составляют его главное  содержание. Они обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием  законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, избирательных комиссий, органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, судов общей  юрисдикции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ОРГАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Всеобщее избирательное  право обычно ограничивается рядом  дополнительных специальных условий, так называемых цензов. В мировой  практике известно около 50 избирательных  цензов.

 Наиболее распространённым  является возрастной ценз. Он  подразумевает наличие у конкретного  лица как активного, так и  пассивного избирательного права  только при достижении определённого  возраста.

Так, в большинстве стран  активное избирательное право получают граждане старше 18 лет. В то же время  в некоторых странах установлен возрастной ценз в 19 – 21 года, а в четырёх странах (Бразилия, Никарагуа, Кубе и Ираке) – с 16 лет) [14,c.245]

 Для пассивного избирательного  права возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно  стать по достижении 50 лет. Верхний  возрастной предел для избрания  в государственные органы или  для пребывания в их составе,  как правило, в демократических  государствах не устанавливается.

До середины 60-х годов  в большинстве стран активное избирательное право начиналось с 21 года. 21 год – возраст полного  совершеннолетия, возраст правосубъектности  по гражданскому праву, когда человек  получал право вступать во владение наследством, мог самостоятельно совершать  сделки и т.д. Но этот возраст, который  казался нормальным в XIX веке и первой четверти XX века, к концу 50-х годов  стал восприниматься, как нечто ненормальное и неестественное. Стали звучать  слова: «Слишком молод для выборов, в самый раз – для войны...». Понижение возрастного ценза  до 18 лет началось в 60-е годы [ 21,с.33]

В Республике Беларусь  так  же закреплён возрастной ценз . В  статье 64  Конституции закреплено всеобщее избирательное право, которым обладают совершеннолетние граждане республики, за исключением тех, в отношении которых Конституцией предусмотрены отдельные оговорки.

Признанно, что право участвовать  и быть выдвинутым кандидатом на выборную государственную должность имеет  лицо, которые по крайней мере именно в этот день достигло 18 лет.

Возрастной ценз не только депутатов, но и других лиц, избираемых на государственные должности. Определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией. Кандидатом в депутаты Палаты представителей – с 21 года,  Совета Республики – с 30, в депутаты местных Советов – с 18, кандидатов в Президенты Республики Беларусь – с 35. Это позволяет учитывать в каждом случае особенности занятия той или иной должности [22, с. 172].

Смысл возрастного ценза  ясен – для того  чтобы занимать государственную должность, лицо должно обладать определённым уровнем зрелости и жизненного опыта. Понятно, что  и зрелость и опыт накапливаются  с возрастом человека.

Ценз гражданства предполагает, что лишь лица состоящие в гражданстве  не менее установленного срока имеют  право участвовать в выборах. Например, в США не менее 7 лет для члена палаты представителей, а сенатором – не менее 9 лет [14, с. 78].

Статья 79 Конституции Республики Беларусь гласит, что Президентом  РБ может быть избран только гражданин  Беларуси по рождению,  постоянно  проживающий в республике не менее 10 лет непосредственно перед выборами [2]. Необходимость проживания в определённой местности, где  проводятся выборы, в течении определённого времени называется цензом оседлости [4,с.12].

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные  права лишь после того, как оно  проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой-то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую-то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы [23,с.183].

Ценз грамотности и  образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти  не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном  языке, а иногда понимать и истолковывать  конституцию страны. Применяется  данный ценз в основном тогда, когда  речь идет о пассивном избирательном  праве. Например, согласно Конституции  Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Образовательный ценз - требование избирательного закона, в соответствии с которым активное и/или пассивное  избирательное право предоставляется  только тем гражданам, которые имеют  определенный, зафиксированный соответствующим  документом, уровень образования. Образовательный ценз в некоторых странах проверяется при регистрации избирателей (Республика Саха(Якутия),США), то есть нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще [23, с.183].

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Этот ценз имеет наибольшую стабильность в государствах, где религия стоит на одном из первых мест. Это ни в коем случае не говорит о том, что в атеистических странах он отсутствует. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным  в иранский парламент, нужно быть мусульманином и необходимо активно  проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа, священники, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал  недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Во Франции этот ценз был отменен во второй половине 1940-х гг., а в Швейцарии, известной своими демократическими традициями, его отменили лишь в начале 1970-х гг [24, с.235].

Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость  и неизбираемость.

Несовместимость заключается  в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее  его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее  его осуществлять).

Неизбираемость – это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что, если ранее термин «избирательные цензы» ассоциировался с ограничениями не в самом лучшем смысле этого слова (например, имущественный ценз не допускал к решению важных общественных вопросов граждан, не имеющих достаточно высокий минимум имущества), то сейчас в большинстве стран мира они имеют более позитивное значение. На сегодняшний день наиболее распространены ценз гражданства, ценз оседлости, возрастной ценз. Также в некоторых странах распространен образовательный ценз. Без него просто невозможно построить эффективную систему представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знание сути понятия «избирательное право» необходимо каждому сознательному  человеку, желающему жить в демократическом  обществе, так как эти знания дают нам понимание механизма и  смысла выборов. А выборы являются одним  из основополагающих принципов демократического государства.

Понятие «избирательное право» имеет два значения:

- система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

- гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.

Принципы избирательного права – это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства  и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть, исключена возможность  отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все  взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие  в выборах.

Равное избирательное  право означает равное количество голосов  у каждого избирателя, равные основания  и возможности участия в выборах  всех избирателей, а также равенство  избирательных округов.

Прямое избирательное  право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам  без каких-либо посредников вручать  свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Информация о работе Конституционные принципы избирательного права