Конституционные принципы избирательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Беларусь является демократическим государством, одним из главных принципов которого является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов.
Выборы являются важнейшим государственно-правовым институтом. От выборов во многом зависит, как будут функционировать представительные органы власти и исполнять обязанности должностные лица, избранные на основе волеизъявления граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВЫБОРЫ КАК ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ 5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 7
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 11
3.1 Принцип всеобщности 12
3.2 Принцип свободы выборов 13
3.3 Принцип равенства 15
3.4 Прямые и косвенные выборы 17
3.5 Принцип тайных выборов 18
ГЛАВА 4 ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ОРГАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

Конституционные принципы избирательного права Республики Беларусь(пробное).docx

— 61.31 Кб (Скачать)

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие нормы, по которым проводится правовое регулирование всех стадий избирательных  правоотношений – от правотворческого процесса (избирательное законодательство обязано строится на таких принципах) до практического применения и реализации данных норм. Все участники избирательного процесса при осуществлении своих прав и обязанностей должны опираться на эти принципы [ 4, с.8].

По вопросу принципов  избирательного права в литературе существует несколько  точек зрения. Одни авторы относят их к избирательной системе, другие -  к избирательной системе и избирательному праву. Продержимся точки зрения тех учёных, которые   полагают, что речь идёт о принципах избирательного права( причём в субъективном его значении), т.е. получивших отражение в Конституции и ином законодательстве основополагающих идей, требований, в соответствии с которыми должны проводиться выборы и которые являются критериями их демократичности. Вместе с тем, следует отметить, что Избирательный кодекс Республики Беларусь закрепляет принципы избирательной системы [8, с. 158].

Избирательное право строится на основе ряда принципов. К главным из них относится: всеобщность, свободное участие в выборах, равенство граждан на выборах и равные возможности претендентов, гласность при подготовке и проведении выборов [14, с. 78].

Основными указанные принципы считаются в силу того,что сегодня они признаются обязательными практически повсеместно, где проводятся выборы. Это стандартный набор принципов, которые, как правило, закрепляются в современном избирательном законодательстве и даже в некоторых международных актах. В то же время в некоторых странах в законодательстве зафиксированы и некоторые другие принципы. К таким дополнительным принципам относятся, например, альтернатива. Под альтернативностью на выборах понимают включение в законодательство таких условий, при которых кандидаты вступали бы в конкуренцию, а избиратель действительно имел бы возможность выбора между различными кандидатами. Для этого в избирательных округах при мажоритальной избирательной системе на одно место должно претендовать более одного кандидата, а при пропорциональной избирательной системе должно быть выдвинуто более одного партийного(или блокового) списка.

Кроме того, в юридической  и политологической литературе можно  встретить и другие принципы. Так, заявляют о свободных выборах, о  справедливых выборах и т. п. Однако, несмотря на наличие в литературе авторских определений таких  принципов, они до сих пор не получили закрепления в законодательных  актах. Это связано, по-видимому, с  тем, что не найдено недвусмысленного их формирования в четких юридических  терминах [13, с.179].

3.1 Принцип всеобщности

Выборы депутатов и  других лиц, избираемых на государственные  должности народом, являются всеобщими [2].

Всеобщее избирательное  право – одно из важнейших достижений человечества. Это принцип означает предоставление избирательного права всем взрослым гражданам страны [15, с.17].

Всеобщность предполагает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения. Признание человека недееспособным вследствие психического заболевания устанавливается на основе результатов специальной экспертизы судебными органами в строго законодательно определенном порядке [16, c.123].

В мировой практике впервые  всеобщее право выло провозглашено во Франции в процессе Великой Французской буржуазно-демократической революции (1789-1799 гг.). В Европе первой страной, в которой было введено всеобщее избирательное право на прочной основе в 1948 году, была Швейцария. В царской России всеобщего избирательного права не существовало. После Великой Октябрьской социалистической революции было установлено, но до 1936 года к выборам не допускались представители бывших эксплуататорских классов [15, с.4-5].

В выборах  на территории Республики Беларусь не имеют право участвовать:

  • Лица признанные судом недееспособными;
  • Содержание по приговору суда в местах лишения свободы (административный арест не является основанием для ограничения права гражданина на участие в голосовании);
  • Лица в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей [17, с. 222 ].

3.2 Принцип свободы выборов

Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать  ли ему в выборах и за кого голосовать [2].

Из этого принципа следует, что никто не в праве оказывать  воздействие на гражданина Республики Беларусь с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а так же на его волеизъявление.

Участвовать или не участвовать в выборах, за кого голосовать избиратель, т.е лицо, обладающее правом голоса, определяет самостоятельно. По нашему законодательству – это полностью добровольное дело. В зарубежных странах широкое распространение получил абсентеизм [17, с.225].

Неучастие избирателей в  выборах по тем или иным причинам получило название абсентеизм ( от лат. аbsent – отсутствующий). Различают политический, аполитический и иные виды абсентеизма. При политическом абсентеизме избиратель не участвует в выборах по политическим соображениям в том случае, если его не устраивают программы кандидатов или политических партий, участвующих в выборах. Политический абсентеизм  часто проявляется и в том случае, если избиратель считает, что выборы в сложившейся в стране ситуации не могут быть честными и справедливыми[12, c. 156]

Высшей формой политического  абсентеизма является бойкот выборов избирателей. Так, в Республике Беларусь при проведении выборов в Палату представителей 2000 г. оппозиционные политические силы объявили этим выборам бойкот и призвали бойкотировать выборы  население страны. По мнению оппозиции, бойкот состоялся в крупных городах Беларуси, особенно в Минске, где на избирательные участки пришло менее 50% избирателей. «Избрание» же депутатов по этим округам было квалифицировано как фальсификация итогов выборов [4,с.10].

Высокий уровень абсентеизма  ведёт к бесполезности выборов, поэтому закон устанавливает  обязательный минимум участия в  выборах. В некоторых странах  предусмотрен обязательный вотум –  это юридически обязанность избирателей  принять участие в голосовании. Обязательный вотум установлен в законодательстве Италии, Австралии, Бельгии, Турции [ 14,с.78].

3.3 Принцип равенства

Равенство выборов является одним из важнейших демократических принципов.

Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на должности, участвуют в выборах на равных основаниях [2].

Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого  избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших  проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство  избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого  избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной  системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы  у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах  в Германии каждый избиратель имеет  по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в  Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат  выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться  одинаковое число жителей (иногда избирателей) [1, с.376].

В Республике Беларусь принцип «каждый избиратель имеет одинаковое число  голосов» обеспечивается тем,что он включается только в один список для голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается бюллетень для голосоввания выдаётся избирателю под подпись членом участковой комиссии после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверение личности [17, c. 227].

Численность избирателей  в избирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживающих  на территории, входящей в избирательный  округ, при проведении последних  выборов. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей [9, с.196].

 Избирательные округа должны образовываться при соблюдении требований белоруского избирательного законодательства:

- соблюдается примерное  равенство одномандатных избирательных  округов по числу избирателей:отклонение  числа избирателей в избирательном  округе по выборам депутатов,  как правило, не может превышать 10%;

- избирательный округ  должен составлять единую территорию: не допускается образование избирательного  округа из территорий, не граничащих между собой [18,с.21].

Надо отметить, что исходя из порядка организации выборов  и проведения голосования сегодня  ни в одной стране технически невозможно образовать избирательные округа с  абсолютно одинаковым количеством  избирателей. Кроме того, при создании избирательных округов необходимо помнить об их связи с административно-территориальными единицами, населенными пунктами- ведь депутату, избранному от конкретного  избирательного округа, предстоит учитывать  в своей работе и проблемы населения, проживающего на определенной территории, а не просто абстрактных избирателей. А для того чтобы все-таки добиться как можно меньшего отклонения от принципа равенства избирательных  округов, во многих странах устанавливают ограничения такого отклонения [25, c. 307].

В Республике Беларусь ликвидировано неравенство граждан по признакам пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности. Наравне со всеми гражданами республики избирательным правом пользуются военнослужащие [19,с.19].

В Избирательном кодексе Республики Беларусь большое внимание уделяется не только тому, чтобы избиратели учавствовали в выборах на равных основаниях, но и чтобы у кандидатов  в Президенты и депутаты были равные права  и обязанности. С этой целью средства, выделяемые для проведения предвыборной агитации из бюджета, а также добровольно внесенные во внебюджетный фонд, распределяются поровну между всеми кандидатами. В Беларуси все кандидаты имеют равное право выступать на предвыборных собраниях и в СМИ [18, с.22] .

3.4 Прямые и косвенные выборы

Применение принципов  прямого и непрямого избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное  право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно  в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует  в подавляющем большинстве случаев  на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно  при выборах органов местного самоуправления.

Существует две разновидности  непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что  членов представительного органа или  единоличный выборный орган выбирают выборщики- лица, специально избранные  для осуществления выборов в  соответствующий орган. Например, в  США граждане избирают выборщиков, которые в свою очередь, избирают президента страны. Они перестают  быть выборщиками сразу после  того, как проголосовали. На основе косвенных выборов также формируется  часть парламента Свазиленда.

В ходе многостепенных выборов  избирается в начале один орган, который  затем уже сам избирает другой орган другого уровня. Например, в Китае депутатов Всекитайского  собрания народных представителей, собраний народных представителей провинций, городов  центрального подчинения и городов, имеющих районное деление, избирают собрания народных представителей на ступень ниже, т. е. собрания формируются на основе многостепенных выборов [14, c.201].

Принцип прямых выборов Республики Беларусь содержится в статье 67 Конституции. Выборы депутатов являются прямыми (за исключением депутатов Совета Республики) [2]. Это значит, что избиратели во время выборов голосуют «за» или «против» кандидата непосредственно. Наряду с этим принципом Конституция (ст.38) устанавливает принцип косвенных выборов при формировании второй палаты Национального собрания – Совета Республики.

Принцип косвенных выборов стал применяться в Республике Беларусь первоначально на основании декрета Президента Республики Беларусь от 11 декабря 1996 года «Об утверждении положения о выборах членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь».

На основании этого  принципа членов Совета Республики выбирают не граждане, а другие представительные органы, ранее избранные гражданами. В соответствии со статьей 91 Конституции  по восемь членов Совета Республики избирается депутатами местных Советов базового уровня от каждой области и города Минска (восемь членов назначаются  также Президентом Республики Беларусь) [4, с.14].

Мировой практике известны и косвенные выборы.  Косвенными выборами выбирается  Президент США :сначала избиратели отдают свои голоса выборщикам, последние непосредственно избирают Президента США. Верхняя Палата Парламента Индии избирается законодательными собраниями штатов страны [20, с.374].

3.5 Принцип тайных выборов

Голосование на выборах  является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Информация о работе Конституционные принципы избирательного права