Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время любой субъект хозяйствования имеет возможность самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции с разрешения государства и при условии соблюдения действующего законодательства. Однако не все лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Беларусь, законно осуществляют свою деятельность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и признаки контрабанды ..…………………………….
4
Глава 2. Квалифицирующие признаки контрабанды …………………....
18
Глава 3. Отграничение контрабанды и смежных преступлений ……….. 27
Заключение ………………………………………………………………… 30
Список использованных источников ……………………

Работа содержит 1 файл

3 курс УП контрабанда.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Спецификой  состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК, является то, что преступным признается перемещение указанных предметов независимо от их размера.

     Объективная сторона контрабанды характеризуется тем, что указанные выше предметы перемещаются через таможенную границу Республики Беларусь незаконно.

     Правильное понимание объективной стороны совершаемого преступления позволяет не допускать встречающиеся в практической деятельности ошибки при квалификации, принимать правильное решение при поступлении информации, в том числе и оперативной.

     В ст. 228 УК указаны четыре способа незаконного перемещения предметов контрабанды: помимо таможенного контроля, с сокрытием от такового, с обманным использованием документов или средств идентификации, а также перемещение, сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

     В связи с тем, что способы незаконного  перемещения предметов совпадают  с соответствующими деяниями, влекущими за собой административную ответственность, для уяснения их содержания следует обращаться к соответствующим статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

     Под перемещением товаров и ценностей  помимо таможенного контроля следует  понимать перемещение предметов «вне определенных мест или вне установленного времени производства таможенного оформления» (ст. 14.4 КоАП).

     В соответствии со ст. 8 ТК, под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. К операциям таможенного контроля относятся: проверка документов и сведений, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, устный опрос физических лиц, учет товаров и транспортных средств, осмотр территорий, иных мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, и другие операции. Предметы, находящиеся под таможенным контролем, могут быть перемещены через таможенную границу только при условии их таможенного оформления.

     В связи с тем, что таможенное оформление производится, как правило, в пунктах  таможенного оформления соответствующими должностными лицами таможенных органов во время работы размещенного в этом пункте структурного подразделения таможенного органа, а в некоторых случаях – по просьбе заинтересованных лиц – в иных местах и в иное время, перемещение предметов нарушение указанных требований образует перемещение помимо таможенного контроля как способ совершения контрабанды.

     Незаконным  уголовный закон признает также  перемещение предметов с сокрытием  от таможенного контроля. Под сокрытием, в соответствии со ст. 14.4 КоАП, понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также придание одним товарам вида других, то есть именно физический способ сокрытия.

     Тайник  представляет собой тщательно замаскированное  помещение, емкость, иное пространство, которое специально изготавливается для сокрытия в их товаров, местонахождение которых неизвестно другим лицам и его трудно обнаружить при внешнем обычном осмотре. Тайник может быть оборудован между стенками грузового контейнера, в колесе автомобиля, в двойном корпусе бензобака и так далее.

     Постановление № 4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17.06.1994 года с изменениями от 28.06.2002 года «О судебной практике по делам о контрабанде и об АТП» в п.14 определяет тайники, как любые хранилища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, емкости и предметы на транспортных средствах, предварительно подвергавшиеся в этих же целях разборке, монтажу и т.д., независимо от их многофункционального предназначения. Если же изготовление (оборудование, приспособление) таких тайников проводилось специально для незаконного перемещения товаров через границу Республики Беларусь, то их необходимо относить к специально изготовленным.

     В настоящее время использование  оборудованных или приспособленных  для сокрытия конструктивных емкостей, предметов, которые предварительно подвергались разборке, монтажу и т.п., является лишь одним из видов сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля.

     В связи с этим перемещение предметов  способом, затрудняющим их обнаружение, означает совершение действий, в результате которых таможенное оформление невозможно ввиду отсутствия данных о наличии  либо отсутствии указанных предметов, затрудненности доступа к ним и невозможности их визуального осмотра. Это может быть сокрытие товаров и ценностей в носимых в личных вещах, между вещами, перевозимыми в сумках, чемоданах, между листами записной книжки, использование естественных полостей человеческого тела, а также предметов одежды, обуви, багажа с целью сокрытия в них предметов контрабанды без внесения конструктивных изменений.

     Сокрытием от таможенного контроля является также  придание одним предметам вида других. Так, в некоторых случаях контрабанда может перемещаться под видом иной продукции, например спирт, может перемещаться под видом аммиачного раствора с добавлением химических реагентов, вследствие чего исчезает запах. Предметам бытового назначения может придаваться вид иных предметов, например огнестрельное оружие, может быть замаскировано под обычную шариковую ручку.

     Незаконным  признается также перемещение предметов  с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. Средства идентификации представляют собой наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств.

     Под обманным использованием документов, необходимых в таможенных целях, следует понимать действия лиц, связанные с предоставлением таможенному органу в качестве оснований для перемещения товаров или иных ценностей заведомо поддельных или полученных незаконным путем документов либо документов, содержащих ложные сведения.

     По  сути дела речь идет о предоставлении в процессе осуществления таможенного  контроля в качестве основания для  перемещения предъявленных вещей  поддельных документов (как полностью, так и частично) либо документов, которые были получены незаконным путем.

     Обманное  использование документов или средств  идентификации, в соответствии со ст. 14.4 КоАП, означает предоставление таможенному органу поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного, но относящегося к другим товарам и ценностям.

     От  обманного использования таможенных и иных документов следует отличать недекларирование либо заведомо недостоверное декларирование.

     В соответствии со ст. 14.4 КоАП, под недекларированием либо заведомо недостоверным декларированием понимается незаявление в установленной письменной, устной или иной форме сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

     Таким образом, речь идет о случаях, когда  лицо преднамеренно искажает сведения о фактах, необходимых для таможенного  контроля путем сообщения несоответствующих действительности сведений о перемещаемых вещах, либо не сообщает сведения о фактах, которые имеют существенное значение при производстве таможенного контроля.

     Порядок декларирования, т.е. порядок заявления  точных и достоверных сведений о  перемещаемых предметах, целях их перемещения, перечень сведений, подлежащих заявлению при таможенном оформлении, устанавливается Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Для предметов, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу, установлена обязательная письменная форма декларирования. В связи с этим важно уяснить, с какого момента сообщение ложных сведений в процессе декларирования либо недекларирование будет рассматриваться как оконченное деяние.

     Под таможенной декларацией как основным документом, отражающим процесс декларирования, понимается письменное заявление установленной формы, содержащее точные сведения о предъявляемых вещах и относящихся к ним фактам. Заверенная надлежащим образом таможенная декларация является официальным документом, имеющим юридическое значение. В связи с этим сам факт внесения ложных сведений в таможенную декларацию следует рассматривать лишь как предварительную преступную деятельность, причем не исключается возможность добровольного отказа от заявленных сведений. Только после скрепления ее личной номерной печатью и подписью указанный документ имеет юридическую силу.

     В то же время вызывают сомнение факты  привлечения к ответственности  при обнаружении незадекларированных иностранными гражданами предметов в случае отсутствия таможенной декларации на понятном для них языке. В таких случаях ее заполнение осуществляется, как правило, со слов иных лиц, но установить, все ли пункты полностью были прочитаны гражданину, практически невозможно.

     Четкое уяснение смысла термина «перемещение» позволяет правильно определить момент окончания преступления. Под перемещением в уголовном праве понимается фактическое незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу.

     Под перемещением в соответствии с п. 1.2, 1.3, 1.18 ст.8 ТК следует понимать совершение действий, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию либо убыли с таможенной территории Республики Беларусь любым способом.

     Контрабанда сконструирована законодателем  в качестве преступления с формальным составом. Уголовную ответственность влечет за собой само деяние, независимо от наступивших последствий. Понимание перемещения как совершения различного рода действий, свидетельствующих о намерении вывезти предметы за пределы таможенной территории, практически исключает возможность добровольного отказа от совершения преступления и означает, что при вывозе товаров и ценностей контрабанда должна признаваться преступлением с усеченным составом. Однако одно и то же деяние как обязательный признак состава контрабанды не может трактоваться по-разному применительно к направленности действий (ввоз, вывоз либо транзитное перемещение товаров и ценностей через таможенную границу Беларуси).

     Более того, если отождествлять момент окончания  преступления с моментом подачи субъектом таможенной декларации, то в данном случае исключается возможность добровольного отказа от преступления. Институт добровольного отказа от преступления предусмотрен ст.15 УК. Согласно ч. 1 ст.15 УК, «добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовительных действий либо прекращение действия или бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо сознавало возможность доведения преступления до конца». Следовательно, если лицо после подачи таможенной декларации и до окончания проведения обязательного устного опроса, проводимого сотрудником таможенного органа, заявит о наличии у него предметов контрабанды, данный факт следует рассматривать как добровольный отказ от преступления на стадии покушения. В соответствии с положениями, закрепленными в ч. 2 ст.15 УК «деяние, в отношении которого осуществлен добровольный отказ, не влечет уголовной ответственности. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит признаки иного преступления».

     Таким образом, при ввозе на таможенную территорию предметов контрабанды  имеет место оконченное преступление, в то время как обнаружение контрабанды при попытке вывоза товаров и ценностей за пределы таможенной территории следует рассматривать как покушение на преступление.

     Также следует отметить, что таможенная граница не всегда совпадает с местом осуществления таможенного оформления, которое может быть на некотором расстоянии от нее. Так, например, место расположения ПТО «Гудогай» — на расстоянии примерно 9 км от таможенной границы, которая совпадает с Государственной границей Республики Беларусь.

     Таким образом, момент окончания преступления зависит от того, имело место фактическое незаконное перемещение предметов контрабанды через таможенную границу Беларуси или нет. На определение момента окончания содеянного не влияет способ совершения контрабанды, а также место расположения пункта таможенного оформления по отношению к таможенной границе. Так, при перемещении предметов контрабанды помимо таможенного контроля, с сокрытием от него, с обманным использованием документов или средств идентификации, а также при перемещении, сопряженном с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием, преступление будет считаться оконченным с момента фактического перемещения предметов через таможенную границу одним из указанных способов.

     Несмотря  на то, что контрабанда относится к преступлениям с формальным составом, тем не менее, при ее совершении возможны все стадии совершения преступления. Приготовление к преступлению является уголовно наказуемой стадией предварительной преступной деятельности. Этим приготовление к контрабанде отличается от намерения совершить контрабанду, при котором в устной или письменной форме высказывается желание совершить преступление без последующей реализации в виде практических действий. С учетом этого умышленное создание условий для совершения преступления следует квалифицировать как приготовление к контрабанде. Отсутствие такой квалификации, скорее всего, связано с уголовно-процессуальными аспектами доказывания, а не с отсутствием самой стадии преступления.

     В случае ввоза в Республику Беларусь предметов фактическое перемещение их через таможенную границу, как правило, уже происходит, и незаконное перемещение предметов контрабанды первой или второй группы следует рассматривать как оконченное преступление. При вывозе контрабанды за пределы таможенной территории фактическое пересечение таможенной границы еще не происходит, налицо лишь попытка незаконного перемещения предметов. Такие деяния должны рассматриваться как покушение на контрабанду.

Информация о работе Контрабанда