Контрольная работа правовой статистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах.
Динамические ряды и их виды.
Условия, необходимые для построения и исследования динамических рядов.
Приёмы преобразования динамических рядов.
Задача I
Задача II

Работа содержит 1 файл

Prav_Stat.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

В учреждениях, исполняющие уголовные наказания, документами первичного учёта являются: личное дело осуждённого, учётная карточка на осуждённого, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.

Сведения для заполнения документов первичного учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, районным судьёй, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учёта являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

Статистическая отчётность органов МВД, прокуратуры и органов  юстиции представляет собой систему  взаимосвязанных показателей, которые  дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Отчётность с точки  зрения статистической науки характеризуется  тремя специфическими особенностями. Во-первых, отчётность есть основная форма  наблюдения в правовой статистике. Во-вторых, в отчётности как в системе взаимосвязанных показателей получает своё отчётливое выражение программа статистического наблюдения. В-третьих, отчётность представляет собой сводку и группировку данных, содержащихся в документах первичного учёта.

Формирование статистической отчётности по преступности осуществляется учётно-регистрационными подразделениями  МВД России.

Формирование статистической отчётности производится путём включения  в статистические отчёты всех взятых на учёт преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

ФСБ и органы военной  прокуратуры формируют статистическую отчётность по делам, расследуемым следователями  и органами дознания ФСБ, Министерства обороны РФ и военной прокуратуры.

Приказом министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1996 г. «Об утверждении форм статистической отчётности» введены следующие отчёты:

  • оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений;
  • отчёт о численности осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы;
  • отчёт о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
  • отчёт о нанесённом материальном ущербе и изъятии материальных ценностей.

Отчёт о состоянии  преступности в республиканских, краевых  и областных центрах состоит только из одного раздела, в нём отражается общее количество преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчётном периоде.

Отчёт о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях  отражает не только общее число заявлений и сообщений о преступлениях, но и виды преступлений применительно к главам УК РФ. По отчёту можно установить, какие меры по заявлениям о преступлениях были приняты, а также в какие сроки.

Отчёт состоит из двух разделов. В первом разделе отражается работа прокуратуры по рассмотрению заявлений о преступлениях, во втором — аналогичная работа органов внутренних дел. Подписывают отчёт прокурор и начальник органа внутренних дел.

Отчёт о следственной работе характеризует  работу следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознавателей.

Из него можно узнать, какое число  уголовных дел окончено расследованием и направлено прокурорами в суд, сколько дел прекращено, приостановлено расследованием, каковы сроки расследования  дел и т.д. Важный показатель — число арестованных по неоконченным делам с последующим распределением их по срокам содержания под стражей, отдельной строкой учитывается число дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Необходимо сопоставлять показатели этих отчётов по форме №1 и форме  №4, с тем, чтобы своевременно исключить возможные ошибки при составлении статистических отчётов.

Все статистические данные указываются  за период, в течение которого приняты решения по делу или материалу.

В полном объёме всеми органами прокуратуры  и внутренних дел, начиная с районного  звена, отчёт представляется два  раза в год: за первое полугодие и  за год.

Отчёт о работе прокурора (форма  П). В отчёте отражается деятельность прокурора по надзору: 1) за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 2) за соблюдением прав и свобод человека; 3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах; 5) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначением судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных под стражу.

В соответствии с законом на Генеральную  прокуратуру РФ возложена разработка системы и методики единого учёта  и статистической отчётности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, о следственной работе и прокурорском надзоре.

В отчёте прокурора в отдельный  раздел выделена работа по рассмотрению и разрешению жалоб граждан.

Отчёты и главные показатели составляются на основании установленных в органах прокуратуры и внутренних дел документов первичного учёта работы прокуроров, следователей, дознавателей.

Учётные данные, подлежащие включению  в отчёты, проверяются с точки  зрения их полноты и достоверности  по документам первичного учёта.

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены  и другие формы отчётности, отражающие различные стороны их деятельности.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с  которого и начинается формирование судебной статистической отчётности. Отчётность районного суда — самая подробная по сравнению с отчётностью кассационной и надзорной инстанций. Районные суды представляют статистические отчёты в отделы юстиции исполнительных органов власти области по следующим основным формам:

  • форма №1 — отчёт о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел;
  • форма №1-АП — отчёт о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;
  • форма №2 — отчёт о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел;
  • форма №4 — отчёт о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Эти отчёты содержат такие  показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере  судебных дел, но и об оперативности  правосудия, профилактической работе судей. Формы отчётности едины для  судов различных категорий. Это обстоятельство обеспечивает единообразный подход к учёту тех или иных социально-правовых фактов, объектов статистического наблюдения судов, что является важнейшим условием для статистического анализа.

Областные суды также  составляют статистические отчёты, в частности, по следующим формам:

  • форма №1 и форма №2 — отчёты, аналогичные отчётам по этим формам районных судов, т.е. отчёты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;
  • форма №6 — отчёт о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;
  • форма №7 — отчёт о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;
  • форма №8 — отчёт о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;
  • форма №9 — отчёт о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.

Статистическая отчётность органов юстиции, также как и отчётность судов, предназначена для анализа состояния деятельности этих органов. Особая роль в сборе и обработке статистической информации о деятельности судов и органов юстиции отводится Министерству юстиции РФ, управлениям юстиции субъектов Федерации, где в соответствующих аппаратах сосредотачиваются отчёты всех органов и учреждений системы юстиции, а также статистические карточки на подсудимых по делам, рассмотренным всеми судами общей юрисдикции субъекта Федерации. По итогам обработки статистических карточек на подсудимых в министерствах юстиции субъектов Федерации составляются следующие формы отчётности:

  • форма №10 — отчёт о числе привлечённых к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания;
  • форма №11 — отчёт о месте, времени совершения преступления и составе осуждённых;
  • форма №12 — отчёт об осуждённых несовершеннолетних;

Отчёты Минюста представляют наибольший интерес для анализа  судимости, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат достаточно показателей правового криминологического характера, необходимых для научно-практического изучения преступности. На их основе подготавливаются аналитические обзоры и вносятся предложения по улучшению деятельности судов и органов юстиции, а также по совершенствованию законодательства.

При проведении криминологических  исследований отдельных проблем  борьбы с преступностью предпочтительнее пользоваться документами первичного учёта, так как количество информации, заложенной в них, значительно больше по сравнению с формами статистической отчётности.

Динамические  ряды и их виды.

Рядом динамики называют ряд числовых значений статистических показателей, характеризующих изменения  социально-правовых явлений или  процессов во времени.

Каждый ряд динамики включает два элемента:

  1. уровни, характеризующие величину изучаемого признака уi
  2. показатель времени (моментов или периодов), к которому относятся эти уровни, ti6

Процесс развития движения социальных явлений во времени в  статистике принято называть динамикой. Для отображения динамики строят ряды динамики (хронологические, временные), которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя (например, число осуждённых за 10 лет), расположенных в хронологическом порядке. Их составными элементами являются цифровые значения данного показателя и периоды или моменты времени, к которым они относятся.

Важнейшая характеристика рядов динамики — их размер (объём, величина) того или иного явления, достигнутых в определённых период или к определённому моменту. Соответственно, величина членов ряда динамики — его уровень.

Различают начальный, средний  и конечный уровни динамического  ряда.

Начальный уровень показывает величину первого, конечный — величину последнего члена ряда.

Средний уровень представляет собой среднюю хронологическую вариационного рада и исчисляется в зависимости от того, является ли динамический ряд интервальным или моментным.

Ещё одна важная характеристика динамического ряда — время, прошедшее  от начального до конечного наблюдения, или число таких наблюдений.

Существуют различные  виды рядов динамики, их можно классифицировать по следующим признакам.

    1. В зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных и производных показателей (относительных и средних величин).
    2. В зависимости от того, как выражают уровни ряда состояние явления на определённые моменты времени (на начало месяца, квартала, года и т.п.) или его величину за определённые интервалы времени (например, за сутки, месяц, год и т.п.), различают соответственно моментные и интервальные ряды динамики.

       Ряды динамики обладают значительным научно-познавательным потенциалом и вместе с тем являются одним из наиболее простых и показательных приёмов отображения изменений правонарушений вообще и преступности во времени в частности.

Условия построения рядов динамики.

Важнейшее условие правильного  построения и исследования рядов  динамики показателей правовой статистики — сопоставимость уровней этих радов, относящихся к различным периодам.

Сопоставимость данных правовой статистики — это соответствие условий и методов расчёта  её показателей, обеспечивающих правильность получаемых при их сравнении выводов  о различиях между изучаемыми явлениями (например, преступностью). Данное условие решается либо в процессе сбора и обработки данных, либо путём их пересчёта.

Во-первых, необходимо соблюдать  требование сопоставимости показателей  ряда во времени и пространстве. Иногда, для того чтобы привести уровни ряда динамики к сопоставимому  виду, приходится прибегать к приёму, который называется «смыкание рядов динамики». Под смыканием понимают объединение в один ряд двух или несколько рядов динамики, уровни которых исчислены по разной методологии или разным территориальным границам.

Информация о работе Контрольная работа правовой статистике