Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь

Автор: r**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Все это определяет необходимость формирования в обществе постоянно функционирующей действенной системы ограничения коррупции. Решение этой проблемы предполагает осуществление комплекса мероприятий: разработки антикоррупционной программы; принятие соответствующих законодательных актов; глубокого и постоянного изучения причин, форм и методов коррупции, широкого международного сотрудничества, активной пропагандистской и образовательной деятельности.

Содержание

Введение 3
Понятие коррупции 4
Средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 4
Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 4
Заключение 4
Список литературы 4

Работа содержит 1 файл

Коррупция средства и методы борьбы в РБ.docx

— 43.02 Кб (Скачать)
 

     Средства  борьбы с коррупцией, в основном, подразделяются на два вида: предупредительные или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе  разных  государств против коррупции применяются различные методы.  Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании,  обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам  и пр. В большинстве государств Западной Европы  законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития ) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.  Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах действовали для чиновников похожие требования. 

     Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или  иной степени существует во всех странах  мира. Не является исключением и  Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая  важное геополитическое положение  и являясь стратегическим партнером  для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла  не быть подвержена этому явлению.

     Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).

     Действие  данного Закона распространяется на должностных лиц практически  всех организаций негосударственной  формы собственности. Определен  ряд ограничений и специальных  требований для государственных  должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с  коррупцией специальных подразделений  органов прокуратуры, внутренних дел  и государственной безопасности.

     Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной  за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.

     Законом также конкретно  определены государственные  органы и иные организации, участвующие в  борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     В настоящее время  наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».

     На  официальном сайте Генеральной  прокуратуры с целью повышения  эффективности борьбы с коррупцией в начале декабря 2008 г. создана страничка «Борьба с коррупцией», на которой можно при необходимости оставить сообщение об  известных фактах взяточничества или иных коррупционных преступлениях, совершенных представителями органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов и судов, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений. Размещенная информация тщательно проверяется с последующим принятием необходимых мер.

     Важным  документом для всех государственных  органов по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических  и организационно-практических мероприятий, является «Государственная программа по усилению борьбы   с коррупцией на 2007–2010 гг.», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220.

     Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит деятельность Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

     Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в  том числе и  на коррупционной  почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно».

     Важное  место в работе по противодействию  коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики.

     Неоднократно  высказываемая Президентом Республики Беларусь              А.Г. Лукашенко позиция «Никто со стороны не наведет порядок в  нашем собственном доме, название которому – Беларусь» положена в основу информационно-пропагандистской деятельности СМИ по вовлечению общественности в борьбу с  преступностью, коррупцией и криминалом.

     Значительный  вклад в обеспечение общественной безопасности и укрепление  правопорядка в регионах наряду с  деятельностью  правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.

     Глава государства отметил, что в целом  за минувшие годы сделано немало, чтобы  пресечь наиболее опасные проявления коррупции: не допущено массовое расхищение государственной собственности, введены  жесткие меры противодействия коррупции.

     Однако  сегодня нельзя ослаблять борьбу с этим злом. По словам Главы государства  А.Г. Лукашенко, несмотря на то что общее количество выявленных коррупционных преступлений уменьшается, взяточничество растет. Увеличивается масштаб материального ущерба от коррупционных деяний, а уровень его компенсации сокращается.

     Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика  вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников.

     По-прежнему имеют место факты осуществления  представителями органов власти и управления, правоохранительных и  контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг.

     Особой  причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы.

     Именно  коррупция, по мнению Президента, явилась  одной из основных причин нынешнего  мирового кризиса. В связи с этим Глава государства заявил: «Мы слишком трудно шли к самостоятельности и независимости нашего государства, чтобы в угоду преступному благосостоянию отдельных нечистых на руку деятелей разрушить то, что удалось ценой напряженного и неустанного труда простых людей. Поэтому от коррупции мы будем чистить наше государство беспощадно!».

     Как отметил на совещании белорусский  лидер, «происходящая сегодня в  стране динамика правонарушений дает основание считать коррупционную преступность наиболее тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями».

     Согласно  данным Института  социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные преступления составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%.

     Как неоднократно указывал Президент Республики Беларусь, благоприятную среду для процветания коррупции создают бюрократизм, безответственность и бесхозяйственность. Поэтому в условиях мирового экономического хаоса актуальными становятся предельно жесткая дисциплина, рачительное отношение к народному богатству, а также существенная экономия.

 

Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь

 

     Методы, или меры по противодействию коррупции  можно подразделить на две достаточно общие группы.

       В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, во вторую – с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.

       Можно выделить также компенсационные меры – меры по устранению последствий коррупции.

       Первая группа  мер будет носить карательный характер, который выражается в ужесточении государственного контроля.

       Некоторые исследователи проблемы  коррупции относят такие меры  к одной из причин расцвета  коррупции в развивающихся странах  из-за следующих недостатков:

    • карательные меры увеличивают разрыв между прибылью должностного лица и уровнем наказания потенциального коррупционера, что и приводит к росту коррупции;
    • объектом таких мер является сам коррупционер, а не коррупция;
    • наконец, в рамках данных мер с коррупцией среди государственного аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.

       Вторая группа  мер, мер предупредительных, носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции, и поэтому лишена многих недостатков. 

       К мерам превентивного характера  относят, к примеру, обеспечение  независимости и эффективности  судебной власти; прозрачность в  финансировании партий; прозрачность  процедуры голосования для избирателей;  обязанность госслужащих декларировать  имущество, правила, регулирующие  вопрос конфликта интересов; гарантирование  свободы информации; снижение барьеров  входа на рынок, связанных с  необходимостью получения различных  разрешений; достойная оплата труда  государственных служащих; децентрализация  власти; повышение прозрачности  бюджетного процесса для контролирующих  органов; повышение прозрачности  в налоговой администрации, лишение  налоговых служащих возможности  произвольно предоставлять налоговые  льготы, упрощение налоговой администрации.

       К таким мерам следует отнести  также совершенствование законодательства  и законодательного процесса, например, по следующим направлениям:

    • распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;
    • "закрытие" многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
    • ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания мешают доказательству преступлений;
    • дифференцирование коррупционных действий;
    • пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п.;
    • ужесточение контроля над ведомственным нормотворчеством;
    • учреждения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов.

Информация о работе Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь