Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь

Автор: r**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Все это определяет необходимость формирования в обществе постоянно функционирующей действенной системы ограничения коррупции. Решение этой проблемы предполагает осуществление комплекса мероприятий: разработки антикоррупционной программы; принятие соответствующих законодательных актов; глубокого и постоянного изучения причин, форм и методов коррупции, широкого международного сотрудничества, активной пропагандистской и образовательной деятельности.

Содержание

Введение 3
Понятие коррупции 4
Средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 4
Методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 4
Заключение 4
Список литературы 4

Работа содержит 1 файл

Коррупция средства и методы борьбы в РБ.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

“Белорусский  Государственный  педагогический университет

имени Максима Танка” 
 
 
 

Реферат

по  курсу: «Коррупция и  её общественная безопасность»

на  тему: «Коррупция: средства и методы борьбы в  Республике Беларусь» 
 

  

Выполнила: студентка 504 группы

     математического факультета

Кобылинская Мария

                                                  Проверил: Голованов С. В. 
 
 
 
 

Минск 2011

Содержание 
 

Введение 3

Понятие коррупции 4

Средства  борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 4

Методы  борьбы с коррупцией в Республике Беларусь 4

Заключение 4

Список  литературы 4 

 

Введение

 

     Коррупция – универсальная проблема. Она  была опасна для государств, которых  уже нет, и опасна для современных  государств. Поэтому точнее будет  сказать, что это – универсальное  свойство любого государства, свойство, которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может  привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование  государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких  условиях. Существенное значение коррупции  для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать  оптимальную стратегию спасения государства от коррупции.

     В преамбуле к Государственной  программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы (утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 02.10.2002 № 500), в  частности, отмечается, что в современных  условиях развития нашего государства  коррупция во всех ее проявлениях  представляет угрозу национальной безопасности, оказывает дестабилизирующее влияние  на все сферы деятельности общества и личности, существенно тормозит социально-экономические преобразования. Коррупция, как общественно опасное явление, подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти.

     Как отмечено в названной выше программе, в Республике Беларусь наблюдается  тенденция к увеличению коррупционных  правонарушений. Высокая степень  их латентности не позволяет на основании  статистических данных правоохранительных органов дать объективную оценку состоянию, сопряженному с коррупцией, злоупотребления властью или  служебными полномочиями и их превышения, легализации доходов, полученных незаконным путем. Принимаемые уголовно-правовые, административные и профилактические меры остаются малоэффективными.

     Интенсивная работа над проблемами коррупции  в последнее время привела  большинство исследователей к схожему  мнению о том, что одни только "карательные  операции", опирающиеся на суровые  санкции уголовного закона, приводят лишь к обострению этого явления.

     Однако, как показывает опыт борьбы с коррупцией в различных государствах, даже четко  разработанной системы превентивных мер подчас бывает недостаточно. Реформирование сферы услуг, снижение силы мотивов  чиновников для вступления в коррупционные  отношения, расширение прозрачности государственной  деятельности следует признать наиболее очевидными целями борьбы с коррупцией. Низкий уровень заработной платы  чиновников, закрытость или даже секретность  финансирования являются далеко не самыми существенными условиями коррупции. Гораздо существеннее, когда коррупция  основана на законе, когда сам закон  способствует её возникновению.

     Согласно  докладу о человеческом развитии за 2002 год "Углубление демократии во фрагментированном мире", подготовленному  группой независимых экспертов  по заказу ПРООН, Республика Беларусь характеризовалась низким уровнем  коррупции.

     По  результатам обследований, проводимых международной некоммерческой организацией Transparency International на предмет восприятия бизнесменами, специалистами по анализу рисков и широкой общественностью уровня коррупции в мире, в Республике Беларусь наблюдается "ухудшение ситуации с коррупцией". В 2003 году в список самых коррумпированных стран вошли 133 страны. Беларусь заняла 53 место, получив из десяти 4.2 бала. Россия в списке заняла 86-е место с баллом в 2.7. В первую десятку самых коррумпированных стран попали несколько бывших советских республик – Грузия, Азербайджан и Таджикистан.

     Неизбывность  коррупции порождает подозрение в том, что она укоренена в  государственном аппарате. Это подозрение находит свое подтверждение в  наиболее общем и наиболее распространенном определении коррупции. Согласно ему  коррупция – это "злоупотребление  публичной властью в личных интересах".

     Коррупцию нельзя рассматривать всего лишь как симптом плохого управления, как предлагает ряд исследователей этой проблемы. А поскольку коррупция  укоренена в самой сути государства, постольку и цель борьбы с коррупцией – не в её искоренении, а в её минимизации.

     Опасность коррупции состоит также и  в том, что она выступает катализатором  организованной преступности. Злоупотребляя  своими должностными полномочиями, работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной  и в преступной организации. Симбиоз  коррупции и организованной преступности представляет самую серьезную опасность  для государства и общества, особенно в условиях зарождающейся демократии.

     Не  случайным поэтому представляется объединение в одном известном  законе Республики Беларусь мер борьбы как с организованной преступностью, так и с коррупцией.

     Все это определяет необходимость формирования в обществе постоянно функционирующей  действенной системы ограничения  коррупции. Решение этой проблемы предполагает осуществление комплекса мероприятий: разработки антикоррупционной программы; принятие соответствующих законодательных актов; глубокого и постоянного изучения причин, форм и методов коррупции, широкого международного сотрудничества, активной пропагандистской и образовательной деятельности. 

Понятие коррупции

 

     Коррупция (от латинского corruptio – подкуп; английского corruption), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

     В обыденной жизни понятие «коррупция»  чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании  должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях  личного обогащения. Должностное  положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение  используется в личных целях, как  в рамках законных полномочий, так  и за их пределами.

     «На то и власть, чтобы жить всласть». Эта поговорка достаточно точно  отражает внутренние побуждения коррумпированных чиновников. Коррумпированность –  это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем  использования должностных полномочий, стремление к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения.

     Конкретные  проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных  форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом и т. д.

     В уголовно-правовом значении коррупция  представляет собой предусмотренные  Уголовным кодексом преступления, субъектом  которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством  использования должностными лицами своих полномочий.

     Понимание коррупции в ее политико-экономическом  значении основывается на анализе более  глубоких причин этого явления, коренящихся  в форме государственного устройства, основ экономической и политической системы государства. Главным тезисом  такого подхода является тезис о  том, что наделенная властными полномочиями бюрократия фактически присваивает  себе право распоряжаться государственной  собственностью и использует ее в  своих личных целях.

     Политико-экономическое  понимание коррупции акцентирует  внимание на опасности слияния власти политической и экономической, подчеркивает необходимость установления широкого общественного контроля за деятельностью государственных чиновников, наделенных властными полномочиями по распоряжению общенародной государственной собственностью.

     Что же понимает под коррупцией международное  сообщество? Существует множество определений  этого явления, но полной ясности  и правовой точности нет. Давнее краткое  и емкое определение, которое  используется в Справочном документе  ООН о международной борьбе с  коррупцией, таково: «Коррупция — это  злоупотребление государственной  властью для получения выгоды в личных целях». Из него видно, что  коррупция выходит за пределы взяточничества. Согласно рабочему определению междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

     Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта  разных стран. Оно включает в коррупцию:

     – кражу, хищение и присвоение государственной  собственности должностными лицами;

     – злоупотребление служебным положением для получения неоправданных  личных выгод (льгот, преимуществ) в  результате неофициального использования  официального статуса;

     – конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

     Критерием установления уголовной ответственности  в этом случае предлагается не оценка общественной пользы принятого решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия решения. Должностное  лицо не вправе принимать решение  без представления всей информации. Если должностное лицо это условие  нарушило, оно может быть признано виновным. Помимо этого в качестве коррупционных проявлений рассматривается  непредставление информации о всех своих финансовых активах, обязательствах, связях при занятии должности, и ежегодной отчетности. При этом санкции за упомянутые проявления коррупции предлагаются не меньше тех, которые предусмотрены за другие виды коррупции, чтобы нарушение было невыгодным.

     Базовым документом, на основе которого организуется борьба с коррупцией в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. В нем дано уточненное правовое определение понятия «коррупция». Согласно этому закону, под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

 

     

Средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь

Информация о работе Коррупция: средства и методы борьбы в Республике Беларусь