Коррупция и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.

Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти».

Содержание

Введение 3

1 Определение коррупции 6

2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе,

коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на

региональном уровне 10

3 Борьба с коррупцией в странах АТР 16

3.1 Опыт Соединенных Штатов Америки в борьбе с коррупцией 16

3.2 Антикоррупционная политика руководства Южной Кореи в условиях

демократических преобразований: основные этапы, проблемы и противоречия 25

3.3 Коррупция в современной Японии и методы борьбы с ней 28

3.4 Коррупция в КНР и борьба с ней 30

Заключение 38

Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая готово.docx

— 87.06 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение                                                                                                                      3

     1 Определение коррупции                                                                                         6

     2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе, 

коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на   

региональном уровне                                                                                                            10

     3 Борьба с коррупцией в странах АТР                                                                       16

     3.1 Опыт Соединенных  Штатов Америки  в борьбе с коррупцией                          16

     3.2 Антикоррупционная  политика руководства  Южной Кореи в  условиях 

  демократических  преобразований: основные  этапы, проблемы  и противоречия          25

     3.3 Коррупция в современной  Японии и методы  борьбы с ней                              28

     3.4 Коррупция в КНР и борьба с ней                                                                          30

     Заключение                                                                                                                    38

     Список использованной литературы                                                                         42 
 
 

 

     Введение

 
 
     
       Коррупция – поистине универсальное  явление! Сегодня  она стала одной  из приоритетных тем  обсуждения во всех странах мира. Какую страну ни возьми, борьба с коррупцией непременно является одним из пунктов политической программы практически каждой партии. Более того, коррупция неизменно на повестке дня заседаний правительств, парламентов, она постоянно обсуждается в средствах массовой информации, о ней много говорят политики, ученые, предприниматели и общественные деятели. Даже само упоминание о готовности побороть в стране коррупцию мигом поднимает рейтинг любого политика.

Елена Подолько, кандидат политических наук

 
 

     В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.

     Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о  национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти». По мнению главы государства, к решению проблемы коррупции необходимо подходить системно. Антикоррупционный план включает в себя целый ряд системных мер. Это, прежде всего юридические меры. То есть подготовка ряда специальных законов, в том числе и отдельного закона о противодействии коррупции. Во-вторых, это экономические институты, которые должны блокировать коррупционные проявления, это создание экономической мотивации у должностных лиц к тому, чтобы не совершать коррупционных преступлений. И, наконец, третье – это правосознание, выработка у людей так называемой антикоррупционной модели поведения, то есть стереотипа к правильному, законопослушному поведению.

     Масштабная  антикоррупционная кампания в России только запущена, в то время как  уровень коррупции в нашей  стране остается крайне высоким. В 2007 г., по официальной статистике, расследовано более 10,5 тыс. дел в этой сфере, однако эти показатели, как отметил президент России Д.А. Медведев, являются лишь «вершиной айсберга».

     Проблемы  коррупции в системе управления носят всеобъемлющий характер и  их пагубное влияние ощущается во всем мире. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что это опаснейшее криминальное явление, которое подтачивает основы власти дискредитирует и подрывает ее авторитет в глазах населения, непосредственно затрагивает законные права и интересы граждан. С коррупцией пытаются бороться с большей или меньшей степенью настойчивости в ведущих индустриальных странах и наименее экономически развитых государствах, в международных и региональных организациях, в органах законодательной и исполнительной власти, в правоохранительных и армейских структурах, но, к сожалению, пока без видимых успехов. Складывается впечатление, что до окончательной победы, если это в принципе возможно, еще очень далеко.

     Под коррупцией понимают противоправные деяния с использованием служебного положение для извлечения выгоды в личных целях, т. е. такое поведение лиц, уполномоченных на выполнение функций в государственных органах, или лиц, приравненных к ним, которое ведет к нарушению ими своих обязанностей с использованием собственного статуса и связанных с ним возможностей и имеет целью незаконное получение любых имущественных и неимущественных благ и привилегий для себя и других.

     Конечно, данное определение – лишь одно из возможных. Понятие «коррупция»  в мировом сообществе весьма расплывчато и противоречиво. О ней постоянно говорят и пишут, проводят международные конгрессы, конференции и симпозиумы на самом высоком уровне, принимают многочисленные декларации и резолюции, но единый подход по-прежнему отсутствует. 
 

 

     1 Определение коррупции

 

     Как у всякого сложного социального  явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». Дело не в академизме, а в стремлении к взаимопониманию с читателями.

     Коррупция существует постольку, поскольку должностное  лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник — государственная казна, если не законен — то это собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо. Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.

     Чаще  бывает по-другому. Ниже приведено несколько  примеров, которые можно отнести  к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция».

  1. Когда командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, использовав свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.
  2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.
  3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.
  4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду — их не разоблачают.

     Надо  иметь в виду, что этим перечислением  не исчерпывается феномен коррупции.

     Полезно различать верхушечную и низовую  коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

     Часто обе заинтересованные в коррупционной  сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

     Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

     Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни — кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых — изъять деньги и исчезнуть.

 

     

     2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе, коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на региональном уровне

       Исследование подтвердило, что  коррупция в развивающихся странах  находит питательную почву в  результате отсутствия реальных  административных реформ, а также  непрочности финансовой системы,  слабого финансового аудита. Сильное  макрорегулирование экономики сочетается с отсутствием финансовой отчетности частного бизнеса, сокрытием реальной величины доходов. Мешает борьбе с коррупцией также отсутствие Законов и подзаконных актов о борьбе с коррупцией. Многие аналитики причины коррупции связывают с высоким уровнем бедности и большой разницей в доходах различных групп населения.

Информация о работе Коррупция и методы борьбы с ней