Коррупция и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.

Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти».

Содержание

Введение 3

1 Определение коррупции 6

2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе,

коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на

региональном уровне 10

3 Борьба с коррупцией в странах АТР 16

3.1 Опыт Соединенных Штатов Америки в борьбе с коррупцией 16

3.2 Антикоррупционная политика руководства Южной Кореи в условиях

демократических преобразований: основные этапы, проблемы и противоречия 25

3.3 Коррупция в современной Японии и методы борьбы с ней 28

3.4 Коррупция в КНР и борьба с ней 30

Заключение 38

Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая готово.docx

— 87.06 Кб (Скачать)

     Ст. 201 титула 18 Свода законов США предусматривает ответственность публичного должностного лица, которое «прямо или косвенно требует в качестве подкупа, добивается, получает, принимает или соглашается получить или принять какую-либо ценность лично или для любого другого лица или организации» в обмен на какие-либо незаконные действия или бездействия по службе. Иногда это называют пассивным подкупом. Состав преступления, в отличие от отечественного законодательства, не требует, чтобы взятка была выплачена в пользу самого должностного лица. Она может быть выплачена другому лицу, на которое укажет должностное лицо. Например, политической партии, которой должностное лицо хотело бы помочь. Таким образом, наличие собственного корыстного интереса не обязательно. В России взятка, выплаченная партии, иной организации, на которую укажет должностное лицо, действующее в интересах взяткодателя, если она не перешла в личную собственность должностного лица, не наказуема.

     Наказания за активный и пассивный подкуп, описанный в ст. 201 титула 18 Свода законов США, предусмотрено в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишением свободы до 15 лет. То и другое наказание могут быть совмещены по решению суда. В России максимальный срок лишения свободы за получение взятки 12 лет, а за дачу взятки - 8 лет (ст. 290–291 УК РФ).

     Пункт (с) ст. 201 титула 18 Свода законов США  предусматривает наказание за выше перечисленные деяния и в том  случае, если они направлены на стимулирование совершения законных действий должностным  лицом, т.е. за дачу и получение «чаевых». Наказание предусматривает штраф, размер которого определяет суд, или лишение свободы до 2 лет, или совмещение того и другого. В США должностное лицо имеет право получать вознаграждение за свою работу только от правительства. Считается, что получение так называемых «чаевых» разрушает систему управления государства и порождает стремление служащих получать такие чаевые от всех, обращающихся к ним за помощью. В законодательстве РФ нет данного состава преступления и ответственности также нет.

     Уголовно  наказуемым в США является само получение денег должностным лицом или служащим США от иных лиц и выплата таких вознаграждений частными лицами и организациями, т.е. общий подкуп без связи с каким-либо конкретным действием или бездействием должностного лица или. За нарушение этого правила установлена ответственность до 5 лет лишения свободы, или штраф в размере полученной суммы, или то и другое вместе. Отмечается, что наличие такой нормы имеет большое значение для процесса привлечения к ответственности должностных лиц по факту коррупции. Даже если обвинение не в состоянии доказать, что деньги получены должностным лицом в обмен на совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя, более мягкой уголовной ответственности за незаконное получение дохода ему не избежать. В России подобного рода деяния взяточничеством не считаются и не наказуемы. Все могут знать, что должностное лицо получает деньги от какой-то коммерческой фирмы, но пока не доказана связь между получением денег и каким-то конкретным действием в пользу этой фирмы в обмен на эти деньги, к уголовной ответственности это лицо привлечено быть не может.

     Отдельная норма законов США предусматривает  уголовную ответственность руководителей банков за предоставление ссуды или денежного подарка инспектору или помощнику инспектора, который проверяет банк или имеет право проверять его. Данная норма является профилактикой взятки. При привлечении к ответственности не нужно доказывать, что инспектор произвел какие-то действия в пользу банка. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или штраф на сумму ссуды или подарка.

     Специальная норма касается активного и пассивного подкупа работников федеральной банковской системы, нацеленного на получение. Данные деяния наказываются особо сурово. Статья предусматривает штраф до 1 млн. долларов или в тройном размере от ценности вещи, данной, предложенной, обещанной, выпрашиваемой, потребованной, принятой или которую согласился принять подкупаемый. Предусматривается также лишение свободы до 30 лет или совмещение того и другого наказания. Если ценность взятки не превышала 1 тыс. долларов, то лишение свободы не может быть более одного года.

     Ст. 207 главы 11 титула 18 Свода законов  США устанавливает запрет бывшим должностным лицам участвовать в делах на чьей-либо стороне против США. Им запрещаются любые контакты со своими бывшими коллегами, нацеленные на то, чтобы повлиять на них в чью-либо пользу. Такого рода ограничения вводятся на один или два года. В РФ эта форма коррупции не запрещена. Крупные коммерческие компании систематически внедряют своих работников в государственный аппарат, а при увольнении с должности принимают их к себе на работу, широко используя наработанные ими связи в государственном аппарате. Это делает коррупцию в России системной. Она существует не в виде случайных контактов не знающих друг друга людей, а как система отношений между людьми, хорошо знающими друг друга по совместной работе в государственном аппарате или в бизнесе. Однако в соответствии с ФЗ «О противодействии  коррупции» у работника есть обязанность уведомлять работодателя о данных фактах – и это уже шаг вперед.

     В последнее время в России появилось  множество предложений по модернизации такого явления, как «конфликт интересов», который предусмотрен уголовным правом США и других стран мира уже достаточно длительное время. В отличие от России, в США нормы о конфликте интересов существуют с 1968 года. В России же данный «институт» появился сравнительно недавно, в 2004г., с введением в действие ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, где в ст. 19 было дано его определение: «Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ. Законодательство США устанавливает, что должностное лицо не должно принимать участия в разрешении дела, в котором он, его супруг, несовершеннолетний ребенок, главный компаньон, организация, в которой он служит как должностное лицо, директор, член правления совета, главный компаньон или служащий, или любое лицо или организация, с которой он состоит в договорных отношениях или имеет любое соглашение, касающееся будущего трудоустройства, имеют финансовый интерес.  Это обосновано тем, что личный интерес должностного лица может вступить в конфликт с общественным интересом по беспристрастному разрешению дела. Должностное лицо должно заранее, до принятия дела уведомить своего начальника о наличии у него конфликта интересов. Руководитель передает дело другому сотруднику или дает письменное предписание своему подчиненному разрешать дело, если сочтет, что личный интерес настолько незначителен, что он не скажется на беспристрастном разрешении дела. Нарушитель этого правила может получить до 5 лет лишения свободы. 

     Должностные лица обязаны декларировать свои финансовые интересы в специальных анкетах. Предоставление ложных данных в анкете с целью скрыть конфликт интересов само является уголовным преступлением. Обязательное декларирование своих доходов обжаловалось некоторыми должностными лицами в Верховном Суде США, как ограничивающее конституционные права человека. Однако Суд признал такое декларирование конституционным, посчитав, что обеспечение чистоты государственных служащих важнее конфиденциальности их жизни.

     В США запрещаются сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу. Уголовно наказуемым является требование или получение денег или имущественных ценностей с целью способствовать устройству на государственную службу. Виновный наказывается лишением свободы на один год, или штрафом в размере требуемой или полученной суммы, или совмещением того и другого вида наказания. Исключение делается для специальных агентств по найму, получающих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.

     Необычным для нашего законодательства является то, что Генеральный атторней США наряду с принятыми по уголовному делу наказаниями может подать гражданский иск в районный суд с требованием взыскать с нарушителя законов о коррупции штраф в размере до 50 тыс. долларов. Штраф может быть больше и равняться сумме, которую правонарушитель получил (передал) или намеревался получить (передать) при подкупе.

     В США существует уголовная ответственность не только действующих должностных лиц, но и кандидатов на выборные должности, которые предлагают использовать их влияние или назначить любое лицо на публичную или частную должность в обмен на поддержку их кандидатуры на. Отмечается, что эта норма, конечно, не смогла покончить с практикой «торговли должностями», которую проводят обе ведущие партии страны. Уголовно наказуемым в США является обещание государственной должности или государственного контракта любым лицом в обмен на помощь, связанную с выборами на любую политическую.  В России кандидаты в депутаты Президенты и Губернаторы после вступления в должность приобретают ряд преимуществ, связанных с неприкосновенностью данных должностных лиц.

     Если  подкуп осуществляется организованной группой, то вступает в действие также ст. 371 титула 18 Свода законов США, предусматривающая уголовную ответственность за создание тайной организации.

     Борьба  с коррупцией облегчается тем, что  в США фактически нет иммунитетов, позволяющих должностным лицам избегать наказания за коррупционное поведение. Любое должностное лицо, включая Президента страны, может быть привлечено к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения их от должности. В РФ все обстоит по иному: Президент, депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, судьи, консульские должностные лица обладают достаточными привилегиями и иммунитетами.

     Согласно  ст. II (раздел 4) Конституции США, Конгресс может отстранить от должности в  порядке импичмента не только Президента страны, но и любое гражданское должностное лицо США. Так, вице-президент США Спиро Агню был обвинен в получении взяток, когда находился на должности губернатора штата Мэриленд (1967–1968 гг.). В результате он должен был уйти в отставку, был приговорен судом к выплате крупного штрафа, вся его политическая карьера была сломана, и он не смог реализовать свое намерение баллотироваться на пост Президента США.

     В результате проведения сравнительной  характеристики основных положений  законодательства России и США, необходимо сделать вывод, что законодательство этих стран имеет общую тенденцию  к расширению и более детальной  регламентации ответственности  в сфере коррупции, однако недостатком  российского законодательства является то обстоятельство, что нормы о коррупции являются для нее новыми, как в формулировании, так и в практике применения.

     Наиболее значимые сферы и методы противодействия коррупции. Расследовать факты коррупции и привлекать к суду лиц самого высокого ранга, в том числе связанных с организованной преступностью, помогают принимаемые в США меры по защите свидетелей. Для этого на федеральном уровне принято два нормативных документа. Это Федеральная программа защиты свидетелей (Federal Witness Security Program) и Программа помощи свидетелям в случае крайней необходимости (Emergency witness Assistance Program).

     Получать  необходимые доказательства по фактам коррупции помогает право обвинителя снимать обвинение в отношении лиц, совершивших небольшие преступления, за помощь, оказанную обвинителю по уголовному делу. Обвинитель также может снять обвинение с лица, которое согласилось дать показания против себя.

     Ответственным за расследование фактов коррупционных  преступлений и поддержание обвинения в суде по этим делам на федеральном уровне является Департамент юстиции (Department of Justice), возглавляемый Генеральным атторнеем США (The Attorney General). Расследование коррупционных уголовных преступлений осуществляется подчиненным ему Федеральным бюро расследований (Federal Bureau of Investigation), известным в России как ФБР. Обвинение в суде по этим делам осуществляют подчиненные Генеральному атторнею США Управления атторнеев Соединенных Штатов (United States Attorneys Offices) девяноста четырех округов (districts) и специальное объединение обвинителей в Вашингтоне, округ Колумбия (specialised prosecutorial units in Washington, D.C.).

     Кроме ФБР, расследованием в суде по делам, связанным с коррупцией, может  заниматься Отдел по уголовным преступлениям (Criminal Division) Департамента юстиции США, который в своем составе имеет Отделение по обеспечению честности публичной власти (The Public Integrity Section), Отделение по мошенничеству (The Fraud Section), Отделение по организованной преступности и рэкету (The Organized Crime Racketeering Section).

     В правоохранительных агентствах имеются  свои службы внутреннего надзора. В  ФБР это Управление профессиональной ответственности (The Office of Professional Responsibility), которое расследует факты коррупции  и просто плохого исполнения своих  обязанностей работниками ФБР. Служащие ФБР могут быть проверены на полиграфе — «детекторе лжи».

     Для того чтобы стимулировать работников государственного аппарата выявлять факты  коррупции в организациях, где  они работают, и сообщать о них  компетентным лицам, в США принят Акт о защите информаторов (The Whistleblower Protection Act). Должностное лицо, преследующее подчиненного за его сообщение о  правонарушении в организации, подлежит дисциплинарной ответственности по инициативе Специального совета (Special Council), расследующего факт преследования.

     С целью обеспечения независимости  органов следствия от исполнительной ветви власти, возглавляемой Президентом, директор ФБР назначается Президентом с согласия Сената на 10 лет. Учитывая, что в США высшая власть систематически переходит от одной партии к другой, директор ФБР имеет определенную независимость от тех, кто его назначил на должность.

     Положительно  зарекомендовал себя в США институт независимого прокурора (Independent Counsel), который назначался для расследования особо важных дел в отношении высших должностных лиц страны.

     Ключевое  значение для профилактики коррупции  имеет прозрачность деятельности государственных и муниципальных органов. В США нет государственных средств массовой информации. Доступ журналистов к информации о деятельности государственных органов в США обеспечивается специальным Актом о свободе информации (Freedom of Information Act). Кроме того, недоверие к государственному аппарату здесь является частью традиционной политической культуры.

     По  инициативе США страны американского  континента приняли «Межамериканскую конвенцию против коррупции» (Inter-American Convention on Corruption). Как уже отмечалось, США были инициатором принятия Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц в коммерческих трансотношениях. Государственный департамент США взялся отслеживать процесс перенесения положений данной Конвенции странами, ратифицирующими ее, в свое внутреннее законодательство[21].

Информация о работе Коррупция и методы борьбы с ней