Коррупция и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.

Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти».

Содержание

Введение 3

1 Определение коррупции 6

2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе,

коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на

региональном уровне 10

3 Борьба с коррупцией в странах АТР 16

3.1 Опыт Соединенных Штатов Америки в борьбе с коррупцией 16

3.2 Антикоррупционная политика руководства Южной Кореи в условиях

демократических преобразований: основные этапы, проблемы и противоречия 25

3.3 Коррупция в современной Японии и методы борьбы с ней 28

3.4 Коррупция в КНР и борьба с ней 30

Заключение 38

Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая готово.docx

— 87.06 Кб (Скачать)

     С середины 90-х годов в борьбе с коррупцией, как и с международным терроризмом, приняла интернациональный характер и организованные формы. В качестве успешного примера можно привести итоги работы Азиатско-Тихоокеанского Форума по борьбе с коррупцией, состоявшегося в 1999 г. в Маниле, в котором приняли участие 280 представителей Азиатского Банка развития, OECD, Английского департамента международного развития, Министерства иностранных дел Японии, Фонда Кондрада Адэнауэра, члены правительства Республики Корея, агентства интернационального развития США и программы развития ООН (ПРООН) и ряд других.

     Правительства региона АТР предприняли конкретные и значимые приоритетные шаги для сдерживания, предотвращения и борьбы с коррупцией на всех уровнях без ущерба для существующих международных обязательств и в соответствии с общими судебными и прочими основными юридическими принципами.

     Несмотря  на то, что многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона имеют свои различия в  борьбе с коррупцией, общим является то, что Правительства региона  АТР предпринимают совместные, конкретные шаги для сдерживания, предотвращения и борьбы с коррупцией на всех уровнях в соответствии с общими юридическими принципами. Основное направление борьбы с коррупцией является выработка конкретных программ технического сотрудничества в этой области.

     В Программе заложены три основные принципа этой работы:  развитие эффективной и прозрачной системы государственной службы; усиление борьбы со взяточничеством и обеспечение честности в бизнесе; поддержка активного участия общественности. Программа рекомендует создать такую систему найма правительством государственных служащих, которая будет гарантировать открытость, беспристрастность и эффективность, посредством: развития     системы     компенсаций; развития прозрачной системы найма и продвижения по службе; развития системы, обеспечивающей соответствующий надзор за дискреционными решениями и лицами, обладающими дискреционной властью; развития кадровой системы, которая включает регулярную и своевременную ротацию.

     Гарантировать подотчетность государственных  служащих в условиях эффективных юридических рамок предполагается посредством: финансовой прозрачности; соответствующих ревизионных процедур, применимых к государственному управлению и государственному сектору; расширения возможностей контрольных и надзорных общественных институтов; систем, обеспечивающих  доступность  информации; упрощения регулирования путем упразднения дублирующихся, неопределённых или излишних инструкций, которые обременяют коммерческую деятельность.

     Эффективные меры для активизации борьбы с  коррупцией предполагают: обеспечение наличия законов, способствующих эффективной и активной борьбе со взяточничеством среди государственных служащих; обеспечение эффективного  использования законов, норм общественного поведения.

     Особая  роль отводится активному участию  общественности во всех направлениях борьбы с коррупцией, в том числе поддержка неправительственных организаций, которые способствуют честности и борьбе с коррупцией путём, к примеру, деятельности по увеличению осведомлённости о коррупции и наносимом ею ущербе, мобилизации гражданской поддержки «чистого» правительства, а также документированию и сообщению о случаях коррупции. Кроме того, предполагается развернуть подготовку    и/или    реализацию    образовательных    программ,    нацеленных    на    создание антикоррупционной культуры.

     Поощрять  участие общества в деятельности по борьбе с коррупцией предполагается различными средствами, в том числе посредством сотрудничества с группами, представляющими гражданское общество, такими как торговые палаты,   профессиональные   ассоциации,   неправительственные   организации,   профсоюзы, жилищные ассоциации, СМИ и прочие организации.

     С   целью   реализации   данных   трех   принципов   действий страны–участницы пытаются исполнять его условия. Хотя «План действий» содержит необязательные с юридической точки зрения принципы и стандарты реформирования политики, которые страны Азиатско-тихоокеанского региона обязуются добровольно реализовывать для слаженной и всесторонней борьбы с коррупцией и взяточничеством, однако все эти меры успешно могут способствовать развитию страны, экономическому росту и социальной стабильности. В «Плане действий» определены политические цели, которые на данный момент являются релевантными в борьбе с коррупцией в Азии и Океании, тем не менее, этот план открыт для новых идей и партнеров.

     1)Проблема  роста коррупции как в отдельных  сферах на национальном уровне, так и в международных финансовых и кредитных отношениях уже давно находится в центре внимания международного сообщества. Оно пытается найти оптимальные правовые, организационные и другие средства и формы борьбы с ней в рамках международных организаций.

     2)В  России негативными явлениями  (коррупция, бюрократические проволочки, формализм и др.) пронизаны все  уровни государственной власти  и управления: от местных администраций до федерального Центра, разница только в суммах взяток.

     3)Причиной  появления бюрократии во всех  ее проявлениях является комбинация  следующих факторов:

     -        отсутствие федерального закона «О борьбе с коррупцией», четкого юридического определения понятий: «коррупция» и «коррупционное деяние» (деятельность);

     -        недовольство уровнем заработной платы государственных служащих и работников бюджетной сферы (чиновников, государственных служащих);

     -        психологическая предрасположенность и моральная готовность чиновников к волоките, к желанию контролировать ситуацию и проявлять власть;

     -        недостаточный уровень управленческого контроля в государственных учреждениях;

     -        излишняя сложность и противоречивость законов и процедуры юридического оформления законных прав граждан;

     -        высокий уровень социальной толерантности населения в отношении административных барьеров и коррупции, существование «предложения» взяток со стороны населения.  

     4) Принимая во внимание накопленный  опыт по борьбе с коррупцией  в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в России целесообразно сосредоточить внимание на создании условий для неподкупности лиц, занимающих государственные и муниципальные должности, а также иных приравненных к ним лиц. Достижение этих целей возможно на основе:

  • консолидации правовых средств, направленных против коррупции; 
  • обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
  • совершенствования структуры аппарата, кадровой работы и процедуры принятия решений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • обеспечения неотвратимости юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение либо правонарушение, связанное с коррупцией;
  • недопустимости для должностных лиц органов государственной власти занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов, в том числе на безвозмездной основе.

     Предлагаемые  меры направлены на создание правовой основы, которая бы позволила, используя возможности различных отраслей права, более продуктивно вести борьбу с коррупцией.

     В связи с необходимостью создания более открытого информационного  механизма при назначении конкретных претендентов на важные государственные должности, предлагается установить для них единообразные процедуры и обязательные требования, которым они должны соответствовать. Особенно это касается тех претендентов, которые переходят на работу в государственные органы из коммерческих структур. Особый порядок должен быть предусмотрен в отношении лиц, претендующих на выполнение общественно-значимых и государственно-важных функций. К процедуре их назначения привлекаются различные формы контроля, включая институты парламентского и общественного контроля.

     5)Эффективными  мерами общественного (народного)  контроля за бюрократией и  проявлениями бюрократизма являются:

     - формирование         независимые общественные организации – нечто вроде «народного контроля» (в качестве примера приводился Комитет солдатских матерей);

     -       нечто вроде профсоюза тех, кто столкнулся с бюрократией;

     -         независимые контролеры при органах правопорядка;

     -         независимые от СМИ общественные «горячие линии».

     6)  Эффективными мерами государственного контроля и борьбы с излишней бюрократией и проявлениями бюрократизма могут быть:

     -   формирование государственного федерального органа, напрямую подчиняющегося Президенту РФ, и координирующего все государственные и общественные меры борьбы с коррупцией. В частности было предложено возложить эти функции на существующий орган - Совет Безопасности при Президенте РФ;

     -      ужесточение административной и уголовной ответственности чиновников за ненадлежащее исполнение или нарушение законов (вплоть до конфискации имущества близких родственников коррупционера, как это принято в законодательстве некоторых стран);

     -        разработка эффективного закона «О борьбе с коррупцией», легализация терминов «коррупция», «коррупционная деятельность», «лобби» на уровне федерального законодательства4

     -        осуществление «ревизии» всех действующих федеральных, региональных и местных законов на предмет соответствия законодательству о борьбе с коррупцией,  в частности, ликвидировать все возможные законодательные «лазейки» для коррупционной деятельности (например, ввести запрет на закрытые тендеры на подряды по госзаказам).

     -        усиление мер государственного контроля над численностью и «технологией» работы чиновничьего аппарата;

     -        повышение правовой грамотности населения, правовая помощь населению, оказавшемуся в ситуации столкновения с проявлением бюрократизма;

  • комплекс мер по изменению психологии, как населения, так и чиновников, формирование новой психологии: не население для государства, а государство для населения, понижение уровня социальной толерантности населения к проявлениям коррупции.

     С экономической точки зрения целесообразно  выделить следующие основные направления  борьбы с коррупцией: увеличение эффективности  и компетенции властей в государственном  управлении, авторитета власти внутри и вне страны; увеличение инвестиционных и иных экономических рейтингов  России; снижение эффективности издержек и оздоровление экономики; стимулирование рыночных процессов (добросовестная конкуренция); оздоровление социально-психологического состояния населения.

 

     3 Борьба с коррупцией  в странах АТР

     3.1 Опыт Соединенных  Штатов Америки  в борьбе с коррупцией

 

     Сегодня в РФ происходит борьба с коррупционными явлениями. В этой связи важно  и полезно использовать опыт других стран, в частности законодательство США.

     На  международном уровне признается, что  уголовное законодательство этой страны содержит более широкое понятие  уголовно наказуемой коррупции, чем  в странах Европы, которые уделяют проблеме коррупции не меньше внимания.

     Подкупу в Своде законов США (US Code) посвящена  глава 11 титула 18, которая так и  называется «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов». В законодательстве РФ коррупции посвящены Глава 30 Уголовного кодекса РФ - «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и Федеральный закон от 25.12.08 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

     Ст. 201 (Подкуп публичных должностных  лиц и доказательства) главы 11 титула 18 Свода законов США устанавливает  уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен  на совершение незаконных действий должностным  лицом[1]. Иногда это называют активным подкупом. Предметом взятки может быть любая ценность, материальная или не материальная.

Информация о работе Коррупция и методы борьбы с ней