Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач, которые и характеризируют объект данного исследования:
Проанализировать составов преступлений, предусмотренных ст. 430 УК Республики Беларусь «Получение взятки», ст. 431 УК Республики Беларусь «Дача взятки», ст. 432 УК Республики Беларусь «Посредничество во взяточничестве».
Проанализировать обстоятельства, отягчающие ответственность при совершении данных общественно опасных деяний.
Рассмотреть спорные вопросы квалификации, возникающие при расследовании тех или иных злоупотреблений должностных ли

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………… 2

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3

1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ……………………………. 5

2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ………………….…………. 13

2.1ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ………………………….. 13

2.2 СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ ……………………………. 16

2.3 СУБЪУКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ …………………………….. 20
КВАЛИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

СОСТАВОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ……………………………………………… 23

3.1ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ ………………………………………….……... 23

3.1.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 23

3.1.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………. 26

3.1.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 31

3.2 ДАЧА ВЗЯТКИ ……………………………………….………………… 32

3.2.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………. 32 3.2.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………… 34

3.2.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ …………………………………………………………… 36

3.3 ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕЧТВЕ ………………..…. 36

3.3.1ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………………………………... 36

3.3.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ И ОСОБО

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ………..………….38

ЗАКЛЮЧЕНЕ ………………………………………………………………………. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………… 42

Работа содержит 1 файл

взятка.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Ф. СКОРИНЫ 
 
 
 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА  И ПРОЦЕССА 
 
 
 
 

КВАЛИФИКАЦИЯ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ  СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель

студент  группы П-34                                                                  Товкаченко А. Н. 
 

Научный руководитель

кандидат юридических  наук                                                           Богданов Е. В. 
 
 
 
 

ГОМЕЛЬ 2004

СОДЕРЖАНИЕ 
 

СОДЕРЖАНИЕ      ……………………………………………………………………  2

ВВЕДЕНИЕ      ………………………………………………………………………...  3

1 СТАНОВЛЕНИЕ И  РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА  УГОЛОВНОЙ 

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО     …………………………….  5

2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО   ………………….…………. 13

      2.1ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

   СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ       …………………………..  13

      2.2 СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

       СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ   …………………………….  16

      2.3 СУБЪУКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

       СВЯЗАННЫХ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ   …………………………….. 20

  1. КВАЛИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

СОСТАВОВ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА   ……………………………………………… 23

    3.1ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ ………………………………………….……... 23

    3.1.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ   ………………………………. 23

      3.1.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ   ………. 26

    3.1.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ   …………………………………………………………… 31

      3.2 ДАЧА ВЗЯТКИ   ……………………………………….………………… 32

      3.2.1 ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ   ……………………………….  32 3.2.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ   ……………  34

      3.2.3 ОСОБО КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ

      ПРЕСТУПЛЕНИЯ   …………………………………………………………… 36

      3.3 ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕЧТВЕ   ………………..…. 36

    3.3.1ОБЩИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ   ………………………………... 36

    3.3.2 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ И ОСОБО

    КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ   ………..………….38

ЗАКЛЮЧЕНЕ   ………………………………………………………………………. 40

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   …………………………… 42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      В настоящее  время,  в Беларуси,  в  период  построения   цивилизованной  экономики  и  становления  демократического  правового  государства  важная  роль  принадлежит  органам  государственной  власти  и  управления, а  также  органам  местного  самоуправления. В связи  с  чем,  особенно  опасны  и  недопустимы  преступные  проявления  среди  самих  работников  органов  власти  и  управления. Поэтому  в   Уголовном  Кодексе преступные  деяния, совершённые  должностными  лицами  отнесены  к  главе  № 35 и  названы  «Преступления   против  интересов службы».

      Эту группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия  или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными  лицами,  благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и  причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Эти преступления отличаются от  других преступных посягательств специальными признаками:

  • они  совершаются  специальными  субъектами     (должностными  лицами  или  лицами, занимающими  государственные  должности);
  • их совершение  возможно  лишь  благодаря  занимаемому  служебному  положению  лиц  с  использованием  служебных  полномочий;
  • нарушают  нормальную  деятельность  органов  власти  и  управления.

      Мы  не будем затрагивать всю эту  группу, а конкретно остановимся  на проблеме взяточничества которая  нам представляется наиболее важной и животрепещущей на сегодняшний день.

      Взяточничество  является  наиболее  типичным  проявлением коррупции - опаснейшего  криминального  явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает  законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости. 

Опасность получения и дачи взятки обусловлена  и тем, что они достаточно часто  сочетаются с другими тяжкими  и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. Особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки.    

        Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает три самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 430 УК), дача взятки (ст. 431 УК ) и посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК ).

      Цель  курсовой работы – рассмотреть феномен  взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач, которые и характеризируют объект данного исследования:

    1. Проанализировать составов преступлений, предусмотренных ст. 430 УК Республики Беларусь «Получение взятки», ст. 431 УК Республики Беларусь «Дача взятки», ст. 432 УК Республики Беларусь «Посредничество во взяточничестве».
    2. Проанализировать обстоятельства, отягчающие ответственность при совершении данных общественно опасных деяний.
    3. Рассмотреть спорные вопросы квалификации, возникающие при расследовании тех или иных злоупотреблений должностных лиц.

      При выполнении работы было исследовано  множество нормативных документов. Среди них как законы, так и  иные документы (указы, постановления и др.). Также была исследована юридическая литература, как отечественная, так и зарубежная, в частности российская. Все вышеперечисленное и составляет теоретическую базу данной работы.

         В качестве практической базы было использовано постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 6 от 26 июня 2003 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ              ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
 
 

    История взяточничества не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках [1, с. 51].

    К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных "министра" - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.

    При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.

    На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") - двенадцать тысяч в той же валюте [2, с. 13].

    Наиболее полно вопросы взяточничества стали регулироваться в CIC веке. Получение взятки тогда именовалось «мздоимством» и «лихоимством» (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества). Глава 6 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 года) так и называлась: «О мздоимстве и лихоимстве» [3, с. 293]. В этом уголовном законе взяточничество разделялось на два состава (ст.ст. 372, 373).

    1) «Если чиновник или иное лицо, состоящее на службе государственной или общественной, по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином, или же, получив оный и без изъявления предварительного на то согласия, не возвратит его немедленно и во всяком случае не позднее как через три дня, то за сие, в случае, если подарок принят или получен уже после исполнения того, за что оный был предназначен, принявший его подвергается: денежному взысканию не свыше двойной цены подарка; когда же оный принят или получен прежде, то, сверх того же денежного взыскания, и отрешению его от должности».

          2) «Кто для учинения или допущения чего-либо противного обязанностям службы, примет в дар деньги, вещи или что иное, сколько бы впрочем сумма денег или цена вещей, им полученных, ни была малозначительна, то за сие злоупотребление власти или доверенности начальства приговаривается, смотря по обстоятельствам дела: к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к отдаче в исправительные арестантские отделения по третьей или четвертой степени ст. 31 сего Уложения»

    (третья и четвертая степени предусматривали соответственно от 2,5 до 3 и от 1,5 до 2,5 лет отбывания в исправительных арестантских отделениях, причем этот вид лишения свободы по жесткости режима содержания шел вслед за каторгой). Законодатель там же записывал, что, если совершенные действия составляют иное преступление, то в целом общественно опасное деяние квалифицируется по совокупности преступлений.

          В ст. 376 Уложения указывалось, что наказание за получение взятки следует и в том случае, если деньги или вещи были еще не отданы, а только обещаны «по изъявленному им на то желанию или согласию».

          Устанавливалось также, что если взявший взятку «объявит о том с раскаянием своему начальству» до выполнения незаконных действий, то суд мог смягчить наказание до исключения из службы, увольнения от должности или строгого выговора с занесением или без занесения в послужной список виновного [4, с. 64].

Информация о работе Квалификация преступлений, связанных со взяточничеством