Уголовная ответственность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я хочу уделить повышенное внимание специфике несовершеннолетнего как субъекта преступления. Чаще всего подростки совершают имущественные преступления – кражи, грабежи, разбойные нападения, но нередки и преступления против жизни и здоровья, против общественной безопасности. Причины преступной деятельности несовершеннолетних различны – это и желание выделиться среди сверстников, и жажда приключений, а у некоторых и обыкновенная потребность в пище.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие несовершеннолетнего как особого субъекта уголовной ответственности
Глава 2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особенности назначения наказания
Глава 3. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного воздействия
Глава 4. Освобождение несовершеннолетних от наказания. Погашение судимости
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

УП Ответственность несовершеннолетних.doc

— 123.00 Кб (Скачать)
    • предупреждение;
    • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
    • возложение обязанности загладить причиненный вред;
    • ограничение досуга и установленных особых требований к поведению несовершеннолетнего.

    Содержание  этих мер раскрывается в ст. 91 УК РФ.

       Предупреждение  заключается в разъяснении несовершеннолетнему, как правило, совершившему преступление небольшой тяжести, смысла вреда, который он причинил своим поступком, а также последствий повторного совершения им преступлений, предусмотренных УК (например, назначения более строгого наказания при неоднократности, совокупности, рецидиве преступлений).

       Передача  под надзор выражается в возложении на родителей (в том числе и  приемных) и лиц, их заменяющих (например, усыновителей), либо на специализированный государственный орган (например, комиссии по делам несовершеннолетних) обязанности оказать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и контролировать его поведение.

       Обязанность загладить причиненный вред возлагается  только с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Фактически это означает, что применение данной принудительной меры воспитательного воздействия возможно лишь к категории подростков старшего возраста (16 – 17 лет), обладающих по сравнению с лицами младшего возраста (14 – 15 лет) в большей степени трудовыми навыками и шансами иметь самостоятельный заработок, а, следовательно, и определенное имущественное положение. В противном случае обязанность загладить причиненный вред ляжет на плечи родителей или лиц, их заменяющих, других родственников несовершеннолетнего, что сводит на нет смысл этой принудительной меры воспитательного воздействия.

       Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего  заключается в запрещении посещения последним определенных мест (например, дискотеки, ресторана, пивного бара, казино, ипподрома и других мест, пользующихся в том или ином населенном пункте дурной репутацией), использования определенных форм досуга (в частности, заниматься охотой, рыбной ловлей, азартными играми), в том числе, связанных с управлением механическим транспортным средством; ограничении пребывания вне дома после определенного времени суток (например, с 21.00 до 06.00), выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть также предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

       Важно подчеркнуть, что перечень ограничений  досуга и особых требований к поведению  несовершеннолетнего не является исчерпывающим и при определенных условиях, связанных со спецификой личности несовершеннолетнего, может быть дополнен (например, запрещением общаться с некоторыми категориями лиц, имеющими криминальное прошлое; требованием являться в на регистрацию в подразделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних).

       Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного  воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.7

       Освобождение  несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании ст. 90 УК носит условный характер, так как согласно ч. 4 этой статьи в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

       Таким образом, систематическое, то есть три  и более раза невыполнение подростком назначенных ему одной или  нескольких принудительных мер воспитательного воздействия дает основание специализированному государственному органу внести представление в суд об ее отмене, который, если согласится с этим, принимает такое решение, после чего материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

       Отмена  принудительной меры воспитательного  воздействия и возобновление  по делу производства допустимо, если не истекли сроки давности привлечения  к уголовной ответственности (ст. 94 УК).8 
 
 
 

       Глава 4. Освобождение несовершеннолетних от наказания. Погашение судимости. 

       В отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в основном действуют положения, содержащиеся в нормах об освобождении от уголовного наказания, касающиеся взрослых преступников, за исключением некоторых изъятий. Так, при освобождении от уголовного несовершеннолетнего от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда сроки давности, предусмотренные ст. 83 УК, сокращаются наполовину.

       К лицам, совершившим преступления в  возрасте до восемнадцати лет, достаточно широко применяется условное осуждение (ст. 73 УК). Это не случайно, так как  помимо немалых заложенных в ней  воспитательных возможностей, указанная  мера уголовно-правового воздействия в качестве альтернативы лишению свободы – наказанию, которое в силу особенностей личности несовершеннолетнего должно применяться к ним крайне осторожно.

       Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия: не менее 1/3 срока наказания за преступления небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление; не менее 2/3 срока наказания за особо тяжкое преступление.

       Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы  за совершение преступления средней  тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания  и помещен в специальное учебно-воспитательное  учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.9

       К специальным учреждениям для  несовершеннолетних следует относить предусмотренные Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 года № 420 (с последующими изменениями и дополнениями)) специальные закрытого типа общеобразовательные школы, специальные профессионально-технические училища и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессионально-технические училища для подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния. Основное предназначение этих учреждений – обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

       Пребывание  несовершеннолетнего в специальном  учебно-воспитательном учреждении закрытого  типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, несовершеннолетний более не нуждается в применении данной меры.

       Продление срока пребывания несовершеннолетнего  в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

       Реализация  принципа гуманизма находит свое проявление и в установлении сроков погашения судимости по сравнению  с совершеннолетними в отношении лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет (ст. 94 УК). Если для взрослого осужденного к лишению свободы за преступление небольшой или средней тяжести срок погашения судимости равен трем годам после отбытия наказания, то для лица, совершившего аналогичное преступление в несовершеннолетнем возрасте, он составляет один год; для совершеннолетнего, осужденного к лишению свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление, срок погашения судимости определен соответственно в шесть и восемь лет после отбытия наказания, для лица, совершившего любое из этих преступлений в возрасте до восемнадцати лет, он предусмотрен в три года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        Заключение. 

       Уровень развития психики несовершеннолетнего  в достаточно полной мере позволяет осознать общественную опасность и фактический характер противоправного поведения. Несмотря на это, для подросткового возраста остается характерным значительный разрыв между уровнем интеллектуального развития и социальной зрелостью. Отсутствие достаточного жизненного опыта вкупе с индивидуальными психологическими особенностями развития могут привести к формированию у отдельных подростков поверхностного представления о нравственных категориях и понятиях. Личность несовершеннолетних, чаще всего окончательно не сформировавшаяся, находится в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье. Стремление к самоутверждению, свойственное молодому поколению, может принимать у таких лиц стихийные формы, что нередко приводит к совершению преступлений.

       Указанные обстоятельства накладывают существенный отпечаток на поведение несовершеннолетних, что проявляется зачастую в совершении неадекватных, внешне необоснованных действий.

       Это, однако, не исключает возможности наступления уголовной ответственности в случае совершения подростком преступного деяния. При этом должны соблюдаться основные принципы уголовного права, в том числе принцип гуманизма по отношению к несовершеннолетним осужденным, принцип справедливости. Суды должны более осторожно подходить к назначению того или иного наказания несовершеннолетним, ведь они – это будущее России. 
 
 
 

       Список  используемой литературы. 

    1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
    2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
    3. Федеральный закон  от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
    4. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
    5. «Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 года № 420).
    6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
    7. Боровиков В. «О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних» // Уголовное право;     2003 г. № 4.
    8. Егоров В. С. «Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности» // МПСИ; 2002 г.
    9. Меркушов А. «Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних» // Российская юстиция;        2000 г. № 6.
    10. Модецкий Ю. «Уголовный закон к несовершеннолетним должен быть гуманен» // Российская юстиция; 2001 г. № 12.
    11. Пудовочкин Ю. , Чечель Г. «Квалификация случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную группу» // Российская юстиция; 2000 г. № 12.
    12. Российское уголовное право: Общая часть // под ред. М. П. Журавлева; «Щит – М », 2000 г.
    13. Салева Н. «Преступления, совершаемые несовершеннолетними, требуют особого рассмотрения в суде» // Российская юстиция; 2003 г. № 2.
    14. Салева Н. «Условия назначения наказания несовершеннолетним» // Российская юстиция; 2003 г. № 11.
    15. Уголовное право России: Общая часть // под ред. А. Н. Игнатова и Ю. А. Красикова; «НОРМА», 1997 г. 
    16. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть //под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева.- М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2006г.

Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних