Уголовная ответственность за государственную измену

Автор: Евгения Овчинникова, 07 Октября 2010 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Как уголовное преступление государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства. Все три вышеперечисленные компонента национальной безопасности Российской Федерации обозначены в настоящем Уголовном кодексе РФ общим понятием – внешняя безопасность Российской Федерации.
Современные российские – юристы, политики, экономисты, военные, социологи и др. высказывают мнение о внесении в настоящий Уголовный кодекс еще одного компонента национальной безопасности России, а именно экономической безопасности России, а иными словами – речь идет о деяниях, которые имеют уже место в реальной жизни страны и которые по логическому и юридическому соотношению можно и нужно отнести к государственной измене, так как итоговая сущность этих деяний содержит в себе прямой подрыв обороноспособности страны, а значит подрывает внешнюю безопасность России.

Содержание

Введение 2
Наиболее опасные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 9
Раскрытие понятия о государственной измене как уголовном преступлении 24
Заключение 31
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 143.00 Кб (Скачать)
 

Содержание:

  1. Введение                                                                                              2
  1. Наиболее  опасные преступления против основ  конституционного строя и безопасности государства                                              9
  1. Раскрытие понятия  о государственной измене как уголовном преступлении                                                                                      24
  1. Заключение                                                                                         31

    Список использованной литературы                                               35 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

         Как уголовное преступление государственная измена отличается  от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как  суверенного государства. Все три вышеперечисленные компонента национальной безопасности  Российской Федерации обозначены в настоящем Уголовном кодексе РФ общим понятием – внешняя безопасность Российской Федерации.

      Современные российские – юристы, политики, экономисты, военные, социологи и др. высказывают  мнение о внесении в настоящий Уголовный кодекс еще одного компонента национальной безопасности России, а именно экономической безопасности России, а иными словами – речь идет о деяниях, которые имеют уже место в реальной жизни страны и которые по логическому и юридическому  соотношению можно и нужно отнести к государственной измене, так как итоговая сущность этих деяний содержит в себе прямой подрыв обороноспособности страны, а значит подрывает внешнюю безопасность России.

      Но, надо сразу отметить, что толкование о прямой связи между государственной изменой и экономическим подрывом страны можно вести тогда, когда для этого есть четкий законодательный критерий, а именно выработка  последнего катастрофически запаздывает. Это, в частности, доказывает неудавшаяся работа специальных комиссий при Госдуме РФ  по импичменту Президенту  Российской Федерации  Ельцину Б.Н. Доказательная база  по данному импичменту в части обвинения в государственной измене претерпела неполноту и несостоятельность именно из-за отсутствия в законе объективного перечня преступных деяний, содержащих в своей прямой сути государственную измену, то есть деяний, которые в корне подорвали экономическую безопасность государства, а по факту и внешнюю безопасность России.

      Как обратный пример можно привести охрану законом национальной безопасности США в части защиты экономической безопаcности, как  одной из основ  сохранения должной обороноспособности США, военного потенциала в целом, а также по защите жизненных интересов США по всем аспектам, как на самой территории США, так и за ее пределами. Таким образом, действия которые в итоге могут принести ущербность США по любому компоненту национальной безопасности будь то решение или постановление отдельного  должностного лица из правительства США, или же любого другого лица из федерального ведомства инкриминируются в четкой соотносительности с интересами национальной безопасности государства, как такового – то есть как государственную измену, выраженную в конкретном деянии в ущерб национальной безопасности США. Перечень же таких деяний конкретно определен в федеральном законе страны и является по сути эталоном по сохранению всех аспектов национальной безопасности США. Как в дополнение, к приведенному выше, можно добавить, что в этой стране существует закономерная последовательность – чем выше государственная должность, тем выше ответственность за негативную деятельность на этой должности. В России все обстоит намного иначе, вот поэтому то я и хочу рассмотреть некоторые факторы нашей реальной жизни с точки зрения противостояния ущербности государственным интересам России. Чтобы была логическая последовательность в содержании ниже приведенного следует привести содержание статьи 275 настоящего УК РФ Государственная измена:

        «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны, либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации».

      Такой термин как враждебная деятельность по своей сущности заключает в себе целый спектр компонентов – это и разведывательная деятельность, и диверсионная деятельность, и непосредственно подрывная по самым различным аспектам жизнестойкости страны в целом. Сама наука по проведению подобной деятельности, конечно,  не стоит на месте. Совершенствуются способы проникновения в жизненно важные учреждения, министерства и т.п.  стран-противниц. Оттачиваются до совершенства  виды и методы действенного осуществления любых планов против любой страны. Они, методы, становятся все более особо изощренными и крайне разносторонними. Степень же действенного влияния на уровень жизнестойкости объектов подобной деятельности  может вырасти до катастрофических размеров и довести страну-объект до уровня жизни в ней, сравнительно с каменным веком…

      Разумеется, бурные ростки данной деятельности произрастают  особо рьяно там, где для них  существует благотворная почва. Компонентами  этой почвы служат, как правило, посредственный интеллект и морально-принципиальная упадочность, а также патологические нравы.

      Чтобы более объективно обозначить реальное опасное значение  враждебной деятельности в объединенном смысле, т.е. подразумеваются все формы ее проявления, необходимо вначале привести один из исторических факторов,  а именно – Россия на протяжении всей своей истории – была, есть и будет объектом различных агрессии, нападений, диверсий и провокаций извне по всему периметру своих границ и почти от всех своих соседей по географическому расположению. Только в двадцатом столетии Россия пережила такое количество агрессии, какое  не пережила ни одна страна мира на протяжении нескольких столетий в целом.

      Для более развернутого понятия крайней  опасности, или  итоговой сущности враждебной деятельности, как таковой в целом, для России конкретно,  следует вспомнить передачу международных новостей по «Радио-маяк», которая имела место в начале лета в 1992 году, где в частности, говорилось о том, что уже ушедший на пенсию бывший директор Центрального разведовательного  управления США Ульям Колби позволил себе, как бывшему руководителю этого ведомства, похвастаться перед американской прессой о том, что ЦРУ под его талантливым руководством  провело успешную тотальную операцию по нейтрализации СССР, как противника США, по всем аспектам без военной операции, использую самые передовые разработки в этой области… Он же пообещал перед прессой написать об это книгу, которая по его словам будет шедевром мировой литературы в области без военных операций за рубежом. Но, правда, У.Колби так и не успел порадовать читателей cвоей книгой, так как утонул в озере, сразу же через пять дней после своего заявления американской прессе…

      На  нашей российской действительности мы ясно видим, что слова  У.Колби  так или иначе сбываются.

      Поэтому для того, чтобы противостоять  любой враждебной деятельности, в  какой бы форме она не проявлялась, - необходимо иметь достаточный потенциал  юридических знаний, что правоприменительная  практика не претерпевала  нестабильность по приведению отечественного уголовного законодательства  в части борьбы с государственной изменой, как с особо опасным преступлением.

      Я специально обостряю внимание на реальном состоянии национальной безопасности  России в своей работе, а это  для того, чтобы более значимо выделить реальную необходимость более эффективному противостоянию любым формам такого преступления, как государственная измена. И это, на мой взгляд, касается особо такого направления в сохранении национальной безопасности  России – как укрепление законодательной базы в части реального увеличения  уголовной ответственности юридических лиц в высших сферах государственной власти страны за прямые действия, которые могут непосредственно влиять  на состояние того или иного компонента внешней безопасности России, а также на любой из компонентов национальной  безопасности страны. Реально же это должно иметь место в новых изменениях и дополнениях к Уголовному кодексу РФ, которые уже скоро будут рассматриваться в Государственной Думе РФ. А, что касается доказательной базы по данным преступлениям, то она должна основываться на логическом и фактическом сопоставлении каждого конкретного деяния с его степенью угрозы или ущерба  реальной национальной безопасности страны в целом. Особо важную  необходимость таких законодательных дополнений подчеркивал председатель комитета по безопасности государства член Государственной Думы РФ В.Илюхин. Особое внимание он уделил объективной стороне данных преступлений, а в частности, таких, как передача в частное владение /по экономическим причинам/ целых отраслей  оборонного производственного комплекса страны, что по сути образует ущерб обороноспособности России. Причем, утверждает В.Илюхин, - такая причиннная  подоплека, как экономическая, в данных деяниях оказывается зачастую умышленно сфальсифицированной или умышленно выработанной заранее, что содержит в себе вину в форме умысла и т.д. (газета «Аргументы и факты», 1998 г.). Это уже субъективная сторона деяния, а она то и является по сути трудно доказуемой в виду особой специфики подобных деяний, а также из-за отсутствия четко регламентированной законодательной базы, с учетом реальной криминализации российского общества и других  факторов, способствующих таковой.

      Трактовка ст. 275 УК РФ обозначает наличие состава  преступления, как какую-либо помощь иностранному государству, иностранной организации ил их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации – только при факте связи гражданина России с выше указанными иностранными организациями и др. Такая связь  в реальности может быть настолько законспирированной и неявной, что и создает, конечно, титанические трудности и сложности в противостоянии  такому специфическому преступлению.

      Поэтому для работы по данному виду преступления юрист любого ранга и должности должен располагать большим объемом всесторонних знаний и навыков, а также незаурядным интеллектом, непоколебимыми принципами и огромной силой воли.

      Формы государственной измены могут быть различны по преступному содержанию: шпионаж, террористический акт, диверсия, вооруженный мятеж и т.д. Государственная измена, как акт предательства, совершается исключительно  с прямым умыслом, так как субъект сознает общественно опасный характер  действий, указанных в диспозиции данной статьи.

          Таким образом, статья 275 УК РФ как бы служит общим законодательным понятием государственной измены, как преступления в ущерб внешней безопасности РФ, как суверенного государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Наиболее  опасные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

     Статья 275. Государственная  измена

     Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным  государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.

     Главная опасность при совершении этого  преступления исходит извне, так  как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.

     Российская  Федерация обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории – записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение  является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.

     Государственная измена может совершаться в форме  шпионажа, выдачи государственной тайны  или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

     Ф., являясь старшим научным сотрудником  особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным  и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.

     Действия  Ф. квалифицированы по данной статье как государственная измена в  форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации1.

     В УК РСФСР были предусмотрены семь форм измены: переход на сторону  врага, шпионаж, выдача государственной  или военной тайны иностранному государству, бегство за границу  или отказ возвратиться из-за границы, оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти.

     Переход на сторону врага предполагал  совершение этого деяния в период войны или в боевой обстановке. УК не называет военное время и  боевую обстановку в качестве признаков состава преступления.

     Бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы по существу не были формами  измены, а лишь способами совершения указанного преступления. Буквальное толкование этих форм как перемещение  гражданина СССР на территорию иностранного государства или отказ возвратиться на территорию СССР противоречило понятию измены Родине как враждебной деятельности гражданина СССР совместно с внешним противником и не позволяло отграничить это преступление от незаконного выезда из страны (ст. 83 УК РСФСР).

Информация о работе Уголовная ответственность за государственную измену