Уголовная ответственность за государственную измену

Автор: Евгения Овчинникова, 07 Октября 2010 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Как уголовное преступление государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства. Все три вышеперечисленные компонента национальной безопасности Российской Федерации обозначены в настоящем Уголовном кодексе РФ общим понятием – внешняя безопасность Российской Федерации.
Современные российские – юристы, политики, экономисты, военные, социологи и др. высказывают мнение о внесении в настоящий Уголовный кодекс еще одного компонента национальной безопасности России, а именно экономической безопасности России, а иными словами – речь идет о деяниях, которые имеют уже место в реальной жизни страны и которые по логическому и юридическому соотношению можно и нужно отнести к государственной измене, так как итоговая сущность этих деяний содержит в себе прямой подрыв обороноспособности страны, а значит подрывает внешнюю безопасность России.

Содержание

Введение 2
Наиболее опасные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 9
Раскрытие понятия о государственной измене как уголовном преступлении 24
Заключение 31
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Состав  преступления, предусмотренный данной статьей, включает ранее существовавшую в УК РСФСР форму измены Родине – заговор с целью захвата власти, которая не вписывалась полностью в понятие государственной измены. Однако связь с государственной изменой осталась. Так, если виновные совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то действия заговорщиков следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и как насильственные действия, направленные на захват власти, по совокупности преступлений.

     Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных данной статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий. Первая группа действий – насильственные действия, направленные на захват власти, в нарушение Конституции. Поскольку в законе не конкретизировано, на захват какой именно власти направлены насильственные действия, то следует иметь в виду все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Не оговорен в законе и уровень власти (федеральная, субъекты РФ, муниципальная), а значит, речь должна идти о власти любого уровня. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

     Вторая  группа действий направлена на насильственное удержание власти. Речь идет о том, что виновные обладают властью, имеют ее, но обязаны сложить власть согласно Конституции (отрешение от должности, переизбрание и т.п.), однако делать этого не желают и насильственно удерживают ее.

     Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти.

     Насильственное  удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие  власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

     Третья  группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя  Российской Федерации.

     Все три группы действий совершаются  насильственным способом, причем формы  и степень насилия не ограничены законом. Насилие может быть вооруженным, совершаться как одним человеком, так и группой.

     Это преступление, согласно закону (ч. 5 ст. 15 УК), относится к особо тяжким. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления.

     Если  в ходе насильственных действий совершаются  акт терроризма, умышленное убийство, то содеянное следует квалифицировать  по совокупности преступлений.

     Преступление  считается оконченным с момента  совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание  власти или на насильственное изменение  конституционного строя. Если создана  преступная организация для совершения указанных в данной статье действий, то действия ее участников следует квалифицировать по ст. 210 УК (организация преступного сообщества) и по данной статье по совокупности преступлений. Если же существовал заговор с целью захвата власти, но он не оформился в преступное сообщество и заговорщики не совершили других действий, направленных на насильственный захват власти, то действия виновных следует квалифицировать как приготовление к совершению насильственного захвата или удержания власти или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.

     Субъектами  указанного преступления могут быть граждане Российской Федерации, иностранные  граждане, лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Действуют они  с прямым умыслом и преследуют цели захвата или удержания власти или же изменения конституционного строя Российской Федерации.

     Статья 279. Вооруженный мятеж

     Организация вооруженного мятежа либо активное участие  в нем могут быть совершены  в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации или изменение ее территориальной целостности.

     Следует отличать понятие вооруженного мятежа от понятия организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК). Эти составы преступлений отличаются по объективной стороне и направленности умысла. Состав ст. 208 УК не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации. Действия виновных могут рассматриваться как реальная совокупность преступлений и квалифицироваться по ст. 208 УК и данной статье только в тех случаях, когда организация незаконных вооруженных формирований перерастает в вооруженный мятеж.

     Объективная сторона вооруженного мятежа выражается либо в организации этого преступления, либо в активном участии в нем.

     Действия  организатора могут выражаться в  вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Как организацию мятежа следует рассматривать и подстрекательство к мятежу, которое привело к совершению этого преступления.

     Активное  участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных  формирований, а совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.).

     Совершение  мятежниками террористических актов, умышленных убийств следует квалифицировать по совокупности преступлений.

     Мятеж обязательно должен быть вооруженным, но это не означает, что должен быть вооружен каждый мятежник.

     Вооруженный мятеж считается оконченным с  момента вооруженного выступления мятежников с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой в противном случае осуществить свои требования вооруженной силой.

     Преступление  совершается только с прямым умыслом и специальными целями: свержение или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства.

     Ответственность за вооруженный мятеж несут только его организаторы и активные участники, достигшие 16-летнего возраста. Остальные мятежники ответственности за вооруженный мятеж, как правило, не несут, но могут отвечать за конкретные преступления, совершенные ими в ходе вооруженного мятежа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Раскрытие понятия о государственной измене, как уголовном преступлении

Вначале, для того, чтобы более развернуто раскрыть сущность и содержание такого преступления, как государственная  измена, необходимо привести содержание главы 29 УК РФ и самой статьи 275 того же УК РФ,-

«Глава 29. Преступления против конституционного строя и безопасности государства.

Статья 275. Государственная измена.

      Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной  тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности  Российской Федерации, -

      Наказывается  лишением на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества  или без таковой.

Примечание: Лицо, совершившее преступления, предусмотренные  настоящей статьей, а также ст. 276 и 278 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федераци и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

      В приведенной выше статье 275 УК РФ также  отсутствует  подробный перечень деяний, но тем не менее сущностное содержание как бы собрало воедино  все понятия, которые могут в  целом представлять государственную измену. Теперь следует рассмотреть каждое из приведенных понятий в отдельности с подробным юридическим рассмотрением и обоснованием.

  1. Государственная измена – представляет собой акт предательства, т.е. оказание гражданином РФ помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в осуществлении враждебной деятельности против Российской Федерации. Кроме общей /родовой/ формы измены в виде оказания помощи закон предусматривает ответственность за ее  специальные формы – шпионаж, выдачу государственной тайны – если они направлены в ущерб безопасности  России.
  2. Внешняя безопасность, как объект преступного посягательства означает состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности Российской Федерации.

Указанные сферы общественный отношений тесно  связаны между собой, и вопрос о том, какому компоненту наносится  наибольший вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае на основании имеющихся материалов.

  1. Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному  государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также в передаче или собиранию по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином, либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК РФ, шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства.
  2. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе, либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются, либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе, работе.

Например, гражданин Иванов И.И., работая руководителем одного из режимных НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и в процессе дальнейшего общения с представителями спецслужбы выдал известные ему сведения, составляющие государственную тайну. Мотивом  для совершения данного преступления материальная корысть, а психологическая подоплека – моральная упадочность и патология нравов.

      Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения  в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г.). В указанном законе в статье 5 дается перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Исчерпывающий же открытый  «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203.

      Государственную тайну образуют сведения 3-ий степени  секретности – «секретно» и  «особой важности».

  Оконченным преступлением (выдача государственной тайны) признается с момента перехода сведений, ее составляющих, в адрес иностранного государства, иностранной организации, либо их представителям. Представителями иностранного государства в иностранной организации являются их официальные лица, члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатический представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д., а также иные лица, выполняющие их поручения.

      Могут иметь место стадии приготовления, либо покушения на преступление, например, задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам.

      Иное  оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленным на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ национальной безопасности России (внутригосударственная безопасность, внешняя безопасность, экономическая безопасность), если они не охватываются другими формами государственной измены.

      Объективно  оказание помощи связано с установлением контакта, связи, гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной организации и совершения по их заданию:

Информация о работе Уголовная ответственность за государственную измену