Уголовная ответственность за использование рабочего труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное рассмотрение уголовно-правовых и социальных аспектов торговли людьми и использования рабского труда, вопросов понятия, видов и общих положений торговли людьми и использования рабского труда, а также формированием на этой основе предложений организационно-правового характера, предупреждающих этот состав преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРЕСТУПЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Понятие и общая характеристика преступлений против свободы личности
1.2.История развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности
2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО
СОСТАВА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1. Понятие торговли людьми
2.2. Объективные признаки торговли людьми
2.3. Субъективные признаки торговли людьми
3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОГО ТРУДА
3.1 Обращение в рабство как одна из форм эксплуатации человека
3.2. Понятие и объективные признаки преступления
3.3. Субъективные признаки использования рабского труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

похищение недоработанная.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

       ● лишение личной свободы, продолжавшееся свыше одной недели (ч. 2 ст. 498; ч. 2 ст. 499; ч. 2 ст. 500);

       ● лишение свободы матери, законного  отца, иного родственника по восходящей линии (п. 1 ст. 499), должностного лица при исполнении им служебных обязанностей или по поводу этого (п. 2 ст. 499).

       Посягательства, связанные с похищением людей, Уложение дифференцировало в зависимости  от возраста потерпевшего: например, ст. 502 предусматривала похищение, сокрытие или подмен ребенка, не достигшего 14 лет; ст. 505 (п. 1 и 2) - похищение несовершеннолетней женского пола от 14 до 16 лет с ее согласия или без такового. Часть 2 этой статьи устанавливала ответственность за похищение лица женского пола от 14 до 21 года.

       Уголовный кодекс 1922 года конкретизировал систему посягательств против личной свободы, посвятив этому четыре состава преступлений7. Это – «Насильственное незаконное лишение кого-либо свободы, совершенное путем задержания или помещения его в каком-либо месте» (ст. 159); «Лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья лишенного свободы или сопровождавшееся для него мучениями» (ст. 160); «Помещение в больницу для душевнобольных заведомо здорового лица из корыстных или иных личных видов» (ст. 161); «Похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов» (ст. 162).8

       Названные выше составы преступлений против личной свободы сохранились в Уголовном кодексе 1926 года. В нем аналогично решался вопрос в отношении анализируемых посягательств (ст. 147, 148, 149), с той лишь разницей, что лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего или сопровождавшимся причинением ему физических страданий, было не самостоятельным преступлением, как в Кодексе 1922 года, а квалифицированным признаком основного состава насильственного незаконного лишения свободы (ч. 2 ст. 147)9.

       Уголовный кодекс 1960 года в первоначальной редакции устанавливал еще более узкий перечень преступлений, посягающих на личную свободу. К ним было отнесено всего два состава: незаконное лишение свободы, в том числе совершенное способом, опасным для жизни и здоровья потерпевшего (ч. 1 и ч. 2 ст. 126), и подмен ребенка из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 125 УК). В течение всего времени действия УК 1960 года в него вносились определенные изменения, обусловленные разными причинами, в том числе и социальной обусловленностью каких-либо деяний. Такие изменения были внесены в группу преступлений против личной свободы в разное время.

       В 1988 году в Кодекс была введена ст. 126.2, устанавливающая ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового лица10. Появление этой статьи связано с протестами международных организаций против нарушений прав человека в России в отношении диссидентов и иных инакомыслящих лиц, к которым применялись методы психиатрии в репрессивных целях. Следует заметить, что ответственность за подобные действия предусматривалась в Уголовном уложении 1903 года и в Уголовных кодексах 1922 и 1926 гг. Лишь с 1960 и до 1988 года такой ответственности законодательство России не содержало.

       В 1987 году в Уголовный кодекс 1960 года был введен состав захвата заложников (ст. 126.1)11, в 1993 году установлена ответственность за похищение человека (ст. 125.1)12, а в 1995 году установлена ответственность за торговлю несовершеннолетними (ст. 125.2)13. В процессе подготовки УК 1996 года (в частности, в одном из последних проектов) состав захвата заложников включили в раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»14, что, с точки зрения более высокой степени общественной опасности этого деяния, является правильным, поскольку при захвате заложника ущерб причиняется не отдельной личности (как в преступлениях против свободы), а неопределенно широкому кругу общественных отношений: безопасности личности, сохранности имущества, нормальной деятельности государственных и общественных организаций и др.

     В 2003 году, наконец, произошли долгожданные изменения в российском законодательстве, в него введены нормы, обеспечивающие работу правоохранительных органов по противодействию современным формам рабства и торговли людьми.

     Проект  закона «О противодействии торговле людьми» в 2002 г. начала готовить рабочая  группа под руководством зам. председателя Комитета Государственной Думы по законодательству Елены Мизулиной. В создании законопроекта принимали участие специалисты из МВД, МИДа, Минюста, Минтруда, Федеральной пограничной службы, представители общественных кризисных центров. Разработчиками был учтен иностранный опыт (к 2003 г. законы о противодействии торговле людьми и защите прав пострадавших приняты в Бельгии, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландах, США, Таиланде, Украине, и др. странах), проект получил положительную оценку специалистов, в том числе экспертов ОБСЕ.

     Импульсами  к законодательной работе становились  международные договоренности, в  которые входила Россия, - в 2000 г. - Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности и дополняющие ее два протокола о борьбе с контрабандой людей и о противодействии торговле людьми; в 2003 г. - Конвенция МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

     В феврале 2003 году проект (прошедший к этому времени уже четыре редакции) был представлен на парламентские слушания в Государственной Думе.

     В законопроекте было сформулировано определение «жертвы торговли людьми». Жертвой признается лицо, которое  «завербовано, перевезено, передано, продано  и удерживается с применением  физического и психического насилия либо с угрозой его применения». Другое ключевое понятие законопроекта – «эксплуатация», под которой авторы понимают «принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние», а также «извлечение органов и тканей человека»15.

     Жертвам предоставляются государственные  гарантии безопасности при условии  сотрудничества со следствием, а также  социальная реабилитация за счет бюджетных  средств. Если жертвы виновны в совершении нетяжких преступлений, они освобождаются от ответственности за них.

     В проекте предполагалось внести в  Уголовный кодекс семь новых составов преступлений, направленных против работорговли. В ст. 127 вводилась ответственность  за:

     1) торговлю людьми,

     2) разглашение конфиденциальных сведений о жертве торговли людьми,

     3) использование рабского труда,

     4) долговую кабалу,

     5) незаконные действия с документами  в целях торговли людьми (манипуляции  с паспортами, как отмечалось  в предыдущих докладах, – один  из эффективнейших инструментов  для принуждения к современному рабству в России),

     6) вербовку людей в целях эксплуатации,

     7) подделку, изготовление и сбыт  поддельных документов (разрешений  на въезд-выезд из страны, миграционных  карт и разрешений на работу) в целях торговли людьми.

     Критериями  отнесения конкретного действия к торговле людьми, согласно законопроекту, являлись наличие умысла и корыстных побуждений при совершении действий, нарушающих права человека, а именно:

     а) применение физического и психического насилия или угрозы;

     б) изъятие у лица, ставшего жертвой торговли людьми, документа, удостоверяющего личность;

     в) вовлечение в долговую кабалу;

     г) принуждение к труду;

     д) ограничение свободы передвижения;

     е) обман или злоупотребление доверием.

     Согласие  жертвы не должно приниматься во внимание при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае, если была применена любая из форм эксплуатации.

     Противодействие торговле людьми, согласно законопроекту, вменялось в обязанность девяти федеральным ведомствам: МВД отвечает за выявление и пресечение торговли людьми на территории России; Генеральная прокуратура должна осуществлять надзор за расследованием соответствующих уголовных дел; ФСБ – выявлять связи торговцев живым товаром с международными террористическими организациями; охранять от торговцев людьми государственную границу предусматривалось поручить таможенникам, МИД – должен защищать права граждан, находящихся за рубежом и ставших жертвами торговли людьми, а Минтруда - готовить предложения по оказанию помощи жертвам торговли людьми и созданию специальных учреждений по их реабилитации. Ряд вспомогательных функций получили также Минздрав и Минобразования.

     Координировать  деятельность этих органов должна была, по мысли авторов законопроекта, федеральная комиссия, создаваемая  Президентом РФ. К ее компетенции были отнесены: сбор и анализ информации о торговле людьми в России, а также организация кампаний «по повышению осведомленности населения о проблемах торговли людьми»; подготовка ежегодного доклада о состоянии дел в подведомственной ей сфере Президенту, парламенту, правительству и Уполномоченному по правам человека.

     Законопроект  был отложен и находился в  Главном административно-правовом управлении администрации президента. Ситуация изменилась после того, как  Президент РФ выступил с инициативой внести изменения в некоторые положения УК. В октябре 2003 г. администрация Президента внесла в Государственную Думу поправки к кодексу, направленные на ужесточение ответственности за торговлю людьми

     Поправки  Президента в УК РФ предусматривали  введение новых статей: «Торговля людьми», «Использование рабского труда». Эти поправки, по свидетельству Татьяны Холщевниковой (координатор рабочей группы по подготовке законопроекта), представляют собой «предваряющие законопроекты» – элементы созданного группой «большого» законопроекта. Президентская инициатива была поддержана Государственной Думой, она в третьем чтении приняла предложенные поправки к Уголовному кодексу, а Совет Федерации утвердил внесение в УК двух новых статей 127.1 и 127.2: «Торговля людьми» и «Использование рабского труда».

     8 декабря 2003 года Президент РФ подписал закон о внесении поправок в Уголовный  кодекс РФ утвержденный 13июня1996 года N 63-ФЗ.

     Тем самым впервые в российское уголовное  право введены понятия «рабский труд», «торговля людьми», «эксплуатация», «изъятие у потерпевшего органов или тканей». В сравнении с обсуждавшимся законопроектом несколько изменилась (в сторону ужесточения) система санкций – не предусмотрены штрафы. Отнесение работорговли к категории тяжких преступлений дает возможность производить по этим делам оперативно-розыскные мероприятия.

     До 2011 года в статьи 127.1 и 127.2: «Торговля людьми» и «Использование рабского труда» был внесен ряд дополнений и изменений, уточняющих их применение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПОНЯТИЕ  И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО

СОСТАВА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ 

2.1. Понятие  торговли людьми 

     Прежде  чем перейти к анализу элементов  состава преступления, предусмотренного ст. ст.1271 УК РФ, необходимо рассмотреть различные подходы к определению самого понятия «торговля людьми», поскольку четкое уяснение данной дефиниции позволит четче и глубже рассмотреть каждый элемент состава данного преступления.

     До  недавнего времени отсутствовало  единое  понятие «торговли людьми», как в российском, так и международном праве. Так, например, Конвенция «Об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством» (Женева, 7 сентября 1956 года), а так же Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (2 декабря 1949 года) практически не обладали юридической силой, связывалось это с их содержательной частью. Они отражали более чем сомнительные формулировки самого явления: то есть, даже указанные конвенции, имея статус юридически обязывающих правовых источников, вряд ли могли противостоять торговле людьми. Так, в Конвенции 1949 года усматривается необоснованное отождествление торговли людьми с международной проституцией, ставшее впоследствии практически аксиомой.16 Как ни странно, но сами эксперты ООН — представители Центра по правам человека в Женеве признают это.17

     В декабре 2000 года на 55-ой сессии Генеральной  Ассамблеи ООН была принята Конвенция против транснациональной преступности  и дополняющий её Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми. Этот международный акт дал понятие «торговля людьми», указал на некоторые условия привлечения к ответственности, установил рекомендации к назначению наказания, таким образом, обусловил обязанности государств по противодействию торговле людьми.

Информация о работе Уголовная ответственность за использование рабочего труда