Уголовная ответственность за экологические преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена теме уголовной ответственности за экологические преступления. Этой теме посвящена глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая так и называется "Экологические преступления".
Глава "Экологические преступления" содержит 17 составов преступления, которые можно поделить на три вида в зависимости от непосредственного объекта посягательства

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

  Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 250 УК, характеризуется умыслом или неосторожностью, а ч. 3 этой статьи - только неосторожностью.

  Субъектом преступления могут быть как лицо, использующее свое служебное положение, так и иные лица. Лица, использующие свое служебное положение при совершении преступления, при наличии признаков его состава отвечают по ст. 201, 250 или 285 УК по совокупности.

  Если отравление водоемов производится с целью незаконной добычи водных животных, содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. 250 и 256 УК. 
 

§ 2. Загрязнение атмосферы

1. Нарушение  правил выброса в атмосферу  загрязняющих веществ или нарушение  эксплуатации установок, сооружений  и иных объектов, если эти деяния  повлекли загрязнение или иное  изменение природных свойств  воздуха.

2. Те же  деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека.

3. Деяния, предусмотренные частью первой  или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности  смерть человека. 

Рассмотрим  подробнее

  Загрязнение воздуха, как и других ресурсов природной среды, причиняет существенный вред здоровью людей, природной среде, наносит серьезный экономический ущерб.6

Предметом преступления может быть только атмосфера. Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступления влечет ответственность по ст. 143 УК за несоблюдение правил охраны труда.

Статья 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"

предусматривается установление в целях государственного регулирования

выбросов  вредных веществ в атмосферу  двух видов нормативов выбросов:

технических нормативов выбросов;

предельно допустимых выбросов.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов, нормативов предельно допустимых выбросов, территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы на период поэтапного достижения пр7едельно допустимых выбросов. Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов должны быть предусмотрены в Плане уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу.

Нормативы выбросов вредных веществ, предельно  допустимые нормативы физических воздействий  на атмосферный воздух, временно согласованные  выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства РФ принят Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов  Он предусматривает два вида нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ - предельно допустимые и временно согласованные. Допустимые выбросы устанавливаются соответствующими ГОСТами и ОСТами,

  С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или в нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Выброс - это выход в атмосферу загрязняющих веществ от какого-либо источника  загрязнения.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и объектов связано с превышением нормативов выбросов; превышением нормативов физических воздействий; с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; с вредным физическим воздействием на атмосферу без разрешения такого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под нарушением правил эксплуатации объектов понимается также не использование установленных  сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенных для очистки и контроля выбросов в атмосферу.

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление  в него или образование в нем  загрязняющих вредных веществ в  концентрациях, превышающих установленные  гигиенические и экологические  нормативы качества воздуха.

  По смыслу ч. 1 ст. 251 УК преступление окончено, если нарушение правил повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Таким образом, само загрязнение воздуха или изменение его свойств есть последствие. Также следует, на наш взгляд, толковать и ст. 251 УК. Таким образом, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 251 УК, следует считать оконченным, если загрязнением воздуха или изменением его свойств создана реальная угроза причинения вреда здоровью человека или природной среде.

Если  вред здоровью человека причинен, содеянное  квалифицируется по ч. 2 ст. 251 УК, а  в случае смерти хотя бы одного лица - по ч. 3 этой статьи.

Между нарушением правил и наступившими последствиями  необходимо установить причинную связь.

  С субъективной стороны в преступлениях, предусмотренных данной статьей, имеет место неосторожное отношение лица к последствиям деяния.

  Субъект преступления - лицо, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов, или лицо, допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

  Лица, использующие свое служебное положение при совершении преступления, при наличии признаков состава преступления против службы, несут ответственность по ст. 251 УК и по ст. 201 или 285 УК по совокупности.

  Если загрязнение атмосферы сопряжено с уничтожением или повреждением лесов, причинением вреда особо охраняемым природным территориям, уничтожением критических место обитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, содеянное, помимо ст. 251 УК, следует также квалифицировать соответственно по ст. 261, 262, 259 УК по совокупности, поскольку указанные последствия выходят за рамки состава загрязнения атмосферы. 
 

§ 3. Загрязнение морской  среды

1. Загрязнение  морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

2. Те же  деяния, причинившие существенный  вред здоровью человека, животному  или растительному миру, рыбным  запасам, окружающей среде, зонам  отдыха либо другим охраняемым  законом интересам.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека. 

Рассмотрим  подробнее

  Преступление посягает на экологическую безопасность, поскольку может причинить вред здоровью людей, повлечь их гибель, уничтожить либо повредить морскую фауну и флору, лишить граждан возможности пользоваться морскими зонами отдыха и другими правомерными видами пользования морской средой.

  Местом совершения преступления является морская среда: внутренние моря Российской Федерации, территориальное море, открытое море.7

  Предмет преступления - воды моря, животный и растительный мир, рекреационные зоны, объекты природной среды.

К внутренним морским водам относятся внутренние моря, морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов и проливов, ограниченные пределами, определенными системой отсчета, указанной в Законе РФ "О Государственной границе Российской Федерации".

Территориальные воды Российской Федерации включают прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии  наибольшего отлива. В отдельных случаях ширина территориальных вод устанавливается международными договорами.

Открытое  море - это часть морского пространства, на которую не распространяется юрисдикция никакого государства. Режим плавания судов, проведения научных изысканий, рыболовства и других видов пользования определяется международным правом.

  В качестве источников загрязнения ст. 252 УК называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Береговые источники - это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше.

Если  из находящегося на суше источника  загрязнена река, впадающая в море, и как следствие - воды моря, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 250 и 252 УК по совокупности.

Под транспортными  средствами понимается любое морское  транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное);

другие  плавучие средства - технические передвижные  устройства, предназначенные для  выполнения отдельных видов морских  и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку).

Под искусственно возведенными в море сооружениями имеются  в виду стационарные технические  устройства, предназначенные для  работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п.

Ответственность за загрязнение вод открытого  моря распространяется только на российские суда и иные указанные в законе технические объекты и сооружения.

  Объективная сторона преступного загрязнения морской среды выражается в действии (незаконный сброс или захоронение загрязняющих веществ с перечисленных в законе источников) или бездействии (непринятие мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ).

  Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 252 УК, считается оконченным с момента загрязнения морской среды. Состав - формальный.

Преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 252 УК, содержат материальные составы и окончены с момента наступления указанных  в них последствий. Между деяниями и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинной связи.

  Под существенным понимается причинение среднего или тяжкого вреда здоровью человека. Под иным существенным вредом, о котором говорится в ч. 2 ст. 252 УК, имеется в виду массовая гибель рыбы или иных живых ресурсов вод, такое загрязнение зон отдыха, мест обитания и разведения животных, которое делает невозможным без существенных затрат на восстановление качества природной среды их дальнейшее использование. Оценивая размер вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации последствий загрязнения, и т.п.

   Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 252 УК, предполагает умысел или неосторожность, а субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 этой статьи, - неосторожность по отношению к последствиям.

  Субъектом преступления могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах Российской Федерации иностранного судна, иного плавучего средства либо работники платформ, иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ; командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды. Ответственность законом предусмотрена с 16 лет. 
 

§ 4. Нарушение законодательства Российской Федерации

Информация о работе Уголовная ответственность за экологические преступления