Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотрение уголовно-правовой характеристики нарушений правил охраны труда и рассмотрение проблемы, которая возникает при квалификации преступлений при нарушении правил охраны труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
3
1.
Уголовно-правовая характеристика нарушений правил охраны труда …………………………………………………………………….

5
2.
Объективные и субъективные признаки нарушения правил охраны труда…………………………………………………………………….

9
3.
Квалификация преступных нарушений правил охраны труда………
16

Заключение……………………………………………………………...
23

Список использованной литературы…………………………………..
25

Работа содержит 1 файл

УП.docx

— 58.91 Кб (Скачать)

Установить преступное бездействие  должностного лица иногда очень трудно, но почти всегда можно выяснить, что должно было делать должностное  лицо по долгу службы, но не делало. Для этого достаточно ознакомиться с должностным регламентом либо должностной инструкцией и внимательно  изучить обстановку происшедшего несчастного  случая. Однако нельзя ограничиваться установлением только фактов бездействия  должностного лица. Следует определить также, могло ли должностное лицо выполнить требуемое действие и  имело ли оно для этого возможности. Воздействие лица может рассматриваться  как преступное, если оно имело  возможность в данной обстановке совершить требуемое действие. Для  оценки того, имело ли лицо реальную возможность совершить требуемое  действие, важно выяснить обстоятельства происшествия. Во многих случаях бездействие  должностного лица выражается в невыполнении ряда вмененных ему обязанностей, т.е. должностное лицо не произвело  требуемое действие из-за недобросовестного  исполнения своих должностных обязанностей. Для привлечения виновного к  уголовной ответственности необходимо установить, какие специальные правила  были нарушены. Эти нарушения правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда и будут фактическим содержанием преступных деяний.

Признаком, характеризующим объективную  сторону преступных нарушений правил охраны труда, указанных в ч.1 ст. 143 УК РФ, является причинение тяжкого  вреда здоровью человека. Тяжесть  телесных повреждений устанавливается  на основании «схемы определения тяжести производственных травм», утвержденной Министерством здравоохранения 22.09.1980 г.

Рассматривая ч.1 ст. 143 УК РФ, следует  иметь в виду утрату общей или  профессиональной трудоспособности. Степень  утраты трудоспособности определяется врачебно-трудовыми экспертными  комиссиями (ВТЭК) в процентах в  зависимости от потери трудоспособности вследствие данного увечья либо иного  причинения вреда здоровью. При этом комиссия исходит из возможностей пострадавшего  выполнять в той или иной степени  свою профессиональную работу. После  освидетельствования ВТЭК выносит  заключение о степени потери трудоспособности, обусловленной лишь последствиями  травмы либо иного повреждения здоровья, не учитывая при этом другие заболевания. Устанавливается также, связана  ли имеющаяся у пострадавшего  утрата общей и профессиональной трудоспособности с данным несчастным случаем. Стойкая утрата трудоспособности является признаком причинения тяжкого  вреда здоровью человека10.

Уголовная ответственность может  наступить не только за прямое причинение лицом преступных последствий, но и  в определенных случаях за создание условий (реальной возможности) для  их наступления, если непосредственной причиной явились иные силы, в том  числе поступки других людей. В данном случае следует иметь в виду, что  уголовная ответственность наступает  лишь тогда, когда должностное лицо в силу соответствующих правил обязано  было предотвратить вредные последствия  и их устранение зависело от него. Если совершенное должностным лицом  действие не могло предотвратить  наступления вредного результата, то это лицо может нести ответственность  за наступившие вредные последствия только в том случае, если не выполнило все, что могло и обязано было выполнить в силу установленных правил. Такие деяния могут квалифицироваться соответственно по ст. ст. 216 – 218 УК РФ и ст.225 УК РФ, выразившиеся в нарушении правил техники безопасности горных, строительных работ, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях, а также правил хранения, использования и учета, перевозки взрывчатых, радиоактивных веществ и пиротехнических изделий.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, могут быть лишь лица, на которые в силу их служебного положения  или по специальному распоряжению возложена  обязанность по охране труда и  соблюдению правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контролю за их исполнением. Данные лица несут уголовную ответственность по ст. 143 УК РФ. При назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контроль за их исполнением, необходимо учитывать компетентность назначаемого лица в решении данного вопроса. Лица, не обязанные обеспечивать безопасные условия и гигиену труда, но в процессе своей трудовой деятельности, нарушившие эти правила, в случае причинения последствий, указанных в ч.1 и ч.2 ст.143 УК РФ, несут ответственность по ст. ст.109, 118 УК РФ.

Встречаются случаи нарушения рядовыми рабочими правил технической эксплуатации оборудования, режима технологического процесса, правил техники безопасности и противопожарного режима, и результатом  этих нарушений нередко являются несчастные случаи с другими рабочими. То, что рядовые рабочие не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, не означает, что они  не несут никакой ответственности, если в результате нарушения ими  правил охраны труда наступили несчастные случаи с окружающими их людьми или  иные тяжкие последствия. Виновное лицо должно отвечать за преступление против здоровья, выразившееся в нарушении ими правил охраны труда11.

 

3. КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

 

В УК РФ ответственность за нарушение  правил охраны труда и техники  безопасности предусмотрена в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» и в главе 24 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

В главе «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» этот состав предусмотрен статье 143 «Нарушение правил охраны труда». Часть 1 статьи 143 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил». Здесь же определено наказание за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Часть 2 этой же статьи УК РФ устанавливает более строгую ответственность за то же деяние, если оно повлекло за собой смерть человека.

Возбуждение уголовного дела по факту  нарушения требований охраны труда  производится прокурором, или судьей при наличии повода и оснований. 
На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые в прокуратуру в обязательном порядке.  
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусмотрена статьями 143 и 215-218 УК РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека согласно статьи 143 УК РФ наказывается штрафом в размере до 200 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового либо лишением свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься.

По части 1 статьи 143 УК РФ к ответственности привлекается виновный, если указанные действия (бездействие) повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Под причинением тяжкого вреда здоровью понимается такое повреждение здоровья человека, которое является опасным для его жизни (проникающие ранения черепа, переломы костей и т.п.) либо повлекло за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть. Под причинением средней тяжести вреда здоровью человека понимается причинение потерпевшему длительного расстройства здоровья (более 21 дня) или наступление значительной стойкой утраты общей трудоспособности менее чем на одну треть (утрата такой трудоспособности от 10 до 33%)12.

По части 2 статьи 143 УК РФ к ответственности привлекается виновный в нарушении правил безопасности или иных правил охраны труда, если такие действия (бездействие) повлекли по неосторожности смерть человека. 
Согласно статьи 26 УК РФ преступлением по неосторожности признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Как видно из текста статьи 143 УК РФ, каждая из двух ее частей предусматривает  ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, разграничение законодатель проводит в зависимости от характера  причиненного вреда. Обе части статьи ссылаются на законодательные акты в области охраны труда, изданные на основе их правила по технике  безопасности, нарушение которых  и представляет собой при определенных условиях уголовно наказуемое деяние.

Нарушение может быть признано в одних случаях преступлением, в других - проступком, в зависимости от характера наступивших или могущих наступить последствий, которые, в конечном счете, определяют степень опасности нарушения и личности нарушителя. То есть если допущенное нарушение не причинило (и не могло причинить) тяжелых последствий, следовательно, это проступок. Оценку нарушения правил техники безопасности дает прежде всего государственный инспектор по охране труда или специализированной инспекции (Ростехнадзор, Росатом).

Анализ практики показывает, что  случаи привлечения должностных  лиц к уголовной ответственности  по статье 143 УК РФ чрезвычайно редки, что объясняется трудностью установить, в каких случаях нарушение, не повлекшее последствий, должно быть признано общественно опасным; когда и какое нарушение могло повлечь за собой несчастный случай с людьми или иные тяжкие последствия.

Главным условием для привлечения  к ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ, является обязательное наличие  трудовых отношений между работодателем (у которого или на производстве которого произошел несчастный случай) и работником (потерпевшим). Судебная практика в решении данного вопроса  идет по пути установления трудовых отношений  между работодателем и лицом, которому был причинен тяжкий вред здоровью или смерть.

В главе 24 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» состав преступления за нарушение правил техники безопасности предусмотрен следующими статьями.

Статья 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ». Данная статья охватывает также те случаи, когда нарушение правил безопасности при ведении горных и строительных работ выражается в несоблюдении общих норм охраны труда или правил пожарной безопасности. Здесь охватывается наступление вредных последствий как в процессе проведения работ, так и в процессе эксплуатации горных объектов, зданий и сооружений в будущем, а также после прекращения их эксплуатации, если смерть человека, причинение вреда здоровью или иные тяжкие последствия наступили в результате нарушения правил безопасности при ведении горных или строительных работ. Часть 1 статьи 216 предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при ведении указанных работ, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью либо причинило ущерб на сумму свыше 500 тыс. руб. 13. По части 2 данной статьи квалифицируется деяние, повлекшее гибель одного человека, по части 3 – двух и более лиц.

Вина  по отношению к наступившим последствиям выступает в форме неосторожности. Субъектом преступления могут быть как должностное лицо, так и  любой другой работник, на которого возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при производстве горных или строительных работ.

Статья 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах». Особенностью этой статьи является установление ответственности не только за наступление, но и за возможность наступления последствий в результате нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах, что объясняется высокой степенью вероятности наступления вредных последствий в результате нарушений правил безопасности на таких объектах.

Под взрывоопасными объектами имеются в виду цеха и установки по производству взрывчатых и взрывоопасных веществ, боеприпасов, места их хранения, а также производства, на которых используются взрывоопасные вещества. К взрывоопасным объектам также относятся предприятия, цеха и установки, на которых в процессе производства создается взрывоопасная среда. Взрывоопасными могут быть как отдельные вещества, так и их смеси, а также выделяющиеся в процессе производства взрывоопасные фракции, не являющиеся взрывоопасными веществами (например, пары жидкого топлива). Нарушения правил обращения со взрывоопасными веществами за пределами взрывоопасных объектов и цехов не могут квалифицироваться по этой статье.

Информация о работе Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда