Уголовная ответственность за похищение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе рассматривается проблема уголовной ответственности за похищение человека. О похищении человека говорится в главе 17 УК "Преступления против свободы, чести и достоинства", которая, в свою очередь входит в раздел VII УК "Преступления против личности".

Содержание

Введение 3
1. Уголовно-правовая характеристика похищения человека 6
1.1. Законодательство России об уголовной ответственности за
похищение человека и состав преступления 6
1.2. Вопросы квалификации похищения человека29
2. Криминологическая характеристика похищения человека 44
2.1. Актуальные судебные ошибки 44
2.2. Лица, совершившие похищение человека, и система профилактики 57
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 1 72
Приложение 2 72

Работа содержит 1 файл

Диплом))).docx

— 103.96 Кб (Скачать)

     В большинстве случаев требования похитителей о выплате выкупа или долга предъявлялись родственникам, друзьям или сослуживцам по телефону, реже - посредством письменного обращения, а еще реже путем личного контакта с близкими потерпевшего, подбрасывания  записок в почтовый ящик или под  дверь, с помощью записанного  на аудио- или видеомагнитофонную кассету  обращения похищенного, и другими  способами. Нередко переговоры ведутся  преступниками из телефонов-автоматов, а также с сотовых телефонов, принадлежащих похищенным. Все это  делается для того, чтобы затруднить поиск самих преступников или  установление места удержания потерпевших.

     Исходя  из социально-правовой природы данного  преступления, можно отметить, что  похищение человека относится к  корыстно-насильственной преступности, и в связи с этим выделить присущие ему тенденции и особенности развития.

     Во-первых, данный вид преступления имеет высокую  латентность. Это обусловлено рядом  причин, в том числе боязнью  родственников и близких за жизнь  и здоровье похищенного. Как показывает анализ судебной практики, одним из требований, выдвигаемых преступниками  при похищении человека, практически  во всех случаях, является предупреждение близких родственников о неразглашении  информации о совершенном преступлении под угрозой применения насилия  к потерпевшему[41]. Кроме того, и после совершения похищения потерпевшие, боясь последующей мести со стороны преступников и не веря в способность правоохранительных органов обеспечить надежную защиту, не стремятся обратиться в милицию за восстановлением нарушенных прав. Поэтому имеющиеся данные уголовной статистики далеко не полностью отражают реальное положение дел.

     Во-вторых, сложность (комплексность) его совершения предполагает, как правило, участие  в нем нескольких лиц, что существенным образом отражается на соотношении  показателей по количеству совершения преступления и числа лиц, его  совершивших.

     В-третьих, существенным обстоятельством является и то, что похищение человека, как состав преступления с момента  его введения в УК РСФСР (1993 г.), практически  не претерпел изменений, однако не следует  упускать из виду тот момент, что  санкции за совершение подобного  рода деяния постоянно изменялись в  сторону увеличения и, несомненно, оказывали  влияние на характеризующие его  статистические показатели.

     Существенную  роль в исследовании социальных и психологических факторов, обусловливающих мотивацию похищения человека, играет ситуация, предшествующая совершению преступления, личностные особенности преступника, его образ жизни, социальный статус, осуществляемая им конкретная деятельность.

     При похищении человека преобладающим  является корыстный мотив, хотя нередко  имеют место случаи, когда похищение  человека является способом разрешения между гражданами конфликтов имущественного характера (возврат ранее выданного  кредита, оплата проданного имущества  и т.д.). Совершение похищения человека с подобного рода мотивом пока не велико, составляя примерно 5-7% от общей массы всех мотивов[42]. В тоже время было бы неверным недооценивать особенность данной мотивации похищения человека, поскольку она свидетельствует о недостаточно эффективном регулировании возникающих между гражданами конфликтов гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

     На  основании вышесказанного можно  сделать вывод, что похищение  людей на современном этапе развития нашего общества характеризуется значительным приростом, преобладанием корыстного мотива, существенным увеличением доли данного преступления в общей  структуре преступлений против свободы, повышением уровня организованности преступников и масштабов распространения. Отмеченные обстоятельства выдвигают борьбу с  похищением людей в число приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов  внутренних дел.

2.2. Лица, совершившие  похищение человека, и система профилактики

     Среди факторов, детерминирующих совершение данного преступления, социально-экономические (падение производительности труда  и объемов производства, поляризация  населения по уровню доходов и  т.п.), социально-психологические (недоверие  потерпевших и их близких к  правоохранительным органам, присущее преступникам чувство безнаказанности  в силу оценки риска и уголовной  ответственности как маловероятного и др.); организационно-правовые (несовершенство законодательной конструкции состава  похищения человека, нечеткое описание в законе условий освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего похищение человека, но добровольно освободившего похищенного, недостатки в деятельности правоохранительныхорганов, муниципальных и арбитражных  судов) и демографические (интенсификация миграции населения, быстрое расширение социальной базы преступности). Существенным фактором, оказывающим влияние на похищение людей, является поведение  жертвы похищения. Результаты анализа  факторов, обусловливающих совершение похищения людей, позволяют:

- обозначить  круг субъектов профилактической  деятельности;

- определить  причины и условия, на которые  непосредственно способны оказать  влияние органы внутренних дел  (выделить приоритетные направления  профилактической деятельности);

- оказать  воздействие на факторы виктимности  и тем самым способствовать  сокращению похищения людей;

- на  основе сложившейся правоприменительной  практики определить направления  оптимизации профилактической деятельности.

а) Среди  лиц, совершивших данное преступление, преобладают лица мужского пола, при  этом значительную долю лиц, привлеченных к уголовной ответственности  по ст.126 УК РФ, составляют лица в возрасте до 25 до 32 лет. Такая тенденция может  свидетельствовать о том, что  одним из путей реализации материальных потребностей молодежи стало активное участие в совершении противоправных действий, в том числе и похищении  людей;

б) Примечательным является также и то, что среди  преступников данной категории не были выявлены лица моложе 16 лет;

в) Среди  этой категории граждан весомый  процент составляют лица, которые  имеют на иждивении несовершеннолетних детей;

г) Значительную долю лиц, совершивших похищение  человека, составляют лица, прибывшие  из стран ближнего зарубежья. Оставшись  у себя на родине без средств к  существованию вследствие массовой безработицы и бедственного положения  национальной экономики, они вынуждены  были искать работу на территории Российской Федерации. Но масштабность этого явления  поставила их в положение дешевой, а часто и вовсе бесплатной, рабочей силы. Ввиду этого они  были вынуждены заниматься похищением людей как криминальным промыслом, который стал основным или дополнительным, но весьма существенным источником доходов;

д) Данную категорию лиц характеризует  относительно невысокий образовательный  уровень;

е) Доминирующим мотивом выступала недостаточная  материальная обеспеченность и корысть;

ж) Значительная доля лиц на момент совершения похищения  человека имела судимость или  ранее совершала иное преступление;

з) Большинство  лиц, осужденных за похищение человека, на момент совершения преступления являлись безработными;

и) Основная масса преступлений совершается  группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. При этом разброс по возрасту и  национальности достаточно велик[43].

     Общесоциальные  профилактические меры не преследуют специальной цели предупреждения похищения  людей, вследствие чего можно сделать  вывод о том, что их реализация в общегосударственном масштабе (например, политические и экономические  преобразования и т.п.) способствуют вытеснению из жизни общества или  уменьшению масштабов других негативных явлений, способствующих развитию преступности.

     В отличие от общесоциальных профилактических мер, специально-криминологические  имеют целенаправленный характер. Они  разрабатываются и осуществляются применительно к различным видам  преступлений и типам преступного  поведения, различным сферам общественной жизни, различным социальным группам, отраслям хозяйства.

     Существует  ряд специально-криминологических  мероприятий, реализуемых органами государства в целях предотвращения похищения людей. К ним относятся:

- повышение  уголовной ответственности за  похищение людей (особенно за  квалифицированные виды);

- проведение  комплексных мероприятий, направленных  на выявление граждан, проживающих  с нарушением правил регистрации;

- выявление  преступных групп, занимающихся  похищением людей;

- изучение  материалов уголовных дел, возбужденных  по ст. 126 УК РФ, и выявление  характерных недостатков в раскрытии  рассматриваемого преступления, включая  подготовку методических рекомендаций  по их устранению;

- введение  в муниципальных органах и  жилищно-строительных кооперативах  учета граждан, подпадающих в  группу риска (одинокие и пожилые  собственники жилья);

- создание  информационного банка данных  о лицах, проходящих по оперативным  материалам и уголовным делам  о похищении людей.

     Этих  специально-криминологических мероприятий  в контексте складывающейся в  данный момент криминологической обстановки явно недостаточно для эффективной  профилактики похищения людей. Именно поэтому существует необходимость  дальнейшей оптимизации профилактики похищения людей и реализации таких дополнительных общепрофилактических и специально-профилактических мероприятий, как:

- проведение  правового обучения граждан, а  именно, распространение посредством  кабельного и центрального телевидения,  через газеты, журналы, и другие  средства массовой информации, направленной  на предупреждение совершения  рассматриваемого преступления;

- дальнейшее  совершенствование уголовного законодательства, содержащего правовую базу борьбы  с похищением людей;

- реализация  государственных мер, направленных  на сокращение криминальных начал  в предпринимательстве и создание  надежной правовой защиты предпринимателей;

- проведение  ежегодных координационных совещаний  руководителей правоохранительных  органов по вопросам взаимодействия  в раскрытии и расследовании  похищений людей;

- проведение  комплекса оперативно-профилактических  мероприятий по выявлению преступных  групп, в составе которых имеются  граждане, проживающие с нарушением  режима пребывания и регистрации;

- создание  надлежащих правовых и организационных  условий для активизации деятельности  муниципальных и арбитражных  судов по рассмотрению споров, предметом которых являются заемные  обязательства.

     Среди мер профилактики похищения человека общесоциального уровня, вероятно, будет необходимым принять на федеральном уровне документ, где  бы излагались основные направления  государственной национальной политики Российской федерации на Северном Кавказе, что в известной мере должно помочь в нейтрализации причин основных противоречий и угроз национальной безопасности России, которые связаны со сложившейся крайне сложной ситуацией на Северном Кавказе. Среди главных угроз отмечается стремление к форсированному созданию квазигосударственных образований, в том числе с использованием религиозных мотивов - прежде всего исламского фактора и методов ведения захватнических войн, как это имело место в августе-сентябре 1999 года в Дагестане.

     Не  менее важна своевременная борьба и с такими угрозами национальной безопасности, как использование  национально-этнического фактора  в политической борьбе; активизация  незаконных вооруженных формирований, учитывая, особенно, что в регионе  скопилось огромное количество оружия, которое в связи с указанными событиями в Дагестане, значительно  возросло,

Информация о работе Уголовная ответственность за похищение человека