Уголовно правовые средства борьбы с наркотизмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ уровня проведения современных мероприятий, направленных на противодействие наркопреступности и наркотизму; изучение отвечающей нынешним требованиям разработанной теоретической базы для совершенствования уголовного законодательства по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и повышения эффективности правоприменительной практики в сфере уголовно-правовой борьбы с наркопреступностью.

Работа содержит 1 файл

курсовая уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом..doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Выступает составляющей рассматриваемой политики и установление иных мер уголовно-правового характера (в частности, принудительных мер медицинского характера и реабилитационных мер) в отношении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ и совершающих на этой почве преступления, как связанные с незаконным оборотом наркотиков, так и иные. По-мнению ряда ученых представляется необоснованным исключение из ч. 1 ст. 97 УК РФ указания на такую категорию граждан, к которой могут быть применены принудительные меры медицинского характера, как наркоманы. В специальной литературе уже обращалось на это внимание и приводились необходимые аргументы.

Содержание уголовно-правовой политики противодействия наркотизму образуют также исполнение уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера в отношении лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, или иные преступления на почве немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ; исправление лиц, совершивших названные преступления; социальная адаптация (ресоциализация) лиц, отбывших наказания за эти посягательства (в первую очередь лиц, страдающих наркотической зависимостью).

И последним компонентом рассматриваемой политики является разработка и внесение корректив в уголовное законодательство в части регламентации вопросов уголовно-правового противодействия наркотизму на основе оценки происходящих изменений как в этом явлении, так и в системе условий социальной жизни общества в целом.

Так, в 2004 году вступили в силу поправки к Уголовному кодексу Российской Федерации, касающиеся преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков позволит снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в "наркотических" и связанных с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с ними реабилитационных мероприятий.

Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков включает две составные части:

а) общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов; специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств; распространение разнообразных предметов агитационного характера (рекламок, буклетов, листовок и т.п.); проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящихся в "зоне риска" (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.); обеспечение согласованных усилий субъектов, на которые возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с преступностью данного вида; устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров);

б) индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений.

Индивидуальное предупреждение злоупотреблений наркотическими средствами и преступлений на этой почве осуществляется в следующих направлениях:

«- выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению на этой почве преступлений;

- устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения;

- устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению ими наркотиков;

- осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных на этой основе к правонарушающему поведению;

- осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения правонарушающего поведения с их стороны»[22].

Особого внимания заслуживает и проблема предупреждения организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наркобизнесом. Речь идет о контрабанде и подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой сфере. Здесь нередко действуют хорошо законспирированные, обладающие значительными средствами криминальные сообщества с четко определенной внутренней структурой, распределением сфер влияния и функций, с широко разветвленными межрегиональными, а иногда и международными связями, использующие для доставки и сбыта наркотиков тайники и пароли, обеспечивающие их охрану и противодействие правоохранительным органам, физическое устранение конкурентов и отступников и т.д. Поэтому предупреждение наркобизнеса, организованных форм преступности является наиболее сложной проблемой. Пресечение преступлений этой направленности - наиболее апробированное средство противодействия наркопреступности. Важное значение здесь имеет взаимодействие и другие формы сотрудничества, прежде всего международного, правоохранительных органов разных государств в ликвидации каналов поступления наркотиков, в усилении пограничного и таможенного контроля. Международное антинаркотическое сотрудничество Российской Федерации строится на противодействии нелегальному обороту наркотиков, основными составляющими которого являются незаконное производство, перевозка, распространение и торговля, а также злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами.

Особую роль в противодействии наркоугрозе как в ее внутреннем, так и глобальном измерении призвана сыграть Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Федеральная служба проводит активную работу по расширению рабочих контактов и развитию сотрудничества как с международными антинаркотическими структурами, так и с компетентными органами иностранных государств, а также осуществляет деятельность по исполнению целевых программ в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ в рамках соответствующих региональных структур.

В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и активно работают координационные советы по профилактике наркомании, разработаны и реализуются региональные антинаркотические программы. Так, Законодательная Дума Хабаровского края приняла закон Хабаровского края «О краевой целевой программе "Комплексные меры противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков на 2007 - 2010 годы" № 87 от 20 декабря 2006 года. Основными задачами программы являются «развитие и укрепление системы межведомственного взаимодействия в организации профилактики и противодействия наркомании и наркопреступности; совершенствование системы профилактики наркомании среди детей и подростков; совершенствование антинаркотической пропаганды и просвещения; совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача; уничтожение сырьевой базы для производства наркотиков»[23].

В стране созданы и действуют тысячи различных фондов, общественных организаций, работа которых связана с профилактикой наркомании, социальной и медицинской реабилитацией наркозависимых граждан, антинаркотической пропагандой.

Однако общество и государство вряд ли могут быть довольны достигнутыми результатами, и в особенности складывающейся наркоситуацией. Неудовлетворенность существующим положением обусловили поиск новых правовых и организационных форм противодействия незаконному обороту наркотиков и совершения соответствующих преступлений; внесение изменений в действующее уголовное законодательство, а также помимо создания в начале 2003 г. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, на которую возложена координация усилий всех государственных органов, международных и национальных общественных организаций в решении этой сложной задачи (обеспечение контроля за оборотом наркотиков; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесённых к подследственности ФСКН России; координация деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков; создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту), образование Государственного антинаркотического комитета Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов" (в ред. Указов Президента РФ от 07.10.2008 N 1445,от 07.10.2008 N 1450, от 07.12.2008 N 1736).

В средствах массовой информации и юридической литературе многократно обращалось внимание на рост наркомании. Растут и масштабы незаконного оборота наркотиков. Развитие и совершенствование уголовно-правовой политики в сфере борьбы с наркоманией и наркотизмом помогут, по мнению ученых, остановить этот негативный процесс и усилить борьбу с этим исключительно опасным явлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в современный период развития нашего государства наркоситуация продолжает оставаться крайне сложной. Перед российским обществом стоит вопрос искоренения или по крайней мере минимизации распространения потребления наркотиков. Немалые надежды в этом смысле возлагаются на право как один из действенных механизмов общественного поведения.В этом смысле основное внимание необходимо уделить содержанию уголовного закона, закрепляющего составы наркопреступлений. По мнению А. Аксенкина, одной из проблем ответственности за преступления, предусмотренные ст. ст. 228 - 232 УК РФ, является неэффективность наказания и несоответствие современной обстановке действующих уголовно-правовых норм.

В связи с этим он считает, что в первую очередь необходимо изменить признаки субъекта наркопреступлений: снизить возраст наступления уголовной ответственности по ст. ст. 228 и 228.1 УК РФ до 14 лет и внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 20 УК РФ.

Также следует отказаться от понятий "крупный размер" и "особо крупный размер" применительно к ст. 228 УК РФ, устанавливать уголовную ответственность за любое количество вещества, признанного наркотическим. Для указанного и для других составов "особо крупный" и "крупный" размер считать соответственно квалифицирующим и особо квалифицирующим признаками.

Так же представляется абсолютно верным точка зрения А. Аксенкина, что «в решении проблемы распространения наркомании следует идти по пути ужесточения уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками. В данном вопросе наиболее удачное решение принадлежит израильским законодателям. Целесообразно ужесточить, по примеру израильского законодательства, ответственность до наиболее высокого предела». При осуждении лица за совершение преступления, связанного с наркотиками, следует отказаться от условного осуждения, амнистии. В то же время ответственность за потребление наркотиков можно устанавливать только для лиц, отказавшихся пройти курс лечения и реабилитации. Также следует обратить внимание на необходимость восстановления института принудительных мер медицинского характера для наркоманов. Одной из мер принудительного медицинского характера является принудительная госпитализация. Здесь особенно трудно соблюсти баланс между правом больного быть свободным и обязанностью государства по охране жизни и здоровья граждан, но в данном случае следует учесть, что наркоманы сами по себе представляют угрозу жизни и здоровью граждан, так как в силу своего нервно-психического состояния, особенно в период наркотического голодания, являются потенциальными преступниками, способными пойти на любое преступление для получения денежных средств на приобретение наркотиков. Также  в целях совершенствования государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании необходимы: приоритетное финансирование Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»; увеличение штатной численности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с наркобизнесом, в соответствии с разработанными ими предложениями; осуществление необходимых мероприятий по оборудованию и войсковому прикрытию границ Российской Федерации; выработка комплекса политических и экономических мер при поддержке мирового сообщества по воздействию на правительства «стран-экспортеров» в целях ограничения производства наркотиков. В сложившейся ситуации важны любые усилия, как отдельных правоохранительных органов, так и совместные действия всех государственных и общественных организаций, направленные на пресечение наркомании и наркобизнеса. Более того, для борьбы с этими страшными явлениями XXI в. жизненно важно объединение сил и средств не только в рамках отдельных государств, а концентрация воли всего мирового сообщества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (ред. 30.12.08) // Информационно-правовая система КонсультантПлюс.

2. О наркотических средствах и психотропных веществах - федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ  (ред. 25.11.08)/

3. «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» - постановление Правительства РФ  от 30.06.1998 № 681 (ред. от 04.07.2007)//

4. "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" - постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 (с изменениями от 8 июля 2006 г.) /

5. «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества» - постановление Правительства РФ от 03.09.04 № 454/

6. «О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"» - постановление Правительства РФ от 13.09.05 г. № 561

7. "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов" - указ Президента Российской Федерации  (в ред. Указов Президента РФ от 07.10.2008 N 1445,от 07.10.2008 N 1450, от 07.12.2008 N 1736)/

8. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14  // "Российская газета" от 28 июня 2006 г. N 137.

9. «О краевой целевой программе "Комплексные меры противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков на 2007 - 2010 годы" - закон Хабаровского края от 20 декабря 2006 года № 87 «О краевой целевой программе "Комплексные меры противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков на 2007 - 2010 годы" /

10. Надзорное определение ВС РФ от 21 декабря 2006 года N 5-Д06-112.

11. Надзорное определение ВС РФ от 20 июня 2006 года N 31-Д06-11.

12. Надзорное определение ВС РФ  от 8 декабря 2008 г. N 2-Д08-14.

13. Постановление Президиума ВС РФ от 5 декабря 2007 г. N 302П07.

14. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ /под ред.К. Чучаева. «Контракт», Инфра-М, 2009.             

15. Кадников,В. Уголовное право России. Общая и особенная части: Учебник для вузов. Городец, 2006.

16. Кругликова, А. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов. Волтерс Клувер, 2008.

17. Маков, С. Криминология: Учебник для вузов. Юстицинформ, 2006.

Информация о работе Уголовно правовые средства борьбы с наркотизмом