Уголовное наказание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

целью данной дипломной работы является изучение исторического развития, понятия, признаков и целей угоовного наказания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть понятия и признаки раскрыть признаки наказания
2.раскрыть признаки наказания
3.определить цели наказания

Содержание

Введение

Глава I.

1.История развития наказания
2.Понятие наказания
Глава II.

1.Признаки наказания
2.Цели наказания
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

наказание.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Раскрывая содержание ст. 20 «Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». И.С.Ной отмечал три положения, закрепленных в этой статье: «... во-первых, в ней содержится определенная информация о наказании как социальном институте; во-вторых, определяется результат, который должен быть достигнут при применении наказания и, в-третьих, определяются целенаправленность и характер деятельности по достижению указанного результата».

     Перечень  наказаний, предусмотренных Основными  началами 1924 года неоднократной дополнялся. Так, в 1936 году судам было предоставлено право применять к лицам, совершившим наиболее опасные преступления, лишение свободы в виде заключения в тюрьму.

     Основные  начала характеризовались системой наказаний, сложившийся в условиях жесткой репрессивной политики (которая  началась отнюдь не в 1937, а непосредственно в 1917 году), культа личности и классовой борьбы и не могла отвечать новым требованиям, сложившимся после смерти Сталина. Поэтому в 1958 году были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые внесли в нее существенные изменения. Так, из нее были исключены объявление врагом трудящихся, удаление из пределов СССР, лишение избирательных прав. После этого система наказаний включала в себя следующие виды (ст.21): лишение свободы, ссылка, высылка, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания. Для военнослужащих предусматривалось также заключение в дисциплинарный батальон. Смертная казнь как исключительная мера наказания предусматривалась вне системы наказаний. Основы 1958 года предусматривали для республик возможность устанавливать иные виды наказания. В Уголовном кодекс 1961 года, кроме уже перечисленных видов, предусмотрены были также увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред (пп.  5,6 ч.1 ст. 21).

     Таким образом, уголовной законодательство содержит точный и исчерпывающий  перечень видов наказаний, которые  суд может назначить лицу, совершившему преступление. Применение наказаний, не предусмотренных уголовным законом, недопустимо.

     Основные  принципы и цели наказания были заложены еще в советский период и в  настоящее время в теории уголовного права не произошло в это направлении серьезных изменений, чего нельзя сказать о системе и отдельных видах наказаний.

     В новом Уголовном кодексе Республики Казахстан эти принципы учтены и перечень видов наказаний существенно изменился по сравнению с законодательством, действовавшим в прошлом. Одни из видов наказаний были сохранены, от других законодатель отказался. Кроме того, вполне обоснованно введены в систему новые виды уголовных наказаний - общественные работы, ограничение свободы и др. Изменены наименования некоторых видов наказаний и, соответственно, изменено их содержание. Вместо лишения воинского или специального звания - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чипа, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград; вместо исправительных работ без лишения свободы - исправительные работы. Наказание в виде направления в дисциплинарный батальон заменено содержанием в дисциплинарной воинской части.

     Смертная  казнь включена в общий перечень видов наказаний.

     Исчерпывающий перечень уголовных наказаний, предусмотренных статьей 39 УК, содержит в себе: штраф; лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью; привлечение к общественным работам; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; смертная казнь; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград; конфискация имущества. Применение наказаний, не предусмотренных законом, недопустимо.

     Из-за низкой эффективности и нецелесообразности в новом Уголовном кодексе  отсутствуют такие виды наказаний, как общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред, ссылка, высылка, увольнение от должности, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, лишение родительских прав, которые имели место в Уголовном кодексе 1959 года.

     Ранее не предусматривался специальный перечень видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Теперь же, согласно статье 79 УК лицам, совершившим преступления до 18-ти лет, могут применяться только следующие виды наказаний: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; привлечение к общественным работам; исправительные работы; арест; лишение свободы.

     По-новому построена система наказаний  в новом УК: они (виды наказаний) перечисляются от менее строгого к более строгому. Это находит свое соответствие с принципом уголовного права - экономного использования карательных средств при наказании преступника.

     Система наказаний в казахстанском уголовном  законодательстве не знает таких  их видов, как позорящие человека: телесные, калечащие и некоторые другие неприемлемые для цивилизованного общества виды наказаний. Статья 17 Конституции Республики Казахстан, гласит:

     «1. Достоинство человека неприкосновенно.

     2. Никто не должен подвергаться  пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое  достоинство обращению или наказанию».

     Поэтому в законе предусмотрен ряд ограничений при применении наказания к несовершеннолетним, женщинам, находящимся в состоянии беременности, женщинам, имеющим на иждивении грудных и малолетних детей.

     Виды  наказаний различаются по своему содержанию, способу воздействия па осужденного и тяжести {карательным свойствам). Непосредственно в законе устанавливаются также обязательные для судов условия, пределы и порядок применения отдельных наказаний, что способствует обеспечению соблюдения принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации наказания, законности при назначении наказания и в конечном итоге реализации уголовной политики в борьбе с преступностью. 

    1.2. Понятие наказания 

    Важным  инструментом в уголовном праве является институт наказания. Для каждой общественно-экономической формации понятие наказания было неоднозначным. На начальных этапах формирования понятия наказания оно признавалось как специфическая мера  устранения и возмездия. Так сформировался обычай  Талиона («око за око», «зуб за зуб»).

    Многие  философы, политологи, юристы разрабатывали  вопросы наказания в своих научных трактатах. Наиболее значимым исследованием наказания явился научный трактат Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», написанный в 1764 году и не утративший своего значения и в наши дни.

    В период развития теории естественных прав человека, появились гуманистические начала в наказании. Личность человека и его жизнь приобретали большую значимость и ценность. Это способствовало внедрению критерия индивидуализации наказания. Современное государство демократического характера, претендующее на статус «правового» признает в своем уголовном законодательстве, что наказание должно быть индивидуальным, справедливым и гуманным.

    Конституцией  Республики Казахстан провозглашается  высшей ценностью – человек и личность. Однако это не означает, что ущемлять права человека нельзя. Наказание и преступление неразрывно связанные понятия, первое невозможно без второго. Наказание, как обязательная реакция за совершенное преступление безусловно ущемляет права человека, ограничивая их в объеме.

    Правовое  наказание выступает не как индивидуальная реакция на злодеяния, а как выражения своего рода договора людей в обществе, который они устанавливают для поддержания стабильности в общественной жизни в соответствии с имеющимися представлениями о добре и зле. Право, фиксируя в обществе границы для проявления индивидуальной воли, определяет меру виновности и наказания в зависимости  от расхождения индивидуальных поступков с общими представлениями о должно-дозволенном поведении. Таким образом, наказание в отличии от места является общественно-обусловленным следствием преступления, что и определяет момент необходимой связи наказания с преступлением, их внутреннее единство.1

    В борьбе с преступностью уголовное  наказание  пока остается  одной  из основных форм реагирования. Вот  почему важен продуманный и дифференцированный подход к избранию меры  уголовного наказания за совершаемые преступления. В борьбе с преступностью  государство прибегает к использованию многих методов и мер: социально-экономических, организационно-управленческих, правовых и других. Одной из наиболее важных распространенных, необходимых правовых мер является наказание.

    Наказание – как мера государственного принуждения, имеющая свои специфические особенности и стоящие перед ней цели, призвано охранять от различного рода преступных посягательств права, свободы и законные интересы юридических лиц, общественный порядок и безопасность, окружающую среду, конституционный строй и территориальную целостность Республики Казахстан, мир и безопасность человечества.

    При всем многообразии вопросов, решаемых в ходе создания и применения уголовного закона, два вопроса являются центральными: на чем основывается уголовная ответственность, т.е. за что следует наказывать и от чего зависят размеры ответственности, т.е. как наказывать.

    Важно отметить, что развитие уголовного законодательства проявляется в  значительной мере    в изменениях составов преступлений и санкций.  Можно даже утверждать, что интенсивность криминализации может быть определено обозначено с изменениями видов и размеров  наказания.

    Следует отметить особую значимость уголовного права.

    Некоторые из функций специфичны  только для  уголовного права: прежде всего охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими функциями уголовного права и уголовного наказания есть определенная связь. Так, в частности, уголовное наказание способствует реализаций такой специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция, - общее и специальное предупреждение преступления.

    В отличие от института уголовной  ответственности в юридической  литературе  теоретические проблемы уголовного наказания разработаны более обстоятельно. Они достаточно полно и всесторонне отражены в учебниках и курсах по уголовному праву.

    Институт  уголовного наказания способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (общее  и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права.

    Вопрос  об эффективности уголовного права  в значительной мере  сводится к вопросу об эффективности  уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.

    Меры  государственного принуждения разнообразны.

    Уголовное наказание – одно из наиболее значительных мер государственного принуждения. Об этом свидетельствует исторический опыт. Так, Чезаре Беккариа в трактате «О преступлениях и наказаниях » писал, что «только законы могут устанавливать наказание за преступление, и власть их издания может принадлежать только законодателю….  Никакой судья не может, не нарушая справедливости, устанавливать наказания для других членов общества. Несправедливо наказание, выходящее за пределы закона, так как оно явилось бы другим наказанием, не установленным законом».1

    Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действующий Уголовный Кодекс Республики Казахстан закрепил на уровне закона  «принцип законности», где определено, что «преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом».

    Тест  ст. 38 действующего УК РК гласит «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении  преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишений об ограничении прав и свобод этого лица».

    По  мнению Н.О. Дулатбекова, наказание  – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание  применяется к лицу признанному виновным в совершении  преступления, и заключается в предусмотренном Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другим лицом. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание 3.

Информация о работе Уголовное наказание