Уголовное право ВКЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей уголовного права ВКЛ. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: охарактеризовать общие положения уголовного права ВКЛ; рассмотреть классификацию преступлений; изучить особенности наказания по статуту ВКЛ 1588 года. Объектом исследования в данной курсовой работе является уголовное право ВКЛ, предмет – преступления и наказания по уголовному праву ВКЛ.

Содержание

Введение………………………………………………………................... 3
1 Общие положение уголовного права ВКЛ……………………………. 5
1.1. Понятие и состав преступления……………………………...………. 5
1.2. Основания освобождения от уголовной ответственности……..… 12
2 Классификация и виды преступлений……….…………………………. 13
3 Наказания по статуту ВКЛ 1588 года…………………………….……. 20
Заключение…………………………………………………………………. 29
Список использованных источников……………………………………. 31

Работа содержит 1 файл

уголовное право ВКЛ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Содержание

   
Введение………………………………………………………................... 3
1 Общие положение уголовного права ВКЛ……………………………. 5
    1. Понятие и состав преступления……………………………...……….
5
    1. Основания освобождения от уголовной ответственности……..…
12
2 Классификация и виды преступлений……….…………………………. 13
3 Наказания по статуту ВКЛ 1588 года…………………………….……. 20
Заключение…………………………………………………………………. 29
Список  использованных источников……………………………………. 31
 

 

Введение 
 
 

     Законодательство  Великого княжества Литовского значительное внимание уделило уголовному праву, направленному в основном на защиту жизни, здоровья и имущества феодалов, которые пользовались правом судить и наказывать зависимых от них людей. Узаконенное право феодалов судить зависимых от них людей привело к тому, что помещик мог расправиться с простыми людьми, основываясь только своими желаниями и прихотями, а не нормами права. Поэтому говоря о феодальном уголовном праве, надо понимать его ограниченный характер применения.

     В зависимости от характера преступной деятельности и её последствий преступления делились на преступления против здоровья, имущества и личной неприкосновенности и преступления, которые носили противоправный и общественно опасный характер.

     Во  второй половине XVI в. в Беларуси уже  было хорошо разработанное уголовное право. В статуте 1588 года наравне со старыми нормами уголовного права были отражены новые положения, которые отражали начало зарождения буржуазного права.

     Система Статута была составлена так разумно, что в его были включены нормы  государственного (конституционного) права, чего в то время не было ни в одному европейском государстве, административного, военного, судо-процессуального, брачно-семейного и опекунского, государственного, наследственного, земельного, лесного и охотничьего, уголовного.

     В этом законодательном акте отобразились государственно-правовые идеи того времени  и даже те, что опережали время, выявилась богатая правовая культура белорусского народа, ведь составлен  он был на белорусском языке и  правовая лексика была положена в  его основу.

     Целью данной курсовой работы является изучение особенностей уголовного права ВКЛ.

     Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Охарактеризовать общие положения уголовного права ВКЛ;
  2. Рассмотреть классификацию преступлений;
  3. Изучить особенности наказания по статуту ВКЛ 1588 года.

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является уголовное право ВКЛ, предмет  – преступления и наказания по уголовному праву ВКЛ.

 

      1 Общие положение  уголовного права  ВКЛ 

     1.1 Понятие и состав преступления 

     Впервые Судебник Казимира 1468 г. на первый план выдвинул противоправность деяния: преступник совершил «проступку», «над правом сягнул», т. е. нарушил правовую норму. Несколько  отступая от этого, Статут 1529 г. рассматривает  преступное деяние прежде всего как «кривду», а преступника - как «шкодника». Статут 1588 г. первостепенное значение при­дает противоправности преступления, его общественной опасности, обращая внимание на постыдность криминальных деяний и их греховность. Законодатель много раз повторяет, что преступление является «общевредным» и «общеопасным», а поэтому преступник должен быть пойман и наказан за свои «злые вчинки» и «свовольства». Это станет возмездием за совершенные преступления для него и устрашением - для других.

     Из  содержания норм Статута следует, что преступление - это не только «кривда» для потерпевшего, но и «шкода» государственная. Однако, нарушив закон, злоумышленник, прежде чем понести наказание, должен предстать перед судом, т. к наказание является институтом государственным. Употребляя в отношении криминального деяния термины «проступка», «выступ», законодатель имеет в виду, как правило, нарушение «уставы государя», т. е. правовой нормы [5].

     Термин  «кривда», употреблявшийся чаще всего  в древние времена, обозначал  прежде всего посягательства на блага и интересы частных лиц. Сущность «кривды» в ряде случаев исчерпывается заключающимся в ней имущественным ущербом, а последствия ее ограничиваются компенсацией потерпевшему за убытки. Даже в первом Статуте ВКЛ прежний взгляд на преступление как на вред, причиненный частному лицу, имел место только применительно к незначительным правонарушениям. В отношении более тяжких проступков к понятию вреда (ущерба) присоединяется элемент вторжения в сферу субъективных частных прав. В связи с этим «укривжоный» кроме компенсации за вред должен получить удовлетворение в виде возмещения убытков в двойном размере («шкода совито», «грабеж з навязкой») или же в виде особых штрафов («вина», «гвалт»).

     Посягательства  на блага и интересы всего общества носили название «шкода посполитая». Так, нанесение побоев во время судебного заседания являлось «кривдой» в отношении потерпевшего и «шкодой» в отношении общества (оскорбление судебного места).

     Закон часто именует «гвалтом» как  само преступление, в первую очередь разного рода самоуправные действия относи­тельно чужого имущества, так и одну из характерных его черт, адекватную современному понятию «насилие». Употребляемые законодателем термины «гвалтовне», «гвалтовным обычаем» не разъясняются, как общеизвестные. Из содержания же артикулов можно заключить, что они означают применение к потерпевшему физического или психического принуждения [6].

     Термин  «вина» известен с древности, однако и он имел различные значения, соответствуя в отдельных случаях современному понятию вины или преступления, заменяя слово «ответственность», а нередко - означая вид наказания (штраф, денежная компенсация и пр.). В статутовом законодательстве, подчеркивая общественный характер преступного деяния, законодатель употребляет термины «господарская вина», «вина разбойная», «вина злодейская», «кровавая».

     Для раскрытия определенных характерных  черт преступления иногда употребляются  термины «учинок», «злочинство». При  этом законодатель отграничивает от простого «учинка» «горячий учинок», т. е. преступление, после совершения которого не истекли 24 часа. Иногда в законе употребляется термин «злодейство», т. е. злое (плохое) дело. Применялся этот термин для обозначения посягательств на имущественные права. Законодатель данную категорию преступных деяний сгруппировал в одном разделе Статутов «О злодействе всякого стану».

     В качестве субъектов преступления могли  выступать как виновный человек, так и группа лиц, которые отвечают за чужое преступление. Коллективная ответственность целой группы (семьи, деревни, города) была удобным средством принуждения к повиновению феодально-зависимых людей, установления среди них круговой поруки, давала возможность заставить всех следить за поддержанием порядка или отвечать за него. Вместе с тем в правовых актах делались попытки ограничить ответственность за чужую вину и оглашался принцип персональной ответственности только виновного лица [6].

     На  практике право о ограниченной ответственности  за чужую вину в отношении к  простым людям, особенно феодально-зависимых, часто не применялось. Так, когда след преступника приводил в какую-нибудь деревню, то её жители должны были найти и выдать его или возместить все нанесенные им убытки и выплатить судебные штрафы. Коллективная ответственность широко применялась за государственные, антифеодальные и религиозные преступления. Известен случай, когда за убийство униатского архиепископа в городе Витебске все жители города были наказаны ликвидацией органов самоуправления, на них были возложены дополнительные налоги и повинности, 100 человек были приговорены к смертной казни. Колокол городского веча был снят, здание ратуши разрушено, должна была быть разрушена и соборная церковь.

     Субъектом преступления признавался только человек. За ущерб, причиненный животным, отвечал  её хозяин. Лица психически больные, чаще всего, к уголовной ответственности не привлекались, но должны были быть под замком.

     В некоторых случаях от ответственности  освобождались лица, которые совершили  преступление «по глупости».

     Освобождались от уголовной ответственности и лица, которые не достигли определённого возраста. В Статуте 1566 года предусматривалось, что уголовная ответственность наступает после 14 лет, а согласно Статута 1588 года – после 16 лет.

     В зависимости от объекта преступления в феодальном праве можно поделить на следующие группы:

     - государственные;

     - против осуществления власти  и правосудия;

     - военные;

     - против христианской религии  и церкви;

     - против морали;

     - против жизни, здоровья, чести  человека;

     - имущественные преступления;

     - преступления слуг и феодально-зависимых людей против помещиков [3].

     Согласно  Статута 1588 года наказание определялось в зависимости от ступени участия  лица в преступлении. Отличалось простое  соучастие, при котором все соучастники  били исполнителями преступления, и  сложное соучастие, в котором одни действовали как подстрекатели, другие – как исполнители, третьи – как соучастники.

     Соучастниками считались лица, которые помогали преступникам советами или лошадьми, оружием, людьми или деньгами. Насчитывалось  несколько видов подстрекательства. Уголовную ответственность вместе с убийцами нес и тот, «з направы чыее» было совершено преступление. Подстрекателем признавался и феодал, который направил зависимых от себя людей на преступление. Подстрекатель психически больных (невменяемых) лиц рассматривался как непосредственный исполнитель.

     Не  считался соучастником преступления и  подлежал уголовной ответственности  слуга помещика, который сопровождал  его при нападении на чужой  дом и ранил или убил кого-нибудь во время защиты своего господина. Эти нормы были направлены на защиту интересов крупных помещиков, которые имели при себе слуг и охранников, которые обязаны были исполнять все приказы помещика, не боясь уголовной ответственности за преступления. Сами помещики, когда их привлекали к уголовной ответственности за преступную деятельность своих слуг, могли избежать наказания или отделаться денежными штрафами [3].

     Наказание виновных лиц решалось по разному  в зависимости от классовой и  сословной принадлежности как потерпевшего, так и преступника. Когда был убит шляхтич несколькими шляхтичами и все они были признаны виновными, то карался смертью только один, по выбору обвинителя (истца, остальные осуждались к тюремному заключению и выплаты «головщины». Если шляхтича убили простые люди, то смертная казнь ожидала всех, сколько бы их не было, и только в случае убийства в драке количество простых людей, которые подлежали наказанию смертью, ограничивалось тремя лицами.

     Прогрессивным явлением в уголовном праве XVI века было введение ответственности шляхты за убийство простого человека. Однако процессуальный порядок установления вины шляхтича в таком преступлении был настолько сложным, что доказать его виновность часто было просто невозможно, в связи с чем и само преступление могло остаться безнаказанным. Вместе с тем, тот факт норм уголовного права, направленный на защиту жизни простых людей от своевластия представителей привилегированных сословий имел значительное значение. Эта норма так же свидетельствует про некоторый прогресс в развитии уголовного права и воздействия на него влияния идей гуманизма. В этой части уголовное право ВКЛ опережало право многих европейских стран.

     В тех случаях, когда суд не в  состоянии установить степень виновности лица в драке при отсутствии свидетелей, вопрос виновности решался путем жребия или присяги. Если перед началом драки или во время её кто-нибудь потушил свечу и нельзя было установить виновного в нанесении ранений из-за темноты, то отвечало лицо, которое потушило свечу [2].

     Все эти примеры свидетельствуют  о том, что законодательство стремилось предусмотреть не только разные формы вины, но и те случаи, когда её практически было очень тяжело или даже невозможно установить и назвать виновное лицо. Для правильного определения вины суд должен был выявлять причинную связь между деянием виновного и последствиями.

     Криминальные  нормы Статута не охватывали всех видов наказаний, поэтому феодал, который совершал суд над зависимым  населением, мог применять наказания, не предусмотренные законом или  даже обычным правом. Существовала также своеобразная система наказаний в церковных судах.

     В государственных судах наиболее часто применялись следующие  наказания:

     а)имущественные  наказания, конфискация и штрафы;

Информация о работе Уголовное право ВКЛ