Уголовное право ВКЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей уголовного права ВКЛ. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: охарактеризовать общие положения уголовного права ВКЛ; рассмотреть классификацию преступлений; изучить особенности наказания по статуту ВКЛ 1588 года. Объектом исследования в данной курсовой работе является уголовное право ВКЛ, предмет – преступления и наказания по уголовному праву ВКЛ.

Содержание

Введение………………………………………………………................... 3
1 Общие положение уголовного права ВКЛ……………………………. 5
1.1. Понятие и состав преступления……………………………...………. 5
1.2. Основания освобождения от уголовной ответственности……..… 12
2 Классификация и виды преступлений……….…………………………. 13
3 Наказания по статуту ВКЛ 1588 года…………………………….……. 20
Заключение…………………………………………………………………. 29
Список использованных источников……………………………………. 31

Работа содержит 1 файл

уголовное право ВКЛ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     В этом разделе «О судьях» законодатель пытается предусмотреть все случаи уголовно наказуемых деяний, в связи  с чем доходит иногда до курьезов. Так, в объективную сторону сопротивления возному включается даже принуждение последнего проглотить доставленные им судебные повестки и другие судебные «листы», а также вырывание бороды и усов возного, подрезание хвоста его лошади (р. IV, арт. 11). Кроме того, ряд деяний, которые законодателем XVI в. на­зываются преступными, в современном праве относятся к дисциплинарным правонарушениям.

     Убийство («забийство», «мужобойство»). В Статутах объективная сторона преступления выражена словами: «забил», «яким обычаем  о смерть приправил», «струл» и т.д., с указанием времени или места, способа со­вершения и пр. Степень ответственности преступника зависела от степени вины (умысел, неосторожность), мотива (ненависть, дерзость и пр.), цели (убить, завладеть имением и пр.), места совершения (на княжеском дворе, на дороге и пр.), социального положения преступника и потерпевшего и ряда других обстоятельств. Закон различает простое убийство, убийство с отягчающими вину обстоятельствами и убийство со смягчающими вину обстоятельствами [2].

     Причинение телесных повреждений. Статутовый уголовный закон не содержит описания объективной стороны данного вида преступлений, а только указывает: «збил», «зранил», «утял», «урезал» и пр. По степени тя­жести телесные повреждения можно разделить на тяжкие, менее тяжкие и легкие, хотя сам законодатель не употребляет эти термины. В наиболее разработанном в этом плане Статуте 1588 года говорится о членовредительстве («охроменьи», «вытятье або выбитье члонку»), причинении ранений («ран значных», «значных и шкодливых», «обличных на твари», «крвавых в голове» и др.) и нанесении побоев.

     Посягательства  на честь и достоинство личности. Объектом данного вида преступного  посягательства являлась честь лица, принадлежащего к классу феодалов, включая духовенство и лиц, принявших  католичество и приравненных к шляхте. Деяние признавалось преступным только тогда, когда было направлено против особ «шляхетского стану».

     Имущественные преступления. В зависимости от непосредственного  объекта посягательства закон различал посягательства на движимое имущество (домашние вещи, скот, деньги, драгоценности и пр.) и посягательства на недвижимость (имения, земли и др.).

     К преступным посягательствам на движимое имущество законодатель относит: наход  или наезд, разбой, грабеж, кражу, присвоение или повреждение чужого имущества и незаконное пользование им.

     Наход или наезд - пешее или конное нападение на шляхетские дома, усадьбы, церковь и др., сопряженное с по­вреждением или захватом имущества и насилием над личностью.

     Разбой  - посягательство на имущество, сопряженное с насилием над личностью («злупил и розбил»). В отличие» от находа и наезда, где преобладающим элементом являлось насилие над личностью, ущемление ее прав и свобод, в разбое преобладал элемент имущественного посягательства.

     Грабеж - открытое нападение на людей или их жилище с целью завладения имуществом.

     Термин  «грабеж» употребляется законодателем  в смысле овладения имуществом, причем различается: «правный врядовый грабеж»  - завладение имуществом на основе судебного постановления; самовольный грабеж - самовольное изымание долга по имущественным обязательствам; противоправный грабеж - преступное посягательство на чужое имущество. Последний вид грабежа законодатель четко не отграничивает от разбоя, т. к. в объективную сторону деяния включает иногда и насильственные действия. Отличительными признаками считаются: отсутствие причинения вреда здо­ровью и место совершения преступления, т. к. совершение преступления «на дорозе» выступает обязательным признаком для квалификации разбоя и случайным - по отношению к грабежу.

     Кража - завладение чужим имуществом «злодейским таемным обычаем». Объектом кражи законодатель считает то имущество, которое составляет предмет непосредственного и исключительного владения конкретного лица (домашние вещи, животные, съестные припасы и пр.).

     Преступления  слуг и феодально зависимых людей  против своих владельцев. Уголовный  закон всячески защищает фео­дальные  отношения, заботится об укреплении собственности феодала и поддержании  его властных полномочий в отноше­нии зависимых от него людей, что и признает объектом данного вида преступных посягательств.

     Полицейские преступления. Нормы, регулирующие эти  правонарушения, расположены в разных разделах Статута 1588 г., и их в большинстве  случаев отличает отсутствие конкретных санкций. Современный законодатель считал бы такие правонарушения административными проступками (артикулы «О корчмах покутных», «О цыганах», «О мерах и локтях, або были ровные и цена трунком и речам стравным...») [2].

     В отдельный состав правонарушения выделено посягательство на общественную безопасность («покой посполитый»), выразившееся в «похвалке» и «отповеди», т. е. в угрозе совершить преступление. Провозглашая принцип, что «нихто в невинности своей терпеть не повинен», Статут возлагает на «отповедника» обязанность возместить моральный ущерб, нанесенный лицу, в адрес которого была высказана угроза.

 

3 Наказания по статуту  ВКЛ 1588 года 
 

     Поставленные  законодателем цели наказания определяют характер всей системы наказаний  и каждого из видов. Система наказаний  — это установленный уголовным законом и отражающий его основные принципы перечень наказаний, расположенных в определенном порядке. Установление системы наказаний имеет существенное значение как для законодателя, так и для судьи. Первому это облегчает выбор наказаний за отдельные преступные деяния соответственно их опасности, второму создает возможность исполнить возлагаемую на него законом обязанность, соизмерить наказание с обстоятельствами отдельного преступления. Систему наказаний можно определить как совокупность карательных мер, применяемых у данного народа в определенную эпоху [10].

     На  основе анализа статутового законодательства и практики в системе наказаний  следует выделитьт общие и  главные наказания, а также дополнительные. К числу общих и главных  наказаний относятся:

     1. Штрафы в пользу потерпевшего (головщизна, навязка, гвалт, вина, заклад, зарука), а также в пользу  государя или вряда (вина,заклад).

     2. Публично-уголовные наказания:

     а) личные (смертная казнь, телесные наказания, лишение свободы, лишение чести и права);

     б) имущественные (общая и специальная  конфискация, отнятие поместий).

     3. Месть, отдельные формы которой  сохраняются на протяжении всего  XVI столетия.

     Следует отметить, что месть начинает ограничиваться рамками судебного приговора, в  связи с чем исполнительный орган власти руками мстителя достигает основных целей наказания.

     В число дополнительных видов наказания  входят: изгнание, лишение прав и  покаяние.

     Кроме того, в отдельные две группы включаются заменяющие наказания, т. е. применяемые  в качестве замены других видов наказаний («выволанье», выдача в кабалу и выдача в вечную неволю), а также исключительные наказания (отрешение от должности и обращение «в отчича») [12].

     Имущественные наказания в форме штрафов  были самым распространенным видом наказаний в древности. Находим мы их в самых первых законодательных актах ВКЛ. Они могли выражаться в определенных денежных суммах, в кратном размере к нанесенному преступлением ущербу (чаще всего в двойном размере) и взыскивались в пользу потерпевшего, его близких или в доход государства, «вряда». Некоторые дореволюционные ученые исключали штрафы из области наказания, относя их к другим юридическим последствиям преступления (например, вознаграждение за вред и убытки от преступления). Перенесение подобного отношения к денежным штрафам на современную почву ошибочно, т. к. современному понятию наказания не было места в прошлом и свойственные ему черты постепенно проходили соответствующие стадии развития.

     Головщизна  - штраф за голову убитого человека - взыскивалась с виновного в пользу родственников убитого, являлась основным видом наказания, однако выступала иногда и в качестве дополнительного. Статут 1529 г. посвятил головщизнам и навязкам целый раздел. Размеры головщизны зависели от сословного положения убитого, и с течением времени они увеличивались (сравнительно с первым Статутом в Статуте 1588 г.- в три раза).

     Головщизна, соединяя в себе элементы уголовного (карательного) и гражданского права, в одних случаях выступает  с преобладанием первого и  рассматривается как «вина пенежная и каранье», в других случаях является не более как платой за причиненный  ущерб «водлуг шацунку статутового».

     Почти то же самое можно сказать и  о навязке — денежном штрафе за причинение побоев, ран и пр. Размер навязки зависел от характера  преступного деяния и сословного положения преступника и потерпевшего. Нормы права свидетельствуют  о постепенном увеличении размера этого денежного штрафа.

     Кроме головщизны и навязки, все остальные  штрафы в целом четко отличаются от гражданско-правовых последствий  преступного деяния, в первую очередь  тем, что являются удовлетворением  за «кривду» и имеют мало общего с возна­граждением за «шкоды».

     За  противоправные насильственные действия и самоуправство взыскивался  штраф, который носил название «гвалт». В доход государства, судей или  потерпевшего взыскивался штраф, который  именовался «виной». Размер «вины» зависел от характера преступления, а часто и от воли суда, т. к. судьи были заинтересованы в получении как можно большего штрафа, поступающего в их пользу [12].

     В случаях, если осужденный не имел средств  для выплаты штрафов, его могли  передать потерпевшей стороне «на выробок». Все штрафы выплачивались «з именья або маетности винного», и поэтому обязанность их выплаты передавалась вместе с имуществом по наследству, т. к. «хто осегаеть добра повинен носити и беремена».

     За  некоторые виды преступлений, и в  первую очередь за оскорбление княжеской власти, применялась конфискация имущества. Особенно часто конфискация применялась к шляхте, уклоняющейся от несения воинской службы. Неявка к месту сбора войска, самовольное оставление военного лагеря, бегство с поля боя влекли за собой конфискацию имения. Кроме того, конфисковывались и предметы преступной деятельности.

     В XV-XVI вв. расширяется область применения публично-уголовных наказаний. Применение смертной казни, телесных наказаний и тюремного заключения увеличивается не только потому, что каждый последующий статут был полнее предыдущего, но и потому, что вводились новые формы этих наказаний. В Статуте 1529 г. применение смертной казни ограничивается случаями наиболее тяжких преступлений (государственных, квалифицированных видов убийств, причинения воровства с поличным и др.). Около двадцати раз Статут упоминает об «утрате горла» (особенно о повешении как специальной форме казни для воров) и два раза - о сожжении [8].

     Статут 1588 г. предусматривал смертную казнь  за совершение преступлений:

     1) против религии и церкви (кража  в церкви, убийство в церкви  и др. Причем за совращение  из православия, богохуль­ство  применялась квалифицированная  казнь - сожжение заживо);

     2) государственных (чаще всего вид  казни законодатель не оговаривал);

     3) против порядка управления;

     4) против правосудия;

     5) воинских;

     6) против жизни, здоровья и чести  людей;

     7) имущественных [9].

     К повешению приговаривались разбойники, воры, пойманные с поличным; лица, впервые обвиненные в краже, если стоимость превышала определенную сумму (по Судебнику 1468 г.- свыше полкопы грошей, по Статуту 1588 г.- свыще 240 грошей); а также воры-рецидивисты независимо от стоимости украденного и др.

     В случае если шляхтич обвинил простого человека в краже без поличного  и принес присягу в том с соприсяжниками,- следовала смертная казнь. Если же обвинили шляхтича в том же преступлении, то он мог несколько раз оправдаться путем принесения присяги с соприсяжниками [13].

     К смертной казни приговаривались  лица, застрелившие зверя в чужом лесу и пойманные при этом с поличным. Смертью карались пособники и укрыватели преступников, убийцы отца и матери, а также убийцы брата или сестры с корыстной целью (получение наследства). Смертная казнь применялась за вооруженное нападение на шляхетское имение, за нападение на войне на другого воина своего войска, за причинение ран в зале судебного заседания, за изнасилование, насильственное взятие в жены и др. Для подделывателей великокняжеских грамот и печатей устанавливалась квалифицированная смертная казнь посредством сожжения на костре [14].

Информация о работе Уголовное право ВКЛ