Уголовное право зарубежных государств - школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Чезаре Беккариа итальянский юрист, его основная работа «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.), сыгравшей решающую роль как в становлении данного направления, так и в развитии науки уголовного права в целом. Ч. Беккариа (1738-1794) опубликовал эту скромную по объему книгу-памфлет в возрасте 26 лет. Книга являлась удачным синтезом идей, высказанных ранее просветителями, прежде всего Ш. Монтескье, по вопросам уголовного права и правосудия.

Работа содержит 1 файл

УПЗС школа.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Ахмадова  Марьям гр. юю-306 

Чезаре  Беккариа  (Просветительно-гуманистическое направление) 

     Чезаре  Беккариа итальянский юрист, его основная работа «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.), сыгравшей решающую роль как в становлении данного направления, так и в развитии науки уголовного права в целом. Ч. Беккариа (1738-1794) опубликовал эту скромную по объему книгу-памфлет в возрасте 26 лет. Книга являлась удачным синтезом идей, высказанных ранее просветителями, прежде всего Ш. Монтескье, по вопросам уголовного права и правосудия.

     В своем труде Ч. Беккариа не ограничился  критикой общественных порядков, системы  правосудия и действующего законодательства, а предложил позитивную программу  уголовно-правовых реформ, опиравшуюся  на два исходных принципа: гуманизма  и законности. Первый нашел свое выражение в предложениях автора ограничить круг деяний, рассматриваемых в качестве преступлений, уменьшить карательность уголовных наказаний. Ч. Беккариа считал, что «каждый гражданин может делать все, что не противно законам, однако за нарушение закона следует наказание». Второй принцип отразился в положениях, согласно которым преступление и наказание могут быть установлены только законом, а издавать и толковать законы вправе только сам законодатель, а не судья.

          Ч. Беккариа одним из первых четко сформулировал основные цели наказания: «Цель наказания... заключается не в чем ином, как в предупреждении новых деяний преступника, наносящих вред его согражданам, и в удержании других от подобных действий. Поэтому следует применять такие наказания и такие способы их использования, которые, будучи адекватны совершенному преступлению, производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на души людей и не причиняли бы преступнику значительных физических страданий». Именно Ч. Беккариа впервые убедительно обосновал необходимость отказа от смертной казни как вида наказания, в частности, указав на ее мнимое предупредительное значение

     Идеи  Ч. Беккариа были положены в основу французского УК 1791 г. и стали отправной  точкой в последующей разработке основных начал уголовного законодательства и уголовно-правовых институтов не только в континентальной Европе, но и в других частях света. Российская императрица Екатерина II использовала многие идеи Ч. Беккариа при подготовке Наказа 1767 г., данного комиссии для сочинения проекта нового Уложения. На рукописи Наказа имелась собственноручная пометка императрицы о том, что вся 10 глава Наказа «Об обряде криминального суда» есть перевод из книги Беккариа, сделанный по ее повелению.

     Ч. Беккариа одним из первых четко сформулировал основные цели наказания: «Цель наказания... заключается не в чем ином, как в предупреждении новых деяний преступника, наносящих вред его согражданам, и в удержании других от подобных действий. Поэтому следует применять такие наказания и такие способы их использования, которые, будучи адекватны совершенному преступлению, производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на души людей и не причиняли бы преступнику значительных физических страданий». Именно Ч. Беккариа впервые убедительно обосновал необходимость отказа от смертной казни как вида наказания, в частности, указав на ее мнимое предупредительное значение. 
 

Шарль-Луи  Монтескьё (Просветительно-гуманистическое направление)

      Ш. Монтескье - философ, экономист, писатель, граф. Долгое время был председателем парламента, который в то время был в основном органом судебной власти, что подвигло Монтескье на изучение уголовного права. В результате были написаны такие работы как «Пиратские письма» - опубликована в 1921 г., и «О духе законов» - опубликована в 1748 г. «Пиратские письма» давали представления о взглядах Монтескье на уголовное право. Эта работа была построена в виде переписки богатого перса приехавшего в Париж со своими женами и друзьями и в основном содержала критику уголовного права.

      После того как Монтескье изучил право  Европы и таких восточных стран  как Китай, Япония, Индия и других, появилась его работа «О духе законов» - позитивная программа реформирования уголовного права и процесса. Он подчеркивал бесполезную жестокость тогдашнего права и отстаивал принцип справедливости, поэтому в его программе содержались следующие пункты:

      1) Общее смягчение наказания. Полагал,  что суровость наказания зависит  от существующих в том или другом обществе нравов и морали. Отсюда повышенная суровость Востока.

  1. Пропорциональность между преступлением и наказанием, то есть наказание должно соответствовать вине, а природа преступления природе наказания.
  2. Выступал за сужение круга преступлений и, прежде всего религиозных, из которых он предлагал оставить лишь небольшое их количество, таких как святотатство - за него нужно отлучить от церкви.
  3. Наказуемость деяний, а не мыслей или сновидений.
  4. Размер наказания должен зависеть от климатических условий - чем жарче, тем люди темпераментнее и совершают больше преступлений, поэтому и наказание должно быть строже (Восток), чем в северных странах, где люди спокойнее и совершают меньше тяжких преступлений.
  5. Монтескье не был противником смертной казни, так как она предопределена природой вещей, но при этом выступал за сокращение ее применения. Например, предлагал отменить смертную казнь за преступления против его Величества, за религиозные преступления и ряд преступлений против собственности.

      7) Был сторонником теории разделения  властей применительно к уголовному праву. Правосудие должно осуществляться только судом и никем другим, даже правителем.

      8) Отстаивал презумпцию невиновности.

      Его взгляды были умеренными по сравнению  с взглядами других сторонников  этого направления. Он не был революционером и просто хотел подправить существующий буржуазный строй. 
 

ВОЛЬТЕР (Просветительно-гуманистическое направление) 

      Вольтер - философ, яркий представитель французского просвещения, с которым переписывались многие сильные мира сего, в том числе и Екатерина вторая. Он, не будучи юристом, сумел внести существенный вклад в разработку уголовного права. Его взгляды нашли отражение в таких работах как комментарий к работе Бикари «О преступлениях и наказаниях» и «Награда за справедливость и гуманизм». Он был не только теоретиком, но и практиком, борющимся за справедливость и гуманность уголовного права.

      Никто кроме него в этом направление  так открыто не боролся с церковью и религиозными преступлениями. Задумывался над социальными причинами преступности. Считал, что неравенства как раз и является одной из таких причин, хотя сам был очень богат. Был противником смертной казни, кроме случаев, когда убивают бешеную собаку, чтобы спасти жизнь большому количеству людей. Его уголовно-правовые взгляды оказали большое влияние на уголовное право Англии и Франции.

Жан-Поль Mapaт (Просветительно-гуманистическое направление) 

      Жан Поль Mapaт - якобинец, один из вождей Великой Французской Буржуазной Революции, приложивший руку к массовым казням аристократов. Его работа «План уголовного законодательства» впервые была издана в 1780 году, а переиздана через 10 лет, так как в ходе революции его взгляды изменились, кроме того, ранее он не мог открыто говорить и писать о многих вещах. Вся его книга была проникнута духом революции. В ней он ставил вопрос о социальных причинах преступности и о социальном характере уголовного законодательства. Он призвал вначале создать в обществе равные условия для всех и лишь, затем требовать равенства всех перед уголовным законом и неукоснительное соблюдение законов вообще, что вытекало из его приверженности к теории естественного права. Критиковал феодальное правосудие. Предлагал упразднить все старое законодательство и создать новое, но, прежде всего уничтожить тиранию и старую форму государственности. Самыми страшными считал преступления против государства или всего общества. Он их делил на две группы. К первой группе относились ложные преступления, например, против тиранов, монархов и т.д. Вторая группа включала подлинные преступления, такие как измена Родине, злоупотребление должностным положением, например для того, чтобы притеснять бедных или заниматься хищением общественных средств и т. д.

      Выступал  за сокращение круга уголовно наказуемых деяний. Все преступления делил на восемь групп. Он развил идеи просвещения и считал, что применение смертной казни возможно лишь в исключительных случаях. Выступал против жестокости наказания, его соизмеримость с преступлением. Помимо этого Марат призывал при назначении наказания учитывать личность преступника, но не для усиления наказания, а лишь для его смягчения. Например, если совершена кража, то бедственное положение преступника должно рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

              

                   Иммануил Кант (классическое направление) 

     Родоначальник классической немецкой философии  Иммануил Кант (1724-1804) оказал серьезное влияние на современную ему уголовно-правовую теорию и в особенности на решение проблемы оснований уголовной ответственности и наказания. По мнению И. Канта, причины совершения преступления заложены в самой внутренней природе человека - в его «злой воле», не обусловленной никакими внешними обстоятельствами. Исходя из этой философской посылки, основанием уголовной ответственности И. Кант считал свободную волю правонарушителя как разумного существа. Кантовская идея о свободе воли преступника явилась философским обоснованием учения классической школы в объяснении как причин преступного поведения, так и следующих за ним уголовно-правовых последствий такого поведения – уголовной ответственности и наказания.

     В вопросах уголовного наказания И. Кант исходил из торжества абстрактной  справедливости. Известно яркое высказывание Канта: «Если бы справедливость погибла, то людям не стоило бы жить на земле». Философ исходил из «карающего императива», согласно которому единственной целью наказания является возмездие по принципу талиона: убийство должно наказываться смертной казнью, изнасилование – кастрацией и т. д. И. Кант доводил свое учение о наказании до логического завершения. Он писал, что если бы гражданское общество должно было прекратить свое существование, то должен быть наказан последний убийца, находящийся в тюрьме и приговоренный к смерти (Fiat justitia, pereat mundus — Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир).

     Несмотря  на отмеченные крайности, нельзя не признать, что уголовно-правовая теория Канта является глубоко гуманной, преисполненной уважением к человеческой личности, которая – единственная – должна являться объектом правового воздействия, но никогда не может быть средством достижения иных целей. Именно это во многом определяет ее сохраняющуюся привлекательность и для современного уголовного права. И. Кант писал: «Права человека должны считаться священными, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины, и нельзя измышлять среднего, прагматически обусловленного права... всей политике следует преклонить колени перед правом». 

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (классическое направление) 

     Немецкий  философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), вошедший в историю как основоположник диалектического метода, развивал свои идеи и в области уголовного права. В работе «Философия права» (1820) Г. Гегель конкретизировал свою знаменитую триаду «тезис-антитезис-синтез» следующим образом. Тезис – это существование абстрактного права, выражающего всеобщую волю. Индивидуальная воля, выраженная в преступлении, есть отрицание абстрактного права - антитезис. Наказание, назначаемое преступнику, есть синтез, т.е. отрицание преступления и восстановление нарушенного права. В соответствии с этим право государства на наказание выводится Гегелем не из тех или иных целей наказания (устрашение, исправление и др.), а из логической справедливости и неизбежности наказания, необходимого для восстановления права. Таким образом, несмотря на прямо противоположные философские предпосылки, в вопросах уголовного права И. Кант и Г. Гегель приходили к сходным выводам. 

     Г. Гегель выступал против наказуемости преступных намерений и мыслей, полагая, что уголовной ответственности  может подлежать лишь выраженное вовне преступное деяние. Ученый был противником объективного вменения, считая, что уголовная ответственность возможна лишь при наличии умышленной вины. Им был сделан прогрессивный для своего времени вывод о невменяемости как обстоятельстве, исключающем уголовную ответственность. Философ выступил сторонником кодификации уголовного законодательства, считая уголовный кодекс более развитой формой права, чем обычное или прецедентное право. Он полагал, что кодекс должен быть написан в доступной для людей форме и доведен до сведения населения.

И. Кант писал: «Права человека должны считаться священными, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины, и нельзя измышлять среднего, прагматически обусловленного права... всей политике следует преклонить колени перед правом». 

Пауль Иоганн Ансельм Фейербах (классическое направление)

     Значимой  фигурой классической школы был  выдающийся немецкий криминалист  Пауль Иоганн Ансельм Фейербах (1775-1833), основная заслуга которого состоит в том, что в своих произведениях он создал прочную основу для разработки таких институтов уголовного права, как состав преступления, вина, покушение, соучастие и  др. А. Фейербах впервые лаконично сформулировал основные принципы уголовного права: «nulla poena sine lege», «nulla poena sine crimen», «nullum crimen sine poena legali». Впоследствии эти формулы были сведены в одну: «nullum crimen, nulla poena sine lege». Исходя из этих принципов, А. Фейербах дал формальное определение преступления как деяния, запрещенного законом под угрозой наказания.

Информация о работе Уголовное право зарубежных государств - школы