Уголовное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Уголовно-правовая защита личности предполагает в первую очередь защиту жизни и здоровья человека. Уже в памятниках древнерусского права, важнейшим из которых является Русская Правда, предусматривалась ответственность за отдельные виды посягательств на жизнь. В первых судебниках - Соборном уложении 1649 г., законодательных актах Петра I - складывалась норма о преступлениях против жизни и здоровья, кодифицированная затем в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 - 1885 гг. Огромная работа по подготовке реформы российского уголовного законодательства на рубеже XIX - XX вв

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------------------- 3
Понятие и признаки убийства --------------------------------------------------------------5
Понятие и общая характеристика квалифицированного убийства ----------------11
Виды убийства ---------------------------------------------------------------------------------24
Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------30
Список использованной литературы ----------------------------------------------------------33

Работа содержит 1 файл

убийство.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Убийство  лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно  сопряженное с похищением человека либо захватом заложника (п. «в» ч. 2 ст. 105) - новый квалифицированный вид рассматриваемого преступления. УК РСФСР его не предусматривал. Хотя справедливости ради надо отметить, что в УК РСФСР 1922 и 1926 гг. предусматривалась повышенная уголовная ответственность за убийство, совершенное с использованием беспомощного положения убитого. Поэтому в этой части УК РФ 1996 г. повторил ранее действовавшее положение. Включение же убийства лица, сопряженного с похищением человека либо захватом заложника в качестве самостоятельного отягчающего обстоятельства в новый УК РФ объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, экстремальным ростом случаев похищения людей и захвата их в заложники и, во-вторых, особой тяжестью причиняемых в результате их совершения общественно опасных последствий.

    Убийство  лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии.

    Применительно к составу преступления, предусмотренному ч. 2 ст. 105 УК РФ, беспомощное состояние - это положение потерпевшего лица, при котором он лишен возможности  оказать преступнику эффективное сопротивление или уклониться от посягательства, т.е. самостоятельно защитить себя в момент посягательства. Это осознается и используется убийцей.

    Беспомощное состояние может быть постоянным или временным в зависимости  от обстоятельств, его вызвавших. Обстоятельства, в силу которых потерпевший оказался в состоянии беспомощности, на наш взгляд, на квалификацию не должны оказывать никакого влияния.

    Следует иметь в виду, что по смыслу закона содеянное может квалифицироваться  по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ только тогда, когда беспомощное состояние потерпевшего не связано с насильственными действиями виновного, который лишь пользуется им как обстоятельством, облегчающим совершение убийства. При определенных условиях действия виновного, лишившего потерпевшего возможности защитить себя, оказать сопротивление, могут быть квалифицированы как убийство с особой жестокостью.

    Убийство, сопряженное с похищением человека либо захватом заложника. Похищение человека - это изъятие любым способом человека из мест его обычного местопребывания и определение местонахождения потерпевшего помимо или вопреки его воле. Захват заложника - это установление контроля над местонахождением потерпевшего, осуществленное с целью оказания воздействия на волю третьих лиц под угрозой расправы над заложниками. Убийство признается сопряженным с похищением человека либо захватом заложника в трех случаях: а) если оно совершено до похищения либо захвата заложника (с целью облегчить его совершение); б) если оно совершено в процессе похищения либо захвата заложника (с целью устранения препятствий); в) если оно совершено после похищения человека либо захвата заложника (с целью скрыть содеянное).

    Убийство, сопряженное с похищением человека либо захватом заложника, следует квалифицировать  по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ и соответственно ст. 126 либо ст. 206 УК РФ, поскольку составом убийства похищение человека и захват заложника не охватываются.

    Пункт «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ при этом распространяется не только на убийство похищенного или заложника, но и на убийство других лиц в связи с похищением человека или захватом заложника (в большинстве случаев возможна и дополнительная квалификация по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

    Повышенная  общественная опасность убийства женщины, заведомо для виновного находящейся  в состоянии беременности (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ), обусловлена тем, что лишается жизни не только женщина, но и плод человека - будущая человеческая жизнь.

    Некоторые исследователи (М.Д. Шаргородский, Н.С. Таганцев и др.) долгое время возражали по поводу выделения убийства беременной женщины в квалифицированный вид убийства. И только в последнее время этот вопрос перестал вызывать споры среди исследователей. В качестве обязательного условия для применения п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ закон устанавливает обязательную осведомленность виновного о беременности потерпевшей. Вопрос, касающийся степени достоверности знания виновного о беременности потерпевшей, в юридической литературе относится к числу дискуссионных. Так, некоторые полагают, что виновный должен точно знать о данном обстоятельстве, другие считают, что достаточно предположительного мнения о наличии беременности потерпевшей. Представляется, что данная норма должна применяться лишь в тех случаях, когда виновному в момент совершения убийства достоверно известно, что женщина находилась в состоянии беременности. Лицо, достоверно не знавшее о беременности потерпевшей, не может нести ответственности по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Продолжительность беременности, а также источник осведомленности о ней не имеют значения для квалификации содеянного по данной норме.

    То  обстоятельство, погиб в результате убийства беременной женщины ее плод или нет, на правовую оценку не влияет.

    Данное преступление совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом. Мотивы убийства беременной женщины для квалификации содеянного по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК значения не имеют.

    Убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

    Ответственность за убийство, совершенное с особой жестокостью российское уголовное законодательство предусматривает только с 1960 г. В свете же действующей Конституции РФ оно особенно актуально. Поскольку Конституция РФ в ст. 21 предусматривает, что «достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

    Любое убийство свидетельствует о жестокости преступника. Однако для квалификации убийства, предусмотренного п. «д» ч. 2 ст. 105 УК требуется установление наличия особой жестокости. В силу того что это понятие относится к категории оценочных, возникают трудности при его практическом применении.

    С нашей точки зрения, особая жестокость - это сопровождающееся или следующее за насильственным преступлением умышленное действие (бездействие), заключающееся в причинении потерпевшему невыносимого физического или психического страдания.

    Необходимо  иметь в виду, что согласно закону особая жестокость связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г.).

    К особой жестокости могут быть отнесены, в частности, случаи, когда перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему умышленно применялись пытки, истязания или совершалось глумление над жертвой либо когда убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, сожжение или закапывание человека заживо, длительное лишение пищи, воды, тепла и т.п.).

    Особая  жестокость может выражаться также  в совершении убийства в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что причиняет им этим особые страдания (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г.).

    К близким потерпевшему лицам могут  относиться близкие родственники, иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве, а также лица, благополучие которых заведомо для виновного дорого потерпевшему. Осознание виновным причинения страдания близким потерпевшего складывается из следующих моментов: а) знание виновного о том, что близкие видят происходящее; б) знание виновного о том, что они осознают характер происходящего и вследствие этого испытывают тяжелые душевные муки; в) виновный желает причинить им особые страдания именно таким характером своих действий.

    Таким образом, не каждое убийство, совершенное путем нанесения потерпевшему большого количества ранений, может квалифицироваться по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

    Иначе говоря, при совершении убийства с  особой жестокостью виновный должен осознавать особую жестокость своего деяния, предвидеть возможность причинения потерпевшему смерти путем особой жестокости и желать либо сознательно допускать или безразлично относиться к проявлению им особой жестокости при совершении убийства.

    Убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

    Что касается толкования общеопасного способа  убийства, то в доктрине уголовного права можно выделить три концепции: 1) это способ причинения смерти потерпевшему, при котором создается опасность для жизни более двух лиц; 2) это способ причинения смерти потерпевшему, при котором создается опасность для жизни еще хотя бы одного лица; 3) это способ причинения смерти потерпевшему, при котором создается опасность для жизни хотя бы еще одного лица, помимо потерпевшего.

    Последний подход, как наиболее четкий и адекватный отражен в действующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

    В п. 9 этого Постановления установлено, что под общеопасным способом убийства (п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ) следует понимать такой способ умышленного причинения смерти, который заведомо для виновного представляет опасность для жизни не только потерпевшего, но хотя бы еще одного лица.

    Таким образом, суть указания закона об опасности  для жизни многих людей понимается как опасность причинения смерти не только потерпевшему, а еще хотя бы одному человеку.

    К числу таких способов следует  отнести убийство путем взрыва, поджога, затопления, обвала, разрушения строений и сооружений в местах, где помимо потерпевшего находятся другие лица, путем выстрелов в толпу, организации аварии автомашины, на которой ехало несколько лиц, отравления воды и пищи, которыми помимо потерпевшего пользуются другие лица, удушение газом многих людей, применение иных источников повышенной опасности.

    Убийство, совершенное группой, группой лиц  по предварительному сговору или  организованной группой (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

    В уголовном законодательстве России впервые ответственность за убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой была установлена в 1996 г. До момента принятия действующего Уголовного кодекса уголовный закон не предусматривал повышенной ответственности за убийство, совершенное группой лиц. Между тем выделение данного состава в квалифицированный состав весьма обоснованно, поскольку это преступление представляет повышенную общественную опасность уже потому, что осуществляется в условиях, когда потерпевший лишен возможности защитить свою жизнь, что, в свою очередь, облегчает виновным доведение до конца преступного замысла. Убийство, совершенное группой лиц, представляет собой преступление, совершенное двумя или более лицами, каждый из которых выступает в качестве соисполнителя. Под убийством, совершенным группой лиц по предварительному сговору, понимается преступление, совершенное по предварительному сговору двумя или более лицами, каждый из которых выступает в качестве соисполнителя. Таким образом, основное отличие убийства, совершенного группой лиц, от убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, заключается во времени достижения соглашения на совершение преступления между его соисполнителями. В первом случае соглашение возникает после начала реализации объективной стороны общественно опасного деяния, а во втором - до выполнения действий, составляющих объективную сторону указанного состава.15

    Умысел  на убийство, совершенное группой  лиц по предварительному сговору, может  быть только прямым. Убийство, совершенное  группой лиц без предварительного на то сговора, возможно как с прямым, так и с косвенным умыслом.

    Убийство  по мотивам корысти (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ). В науке уголовного права вопросу о содержании корыстного мотива уделено достаточное внимание. В то же время к единому мнению ученые так и не пришли. Отдельные криминалисты предлагают вообще исключить указание на корыстные побуждения в ч. 2 ст. 105 УК РФ, полагая, что почти все мотивы убийств так или иначе смещаются в сторону корысти, а другие - заменить его понятием «материальная заинтересованность».16

    Отдельные специалисты корыстным мотивом  называют «стремление удовлетворить потребность (действительную или мнимую) в материальных благах».17 Другие же подчеркивают, что «фактическое получение материальной выгоды возможно и при совершении преступлений по мотивам, лишенным корысти, но это совсем не означает, что такие преступления можно отнести к числу корыстных, что характерно, например, для некоторых злоупотреблений служебными полномочиями, совершаемых по мотивам иной личной заинтересованности».

    В целом, задача исследования корысти в составе убийства сводится к тому, чтобы определить конкретное содержание этого мотива, т.е. установить те формы, в которых он может находить свое выражение.

    Важно отметить, что поскольку корысть  выражает собой стремление к незаконному обогащению, а это обогащение осуществляется за счет чужих благ и интересов, то она всегда связана с нарушением права собственности других лиц.

    Убийство  из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ). В российской уголовно-правовой доктрине вопрос определения хулиганских побуждений по-прежнему относится к числу спорных. В юридической литературе высказано мнение, что под хулиганскими мотивами следует понимать побуждения, в основе которых лежит стремление грубо нарушить общественный порядок, выразить свое неуважение к обществу.18 Некоторые авторы расширяют это определение, делая акцент на форме выражения пренебрежительного отношения. В частности, Ю.М. Антонян дает такое определение хулиганским побуждениям: стремление в вызывающей форме проявить себя, выразить пренебрежение к обществу, другим людям, законам и правилам человеческого общежития.19

    Хулиганский мотив - обусловленные определенными  потребностями осознанные внутренние побуждения, выражающие стремление виновного  лица продемонстрировать явное неуважение к обществу и продемонстрировать пренебрежение к общепринятым правилам общежития.

Информация о работе Уголовное право