Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное рассмотрение уголовно-правовых и социальных аспектов торговли людьми и использования рабского труда, вопросов понятия, видов и общих положений торговли людьми и использования рабского труда, а также формированием на этой основе предложений организационно-правового характера, предупреждающих этот состав преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ 6
1. Понятие и общая характеристика преступлений против свободы личности 6
2. История развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности 8
3. Торговля людьми и использование рабского труда как преступления против личной свободы 15
II. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБСКОГО ТРУДА 22
1. Объект, объективная сторона торговли людьми и использования рабского труда 22
2. Субъект, субъективная сторона торговли людьми и использования рабского труда 27
3. Торговля людьми и использование рабского труда: современное состояние и меры по законодательному урегулированию 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

       ● лишение свободы матери, законного  отца, иного родственника по восходящей линии (п. 1 ст. 499), должностного лица при  исполнении им служебных обязанностей или по поводу этого (п. 2 ст. 499).

       Посягательства, связанные с похищением людей, Уложение дифференцировало в зависимости  от возраста потерпевшего: например, ст. 502 предусматривала похищение, сокрытие или подмен ребенка, не достигшего 14 лет; ст. 505 (п. 1 и 2) - похищение несовершеннолетней женского пола от 14 до 16 лет с ее согласия или без такового. Часть 2 этой статьи устанавливала ответственность за похищение лица женского пола от 14 до 21 года.

       Уголовный кодекс 1922 года конкретизировал систему посягательств против личной свободы, посвятив этому четыре состава преступлений9. Это – «Насильственное незаконное лишение кого-либо свободы, совершенное путем задержания или помещения его в каком-либо месте» (ст. 159); «Лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья лишенного свободы или сопровождавшееся для него мучениями» (ст. 160); «Помещение в больницу для душевнобольных заведомо здорового лица из корыстных или иных личных видов» (ст. 161); «Похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов» (ст. 162).10

       Названные выше составы преступлений против личной свободы сохранились в Уголовном кодексе 1926 года. В нем аналогично решался вопрос в отношении анализируемых посягательств (ст. 147, 148, 149), с той лишь разницей, что лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего или сопровождавшимся причинением ему физических страданий, было не самостоятельным преступлением, как в Кодексе 1922 года, а квалифицированным признаком основного состава насильственного незаконного лишения свободы (ч. 2 ст. 147)11.

       Уголовный кодекс 1960 года в первоначальной редакции устанавливал еще более узкий перечень преступлений, посягающих на личную свободу12. К ним было отнесено всего два состава: незаконное лишение свободы, в том числе совершенное способом, опасным для жизни и здоровья потерпевшего (ч. 1 и ч. 2 ст. 126), и подмен ребенка из корыстных или иных низменных побуждений (ст. 125 УК). В течение всего времени действия УК 1960 года в него вносились определенные изменения, обусловленные разными причинами, в том числе и социальной обусловленностью каких-либо деяний. Такие изменения были внесены в группу преступлений против личной свободы в разное время.

       В 1988 году в Кодекс была введена ст. 126.2, устанавливающая ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового лица13. Появление этой статьи связано с протестами международных организаций против нарушений прав человека в России в отношении диссидентов и иных инакомыслящих лиц, к которым применялись методы психиатрии в репрессивных целях. Следует заметить, что ответственность за подобные действия предусматривалась в Уголовном уложении 1903 года и в Уголовных кодексах 1922 и 1926 гг. Лишь с 1960 и до 1988 года такой ответственности законодательство России не содержало.

       В 1987 году в Уголовный кодекс 1960 года был введен состав захвата заложников (ст. 126.1)14, в 1993 году установлена ответственность за похищение человека (ст. 125.1)15, а в 1995 году установлена ответственность за торговлю несовершеннолетними (ст. 125.2)16. В процессе подготовки УК 1996 года (в частности, в одном из последних проектов) состав захвата заложников включили в раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»17, что, с точки зрения более высокой степени общественной опасности этого деяния, является правильным, поскольку при захвате заложника ущерб причиняется не отдельной личности (как в преступлениях против свободы), а неопределенно широкому кругу общественных отношений: безопасности личности, сохранности имущества, нормальной деятельности государственных и общественных организаций и др.

     В 2003 году, наконец, произошли долгожданные изменения в российском законодательстве, в него введены нормы, обеспечивающие работу правоохранительных органов по противодействию современным формам рабства и торговли людьми.

     Проект  закона «О противодействии торговле людьми» в 2002 г. начала готовить рабочая  группа под руководством зам. председателя Комитета Государственной Думы по законодательству Елены Мизулиной. В создании законопроекта принимали участие специалисты из МВД, МИДа, Минюста, Минтруда, Федеральной пограничной службы, представители общественных кризисных центров. Разработчиками был учтен иностранный опыт (к 2003 г. законы о противодействии торговле людьми и защите прав пострадавших приняты в Бельгии, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландах, США, Таиланде, Украине, и др. странах), проект получил положительную оценку специалистов, в том числе экспертов ОБСЕ.

     Импульсами  к законодательной работе становились международные договоренности, в которые входила Россия, - в 2000 г. - Конвенция ООН о транснациональной организованной преступности и дополняющие ее два протокола о борьбе с контрабандой людей и о противодействии торговле людьми; в 2003 г. - Конвенция МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

     В феврале 2003 году проект (прошедший к этому времени уже четыре редакции) был представлен на парламентские слушания в Государственной Думе.

     В законопроекте было сформулировано определение «жертвы торговли людьми». Жертвой признается лицо, которое «завербовано, перевезено, передано, продано и удерживается с применением физического и психического насилия либо с угрозой его применения». Другое ключевое понятие законопроекта – «эксплуатация», под которой авторы понимают «принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние», а также «извлечение органов и тканей человека»18.

     Жертвам предоставляются государственные  гарантии безопасности при условии сотрудничества со следствием, а также социальная реабилитация за счет бюджетных средств. Если жертвы виновны в совершении нетяжких преступлений, они освобождаются от ответственности за них.

     В проекте предполагалось внести в  Уголовный кодекс семь новых составов преступлений, направленных против работорговли. В ст. 127 вводилась ответственность за:

     1) торговлю людьми,

     2) разглашение конфиденциальных сведений  о жертве торговли людьми,

     3) использование рабского труда,

     4) долговую кабалу,

     5) незаконные действия с документами в целях торговли людьми (манипуляции с паспортами, как отмечалось в предыдущих докладах, – один из эффективнейших инструментов для принуждения к современному рабству в России),

     6) вербовку людей в целях эксплуатации,

     7) подделку, изготовление и сбыт поддельных документов (разрешений на въезд-выезд из страны, миграционных карт и разрешений на работу) в целях торговли людьми.

     Критериями  отнесения конкретного действия к торговле людьми, согласно законопроекту, являлись наличие умысла и корыстных побуждений при совершении действий, нарушающих права человека, а именно:

     а) применение физического и психического насилия или угрозы;

     б) изъятие у лица, ставшего жертвой  торговли людьми, документа, удостоверяющего  личность;

     в) вовлечение в долговую кабалу;

     г) принуждение к труду;

     д) ограничение свободы передвижения;

     е) обман или злоупотребление доверием.

     Согласие  жертвы не должно приниматься во внимание при отнесении конкретного действия к торговле людьми в случае, если была применена любая из форм эксплуатации.

     Противодействие торговле людьми, согласно законопроекту, вменялось в обязанность девяти федеральным ведомствам: МВД отвечает за выявление и пресечение торговли людьми на территории России; Генеральная  прокуратура должна осуществлять надзор за расследованием соответствующих уголовных дел; ФСБ – выявлять связи торговцев живым товаром с международными террористическими организациями; охранять от торговцев людьми государственную границу предусматривалось поручить таможенникам, МИД – должен защищать права граждан, находящихся за рубежом и ставших жертвами торговли людьми, а Минтруда - готовить предложения по оказанию помощи жертвам торговли людьми и созданию специальных учреждений по их реабилитации. Ряд вспомогательных функций получили также Минздрав и Минобразования.

     Координировать  деятельность этих органов должна была, по мысли авторов законопроекта, федеральная комиссия, создаваемая  Президентом РФ. К ее компетенции  были отнесены: сбор и анализ информации о торговле людьми в России, а  также организация кампаний «по повышению осведомленности населения о проблемах торговли людьми»; подготовка ежегодного доклада о состоянии дел в подведомственной ей сфере Президенту, парламенту, правительству и Уполномоченному по правам человека.

     Законопроект был отложен и находился в Главном административно-правовом управлении администрации президента. Ситуация изменилась после того, как Президент РФ выступил с инициативой внести изменения в некоторые положения УК. В октябре 2003 г. администрация Президента внесла в Государственную Думу поправки к кодексу, направленные на ужесточение ответственности за торговлю людьми

     Поправки  Президента в УК РФ предусматривали  введение новых статей: «Торговля  людьми», «Использование рабского труда». Эти поправки, по свидетельству Татьяны Холщевниковой (координатор рабочей группы по подготовке законопроекта), представляют собой «предваряющие законопроекты» – элементы созданного группой «большого» законопроекта. Президентская инициатива была поддержана Государственной Думой, она в третьем чтении приняла предложенные поправки к Уголовному кодексу, а Совет Федерации утвердил внесение в УК двух новых статей 127.1 и 127.2: «Торговля людьми» и «Использование рабского труда».

     8 декабря 2003 года Президент РФ подписал закон о внесении поправок в Уголовный  кодекс РФ утвержденный 13июня1996 года N 63-ФЗ19.

     Тем самым впервые в российское уголовное  право введены понятия «рабский труд», «торговля людьми», «эксплуатация», «изъятие у потерпевшего органов  или тканей». В сравнении с  обсуждавшимся законопроектом несколько изменилась (в сторону ужесточения) система санкций – не предусмотрены штрафы. Отнесение работорговли к категории тяжких преступлений дает возможность производить по этим делам оперативно-розыскные мероприятия.

     До 2011 года в статьи 127.1 и 127.2: «Торговля людьми» и «Использование рабского труда» был внесен ряд дополнений и изменений, уточняющих их применение.

  1. Торговля людьми и использование рабского труда как преступления против личной свободы

       Торговля  людьми представляет собой современную форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми - многогранная угроза. Она отнимает у людей их права и свободы, повышает риск для их здоровья во всем мире и способствует росту организованной преступности20. В материалах XX Конгресса ООН (апрель 2000 г.), посвященного проблемам преступности, отмечалось, что торговля людьми в мире имеет выраженную тенденцию к росту. Если за четыре века «классического» рабства оборот не превысил 12 млн. человек, то за последние 30 лет только в Азии было продано в рабство не менее 30 млн. женщин и детей21.

       Существует  широкий диапазон оценок характера  и масштабов современного рабства. Международная организация труда - учреждение ООН, которому поручено заниматься трудовыми стандартами, занятостью и вопросами социальной защиты, - считает, что на сегодняшний день в систему принудительного труда, подневольного труда, принудительного детского труда и сексуального рабства вовлечены 12,3 млн. человек. В других источниках называются цифры от 4 до 27 млн. Согласно результатам исследования, проведенного в 2006 г. по заказу правительства США, ежегодно приблизительно 800000 человек продается из страны в страну. В эту цифру не входят миллионы людей, которых продают внутри их собственных стран. Примерно 80% жертв транснациональной торговли людьми составляют женщины и девочки; из них около 50% - несовершеннолетние.22

       Торговля  людьми, представленная в таких масштабах, - это своего рода изнанка глобализации. Нарастание разрыва благосостояния граждан тех стран, которые относятся к ядру современной экономической микросистемы, и тех стран, которые находятся на ее периферии, - явление современного мира, которое активирует миграционные процессы. Такие страны, как Иордания и Объединенные Арабские Эмираты, практически полностью формируют свою трудовую сферу работниками-мигрантами. Среди факторов притока жертв в систему торговли людьми следует также назвать бедность, привлекательность предполагаемого высокого уровня жизни в других местах, отсутствие возможностей для трудоустройства, коррупция в государственных и частных структурах, организованная преступность, насилие против женщин и детей, дискриминация женщин, политическая нестабильность и вооруженные конфликты23

       Преступления  связанные с торговлей людьми и использованием рабского труда стали печально знаменитым практически во всех странах бывшего Советского Союза. Используя сложную экономическую ситуацию в странах, высокий уровень безработицы и правовое несовершенство защиты граждан постсоветских государств, нечистые на руку дельцы организовали уголовный бизнес – приглашение граждан работать за границей, где они подвергаются жестокой эксплуатации, зарабатывая мизерные деньги себе и тысячи для организаторов этого бизнеса. Экспорт «живого товара» осуществляется в Турцию, Италию, Испанию, Германию, Балканские страны, Венгрию, Чехию, Грецию, Россию, Арабские Эмираты, Израиль, Соединенные Штаты, в Скандинавию и прочие страны. Мужчин эксплуатируют в качестве строителей, шахтеров, женщин - как домохозяек, швей, посудомоек. Но кроме обычной эксплуатации, женщины соприкасаются еще с эксплуатацией в сфере сексуального бизнеса.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда