Уголовно-правовой анализ (ст. 105 УК РФ, ст. 109 УК РФ, ст. 111, ч. 4 УК РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

В действующем УК РФ впервые понятие убийства определено законодательно. Согласно ч. 1 ст.105 УК РФ убийством признается умышленное причинение смерти другому человеку.
Сам термин “убийство” утвердился в российском уголовном праве во второй половине XIX века. Согласно Русской правде - это “душегубство”, по Своду законов Российской империи 1832 г. - “смертоубийство”. Неоднократно высказывались мнения о том, что, несмотря на простоту термина “убийство”, он по-разному понимается в различных сферах человеческой жизни.

Содержание

Введение 3
1. Объективные признаки состава преступления убийство 4
1.1 Объект убийства 4
1.2 Объективная сторона убийства 5
2. Субъективные признаки состава преступления убийство 8
2.1 Субъект убийства 8
2.2 Субъективная сторона убийства 9
3. Таблица «Признаки составов преступлений » 13
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

контрольная по особенной части.docx

— 38.78 Кб (Скачать)

     К характеристике объективной стороны  относится и конкретная обстановка совершения убийства. Она имеет значение не только для решения вопроса о наличии или отсутствии причиной связи, но и, при определенных обстоятельствах, для привлечения данного лица к уголовной ответственности и для квалификации этого преступления. Установление момента совершения убийства в случае истечения срока давности имеет значение для освобождения лица от уголовной ответственности. Время совершения данного преступления может отразиться и на применении уголовного закона. Место убийства также имеет значение для правильной квалификации: применению подлежит закон, действующий в местности, где оно было совершено.

 

     2. Субъективные признаки состава  преступления убийство 

     2.1 Субъект убийства

     Субъектом убийства (ст. 105 УК РФ) может быть согласно положениям УК РФ (ст. 19,20,21) только физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту  совершения преступления 14 лет. Установление пониженного возраста уголовной ответственности за убийство сравнительно с ответственностью за большую часть других преступлений (16 лет) вызвано особой общественной опасностью этого преступления, посягающего на самое ценное благо человека - жизнь. При этом учитывается способность несовершеннолетнего данного возраста понимать общественную опасность совершенного им деяния. Не следует забывать и о положении ч. 3 ст. 20 УК, согласно которому лицо, даже достигшее определенного законом возраста уголовной ответственности, не может быть признано субъектом преступления, если в связи с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, во время совершения преступления оно не могло в полной мере осознавать фактических характер и общественную опасность совершенного им действия (бездействия) либо руководить ими.

             Если учесть, что совершение преступления имеет временные границы, необходимо установить, что субъект должен достигнуть возраста уголовной ответственности за убийство (14 лет) к моменту совершения деяния, повлекшего за собою смерть потерпевшего. Убийство, как материальный состав, считается оконченным в момент наступления смерти потерпевшего, однако временем совершения преступления считается согласно ст. 9 УК РФ считается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. При установлении возраста необходимо учитывать разъяснение Пленума Верховного суда СССР, согласно которому моментом достижения определенного возраста должно считаться окончание суток, в которые обвиняемому исполнилось определенное количество. Из этого следует, что лицо, совершившее общественно-опасные действия, направленные на причинение смерти другому лицу, например, в день своего 14-летия, не подлежит уголовной ответственности за убийство, даже если смерть потерпевшего наступит спустя несколько суток с момента причинения смертельного ранения.

     Субъект убийства должен быть вменяем, то есть способен осознавать фактический характер и общественную опасность своих  действий (бездействия) и руководить ими. Таким образом, из вышесказанного следует, что любые действия, в  том числе и лишение жизни, совершенные малолетними или невменяемыми, а также лицами, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могли осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), не могут быть признаны убийством. Однако использование других лиц (в том числе малолетних и невменяемых) в качестве орудия преступления, а в данном случае - убийства, - не освобождает лицо при наличии других обязательных признаков субъекта преступления от уголовной ответственности за убийство.

     Однако  возраст и вменяемость не относятся  к числу признаков состава  преступления, а являются лишь условием наступления уголовной ответственности  А.И. Трайнин подчеркивал, что возраст и вменяемость являются лишь субъективными условиями уголовной ответственности: уголовный закон наказывает преступника не за то, что он достиг определенного возраста и вменяем, а за совершение преступления при условии, что н определенного возраста и является вменяемым.

     Это объясняется тем, что любое деяние, в том числе и лишение жизни  другого человека, совершенное малолетним или невменяемым, нельзя признавать не представляющим опасность, так как оно лишь устраняет уголовную ответственность этих лиц. Если же возраст и вменяемость отнести к признакам состава преступления, то логично лишение жизни другого человека, совершенное малолетним или невменяемым, признавать не представляющим опасности для общества за отсутствием состава преступления. Между тем производство по уголовному делу в отношении малолетнего исключается не за отсутствием состава преступления, а в связи с недостижением им возраста уголовной ответственности. В отношении невменяемого такое решение вопроса противоречило бы Уголовному кодексу РФ, в котором деяние, совершенное таким лицом, признается общественно опасным. Оно привело бы к тому, что лица, использующие малолетнего или невменяемого как орудие убийства, подлежали бы освобождению от уголовной ответственности. Вместе с тем это вовсе не означает, что субъект находится за рамками состава преступления. Без субъекта не может быть преступления. Наличие лица, вследствие виновных действий которого причинена смерть другому человеку, является необходимым условием признания данного причинения смерти убийством, причинением смерти по неосторожности или причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. 

     2.2 Субъективная сторона убийства

     Субъективная  сторона убийства свидетельствует  о психическом отношении субъекта к своим действиям и наступившей  смерти потерпевшего. Субъективная сторона  убийства характеризуется рядом  признаков и прежде всего виной - умыслом или неосторожностью. В  ч. 1 ст. 25 УК РФ четко закреплено деление  умысла на прямой и косвенный. Существенным является уточнение содержания прямого  умысла, которое было предметом многолетних  споров в уголовно правовой литературе См. Российское уголовное право: общая часть. М.1997. С.180.. 

     В соответствии с ч. 2 ст. 25 УК РФ преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных  последствий и желало их наступления. Здесь существенно уточнен интеллектуальный момент умысла. Теперь кроме возможности  наступления общественно опасных  последствий предусматривается альтернатива - предвидение их неизбежности. Это особенно важно при определении субъективной стороны покушения на убийство.

     Субъективная  сторона убийства характеризуется  умыслом. Убийство относится к числу  тех преступлений, которые могут  быть совершены как с прямым, так  и с косвенным умыслом.

     В тех случаях, когда не установлено, что смерть потерпевшему была причинена  с умыслом, отсутствуют специальные  признаки, характеризующие субъективную сторону убийства, значит, нет вины, и, следовательно, нет данного состава  преступления. Установление признаков субъективной стороны и вины имеет важное значение прежде всего для квалификации убийства.

     Изучение  практики показывает, что анализ субъективной стороны при квалификации убийства представляет известную сложность. Неточности в выводах при таком  анализе нередко влекут за собой ошибки: неправильно определяется направленность умысла, причинение смерти по неосторожности расценивается как умышленное, допускаются выводы о наличии умысла или неосторожности при случайном причинение смерти, наличие причинной связи принимается за доказательство виновности и т. п. Все это подчеркивает важность выявления всех признаков субъективной стороны убийства.

     При квалификации убийства следует не только выявить, что оно совершенно умышленно, но и определить форму умысла. Лишь установление прямого или косвенного умысла дает основания для вывода о том, что убийство действительно было совершено, так как вне конкретной формы вины деяние по российскому уголовному праву не может быть признано преступлением.

     Разграничение прямого и косвенного умысла имеет  значение для индивидуализации ответственности, а в некоторых случаях и  для отграничения убийства от других преступлений. Это относится, например, к квалификации покушения на убийство. Наличие косвенного умысла исключает такую квалификацию, преступление получает юридическую оценку по фактически наступившим последствиям. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 января 1999 г. разъяснил, что покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом. Данное разъяснение имеет принципиальное значение не только для квалификации покушения на убийство, но и для выяснения содержания прямого и косвенного умысла, а также для их разграничения. В юридической литературе было высказано мнение о том, что при косвенном умысле виновный осознает не только возможность, но и неизбежность наступления тех или иных последствий.

     Такая трактовка понятия косвенного умысла ошибочна. Сознательно допускать  наступление смерти потерпевшего - это значит считать его смерть вероятной; если же наступление смерти потерпевшего - это значит считать его смерть вероятной; если же наступление смерти неизбежно и виновный, несмотря на это, совершает свои преступные действия, то он не только допускает, но и желает ее наступления.

     Н. И. Загородников, считает, что в тех  случаях, когда лицо умышленно ставится в условия, при которых оно неизбежно должно лишиться жизни, возможность косвенного умысла исключается. Например, при разбойном нападении преступники запирают хозяина в ванную комнату, несмотря на его объяснения, что там из-за неисправности аппаратуры происходит утечка газа и пребывание в таком помещении вызовет смертельное отравление. Здесь направленность действий преступников на лишение жизни отсутствует, но смерть потерпевшего неизбежна. Предвидя это, они, очевидно, действуют с прямым умыслом на убийство. Если бы в результате подоспевшей помощи потерпевшего удалось спасти, то действия виновных наряду с разбойным нападением были бы признаны и покушением на убийство.

     Косвенный умысел при убийстве подлежит также  ограничению от неосторожной вины, а преступная небрежность и преступная самонадеянность - от случайного причинения смерти.

     В числе имеющих значение для квалификации убийства обстоятельств которые  характеризуют субъективную сторону этого преступления, необходимо назвать мотив, цель, а также эмоциональное состояния лица в момент совершения убийства.

     Мотив действия лица, виновного в убийстве, - это побудительная причина к  совершению данного преступления. Поэтому при решении вопроса о квалификации убийства мотив не может не учитываться. Для квалификации убийства по ч.1 ст. 105 УК РФ мотив его совершения, по существу, безразличен. Это вместе с тем не означает, что устанавливать его не следует.

     При анализе субъективной стороны убийства в связи с мотивом возникает  вопрос о соотношении мотива и  формы умысла. Как правило, мотив  убийства свидетельствует о прямом умысле. Лицо, руководствуясь, например корыстными или хулиганскими побуждениями, добивается определенной цели. Однако исключить в этих случаях возможность совершения убийства с косвенным умыслом было бы неправильно.

     Мотив характеризует волю субъекта. Любое  волевое действие совершается по определенному мотиву. От мотива убийства следует отличать цель как признак субъективной стороны преступления. Целью является то последствие, к наступлению которого стремится виновный, совершая преступление. Мотив и цель обычно разграничиваются в законе и имеют самостоятельное значение для квалификации некоторых видов убийства.

     В заключении исследования признаков  состава преступления и их значения для квалификации убийства необходимо подчеркнуть, что юридический анализ каждого из признаков должен проводиться и в том случае, когда в законе какой-либо из них прямо не упоминается. В ч.1 ст. 105 УК РФ не содержится прямых указаний о субъекте убийства, а также отсутствуют какие-либо конкретные признаки, характеризующие объективную сторону преступления. 
 

 

3. Сводная  таблица «признаки составов преступлений (ст. 105 УК РФ, ст. 109 УК РФ, ст. 111, ч. 4 УК РФ)»

  Объект Объективная сторона Субъект Субъективная  сторона
ст.105 УК РФ

Убийство.

О- охраняемые уголовным законом социально значимые ценности, интересы, блага;

Р- общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни граждан

В- жизнь и здоровье

Н- жизнь

ООД – активное действие

ООП – смерть человека

Пр. связь –  обязательное наличие

Вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста Вина – прямой умысел;

Мотив – причина к совершению преступления;

Цель – смерть потерпевшего.

ст. 109 УК РФ

Причинение смерти по неосторожности.

О- охраняемые уголовным законом социально значимые ценности, интересы, блага;

Р- общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни граждан

В- жизнь и здоровье

Н- жизнь

ООД – бездействие

ООП – смерть человека

Пр. связь –  обязательное наличие

Вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста Вина – неосторожность (небрежность, легкомыслие);

Мотив – причина к совершению преступления;

Цель – иные действия, повлекшие по неосторожности смерь потерпевшего.

ч. 4, ст. 111 УК РФ

Причинение тяжкого  вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

О- охраняемые уголовным законом социально значимые ценности, интересы, блага;

Р- общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни граждан

В- жизнь и здоровье

Н- жизнь

ООД – активное действие

ООП – смерть человека

Пр. связь –  обязательное наличие

Вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста Вина – косвенный умысел;

Мотив – причина к совершению преступления;

Цель - причинение тяжкого вреда здоровью, но по неосторожности повлекшее смерть потерпевшего.

Информация о работе Уголовно-правовой анализ (ст. 105 УК РФ, ст. 109 УК РФ, ст. 111, ч. 4 УК РФ)