Уполномоченный по прфавам человека в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом является взаимодействие сторон по вопросам защиты прав и свобод граждан, выявление, устранение, действуют в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из сторон действующим законодательством.
Цель работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране.
2. Характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.

Содержание

1 Механизм защиты прав человека и гражданина 5
1.1 Институт Уполномоченного по правам человека 5
1.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ 9
2 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской
Федерации 14
2.1 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации 14
2.2 Компетенция Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 19
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Приложения

Работа содержит 1 файл

уполномоченный по права человека.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Барнаульский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное (Государственное право) Право России
Тема № 35 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  и Уполномоченный по правам человека в Субъектах РФ
Фамилия студента Дронова
Имя студента Юлия 
Отчество  студента Сергеевна
№ контракта 15401090109102

 

     Содержание

Введение 3

1 Механизм защиты прав человека и гражданина 5

1.1 Институт  Уполномоченного по правам человека 5

1.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ 9

2 Уполномоченный по  правам человека  в субъектах Российской 

Федерации 14

2.1 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации 14

2.2 Компетенция  Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 19

Заключение 23

Глоссарий 25

Список  использованных источников 27

Приложения

     Введение

     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что положение дел с правами человека в стране продолжает оставаться сложным. По-прежнему происходят серьезные нарушения гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод. Трудноразрешимой проблемой, непосредственно затрагивающей интересы человека, права на охрану здоровья и на жизнь, является состояние окружающей среды.

     В последнее время обозначилась тенденция к ограничению деятельности независимых средств массовой информации, участились преследования журналистов. Проблема прав человека пока еще не воспринята большинством населения как приоритетная. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что подавляющее большинство наших сограждан имеет весьма нечеткое представление о своих правах и тем более о формах и методах их защиты.

     Объектом данного исследования - общественные и правовые отношения, возникающие в связи с деятельностью Уполномоченного по правам человека в России.

     Предметом является взаимодействие сторон по вопросам защиты прав и свобод граждан, выявление, устранение, действуют в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из сторон действующим законодательством.

     Цель  работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

     Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

     1. Изучение истории становления  института омбудсмена в нашей  стране.

     2. Характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.

     3. рассмотрение правовой регламентации  деятельности Уполномоченного по  правам человека;

     Методологическую  основу исследования составляет диалектический материализм. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

     Изученность. При написании курсовой работы была использована Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, Федеральный Конституционный Закон РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.07», Гражданский кодекс Российской Федерации от 15.10.2007 и др. [1, ]

       В основном использовалась монографическая  и обзорная литература, составлена ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: С.А. Аваканькин, Н.В. Витрук, А О.О Миронов, В.О. Лучин , В.В. Тамбовцев, В этих работах авторами исследован большой теоретический и практический материал по вопросам о правомерном поведении; противоправном поведении, нарушающих нормы права; юридической ответственности; основным принципам законодательного определения правонарушений и санкций за их совершение; проблемам укрепления законности и правопорядка, внесен ряд конкретных предложений, позволяющих юридической системе повысить коэффициент своего полезного действия.

     Практическая  значимость: заключается в том, что представленный материал можно использовать при написании рефератов, контрольных и других работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям, так и преподавателям высших гуманитарных учебных заведений относительно юридических дисциплин. определяется целью исследования, а также кругом анализируемых проблем и авторским подходом к их решению и обосновывается поведением личности в сфере правового действия. Материал курсовой работы можно использовать для написаний рефератов и докладов студентами юридических ВУЗов.

     Основная  часть

     1 Механизм защиты  прав человека  и гражданина в   РФ

 
 

     1.1 Институт Уполномоченного по правам человека  
 

     Общечеловеческие  стандарты прав и свобод личности все более приобретают силу норм международного права, выходят за пределы  внутренней компетенции государств. Одновременно с процессом кодификации  прав человека на международном и национальном уровнях, происходит совершенствование институтов их осуществления и защиты.

Сегодня рано говорить о состоявшейся трансформации  России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения их прав и свобод. Современное социально-экономическое положение страны является препятствием на пути полномасштабного формирования демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития.

Этому призвано способствовать совершенствование  законодательства, в связи, с чем  целесообразно провести ревизию  действующих федеральных нормативных  правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ, с точки зрения их соответствия Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права1.

     Существенным  условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании. 

     Основным  правовым механизмом защиты прав граждан  является судебная система, вопросам реформирования которой уделяется особое внимание и высказывается ряд предложений, направленных на повышение престижа суда и эффективности правосудия в РФ.

     В настоящее время судебная реформа  осуществляется крайне медленно. Отмечается незнание людьми функций суда как  защитника их прав и свобод. В  суды граждане обращаются редко, боясь  волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться там истины.

     Не  удалось перейти к рассмотрению дел в составе трех профессиональных судей по преступлениям, за которые  уголовным законом предусмотрено  максимальное наказание в виде лишения  свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное  лишение свободы или смертная казнь. Предоставление альтернативы рассмотрения дел судом из трех профессиональных судей либо с участием присяжных заседателей способствовало бы расширению доступа граждан к справедливому правосудию.

     Задерживается введение института мировых судей, с которым связаны надежды на сокращение сроков рассмотрения дел, снижение нагрузки на судей, рассматривающих сложные дела.

     В связи с этим вышестоящие суды взяли на особый контроль рассмотрение дел, где подсудимые длительное время  находятся под стражей. Причины длительного нахождения дел в производстве судов проанализированы. В конце 2006 года по вопросу соблюдения сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел проведен Пленум Верховного Суда Российской Федерации2.

     Наблюдается значительное увеличение количества жалоб, связанных с неисполнением судебных решений и неудовлетворительной работой судебных приставов, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба, розыска и реализации имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Не соблюдаются предусмотренные законом сроки совершения исполнительных действий.

     Подразделения службы судебных приставов до настоящего времени полностью не сформированы. К концу 2009 года численность судебных приставов должна была составить 11148 человек. Практика показывает, что ежегодное увеличение числа исполнительных документов составляет 20-25 процентов. Сегодня судебный пристав может тратить на исполнительное производство в среднем не более 40 минут, в то время как в соответствии с действующими нормативами на реальное завершение одного исполнительного производства требуется 31 час рабочего времени, а значит, только приставов-исполнителей в ближайшее время потребуется не менее 214 тыс. человек.

     Без принятия срочных мер, направленных на то, чтобы довести численность службы судебных приставов до допустимого минимума, социальная напряженность, обусловленная неисполнением решений судов, может еще более возрасти.

     Имеют место случаи, когда судебные приставы в нарушение закона уклоняются от принятия мер по исполнению судебных решений, проявляют некомпетентность.

       В подавляющем большинстве не  исполняются решения судов о  возврате гражданам денежных  вкладов, размещенных в коммерческих  банках и других кредитных  организациях.

     В настоящее время назрела необходимость в проведении комплекса мер, направленных на повышение престижа судов, эффективности правосудия, а также совершенствование работы по оказанию юридической помощи населению, деятельности института адвокатуры.

       защиты прав и свобод человека  и гражданина призваны дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению данной проблемы. В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций в последние годы развитию несудебной защиты прав человека уделяется повышенное внимание, как на международном, так и национальном уровне.

     В Российской Федерации система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права человека, состоит  из следующих звеньев: институт Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации и институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и иные министерства и ведомства Российской Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах Федерации; неправительственные правозащитные организации.

     Основная  задача Уполномоченного - это помощь гражданам в восстановлении их нарушенных прав. Он также должен способствовать совершенствованию российского законодательства, касающегося прав человека и гражданина, приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в этой сфере. Выполнение этих задач обеспечивается наделением Уполномоченного специфическими средствами таких как, например, направление заключений, обращение в судебные органы, обращение к субъектам законодательной инициативы, представлении ежегодного доклада Государственной Думе и т. Д. Важным моментом статуса Уполномоченного является его независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Этот институт пользуется значительной самостоятельностью, несравнимой с другими органами. Такая независимость является основным условием и предпосылкой выполнения контрольно-надзорной функции, которые ему доверяет конституционно -правовой порядок. Подобная практика существует и в других странах. Так, например, в соответствии с Конституцией Португалии проведено в течение срока своей выборной должности не подлежит никакому контролю, является суверенным и распоряжается средствами, которые ему еигодно выделяет парламент. Уполномоченный должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В этой связи введение в России подобного института как дополнительного средства защиты гражданских прав не связано с отменой или пересмотром компетенции других государственных органов, обеспечивающих эту защиту, таких как, например, судебные органы, прокуратура и др. Ведь именно разветвленная система различных органов может помочь парламентскому Уполномоченному в успешном осуществлении его функций. Чем больше существует способов ликвидации нарушений законности, прав и свобод граждан, тем демократичнее общество. Учитывая федеративный характер устройства российского государства, Закон об уполномоченном предусматривает возможность децентрализации службы Уполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах РФ, т.е. создание нескольких уровней уполномоченного на территории страны. На июль 2007 г. Уполномоченный по правам человека работают в 43 субъектах РФ. По данным на июль 2004 г. в 6 субъектах РФ учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ / Под ред. А.Ю. Сунгурова. - СПб., 2005. - С. 43. .

Информация о работе Уполномоченный по прфавам человека в Российской Федерации