Уполномоченный по прфавам человека в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом является взаимодействие сторон по вопросам защиты прав и свобод граждан, выявление, устранение, действуют в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из сторон действующим законодательством.
Цель работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране.
2. Характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.

Содержание

1 Механизм защиты прав человека и гражданина 5
1.1 Институт Уполномоченного по правам человека 5
1.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ 9
2 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской
Федерации 14
2.1 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации 14
2.2 Компетенция Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 19
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Приложения

Работа содержит 1 файл

уполномоченный по права человека.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, несмотря на закрепление института  Уполномоченного по правам человека в большинстве конституций (уставов) субъектов РФ и существование специальных законов об Уполномоченном в субъекте РФ, данный институт не всегда учреждается в соответствующих субъектах РФ. Как показала практика принятия законов субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются на должность представительными органами либо органами исполнительной власти субъекта РФ, а не Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В этой связи у уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во взаимоотношениях с Уполномоченным по правам человека в РФ нет субординационных отношений. Последний лишь координирует деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.

     Финансирование  деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта РФ.

     Уполномоченный  по правам человека в субъекте РФ защищает права лица, обратившегося с жалобой  о нарушении его прав и свобод, независимо от места его проживания и (или) нахождения. При этом подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии к рассмотрению аналогичной жалобы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации4.

     В разных субъектах РФ к лицу, претендующему на занятие должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, предъявляются различные требования. Так, в Московской области на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин,  достигший 35-летнего возраста, обладающий опытом защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющий высшее юридическое образование либо высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее четырех лет. В Свердловской области на должность Уполномоченного по правам человека может быть избран гражданин РФ, обладающий также избирательным правом, имеющий высокие моральные качества, пользующийся доверием общественности и обладающий необходимыми познаниями в области прав человека и правозащитной деятельности.

     Компетенция уполномоченных по правам человека в  субъектах РФ во многом схожа. Как  правило, они осуществляют прием  граждан, рассматривают их заявления  и обращения по поводу нарушений  прав человека и жалобы на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, ведут производство по делам о нарушениях прав человека, начатым по жалобам или по собственной инициативе, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, вносят в органы государственной власти субъекта РФ предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, принимают участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека, и осуществляют другие полномочия, предусмотренные соответствующим законом субъекта РФ.

     По  результатам производства по делу, связанному с нарушениями прав человека, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе: принять и направить органу или должностному лицу, в действиях которого он усматривает нарушения прав человека, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем; внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека; обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов и должностных лиц; предпринять иные действия в пределах своей компетенции, направленные на устранение нарушений законности. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент нет единства в конституционном (уставном) регулировании статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и представляется необходимым принятие Федерального закона "Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ", определяющий унифицированный подход к закреплению правового статуса, компетенции, гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека в конституциях (уставах) субъектов РФ.

     Это «будет способствовать совершенствованию деятельности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. А пока, к сожалению, практика свидетельствует о том, что процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ целиком зависит от воли и понимания сути института главами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ…».

     Можно сделать вывод: Компетенция уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во многом схожа с компетенцией Уполномоченного  по правам человека. В этой связи у уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во взаимоотношениях с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации нет субординационных отношений.  
 

     2.2 Компетенция и  полномочия уполномоченного  по правам человека  в Субъектах РФ.

     Деятельность  Уполномоченного по правам человека многогранна. Его функции существенно  отличаются от иных форм и способов обеспечения прав граждан и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений  чиновников. Но эти рекомендации - важнейшая  составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека - своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством. Уполномоченный по правам человека - это российский омбудсмен. В Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой 9 декабря 1998г. Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркнуто, что основная ответственность за соблюдение прав человека лежит на государстве. При этом каждое государство должно обеспечивать эффективные гарантии прав и свобод (ч. 2 ст. 2). Для решения такой задачи государство обязано обеспечивать создание и развитие национальных учреждений по вопросам защиты прав человека и основных свобод на всей территории, находящейся под его юрисдикцией, в том числе института уполномоченных по правам человека (ч. 3 ст. 14).

     Объем компетенции органов государственной  власти и местного самоуправления, должностных лиц закреплен в соответствующих правовых актах. Например, компетенция Президента России закреплена в Конституции страны, компетенция Уполномоченного по правам человека содержится во многих статьях Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; компетенция Уполномоченных по правам человека в регионах Российской Федерации в региональных законах, компетенция представительного органа местного самоуправления - в ст. 35 и других статьях Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".5Большую роль в деятельности уполномоченных по правам человека играют законодательные акты субъектов Федерации. В настоящее время институт Уполномоченных по правам человека действует в 50 регионах России, в том числе и в Калужской области. В Калужской области закон «Об Уполномоченном по правам человека № 124-был принят 10 июня 2002 года. Первым Уполномоченным по правам человека в Калужской области 18 сентября 2003 года был избран Юрий Иванович Зельников. Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействия) органов государственной власти Калужской области,  иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации  Примерно такая же компетенция и у Уполномоченных других регионов. К примеру,  в компетенцию Уполномоченного по правам человека в г. Санкт-Петербурге входит защита фундаментальных гражданских и политических, а также иных прав человека в ситуации их систематического либо массового нарушения на территории города (ч. 4 ст. 1). В соответствии с Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области" деятельность указанного должностного лица дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан (ст. 3). Аналогичная роль отведена названному органу государства Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области", в котором особенно подчеркнуто, что учреждение должности уполномоченного не влечет вмешательства в компетенцию других государственных органов, действующих в сфере защиты и восстановления нарушенных прав и свобод. Обязательным условием деятельности уполномоченного служит взаимодействие с означенными институтами государства, в том числе с прокуратурой (ч. 2 ст. 1). Подобные законоустановления действуют в законах об уполномоченных по правам человека в других субъектах Российской Федерации (Республике Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской Республике, Приморском и Хабаровском краях, Брянской, Липецкой, Новгородской, Нижегородской областях, Ненецком автономном округе и др.).Процедурная форма правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (ст. ст. 11 - 14 Закона Краснодарского края "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае"), а также формы реагирования на нарушения прав граждан (ст. ст. 15 - 17 Закона) аналогичны используемым федеральным омбудсменом. Аналогичная форма правозащитной деятельности омбудсмена закреплена и в законодательстве большинства субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ: например, в Законе Астраханской области от 22 января 1999 г. N 1/99-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Астраханской области"; Законе Волгоградской области от 31 марта 2000 г. N 388-ОД "Об Уполномоченном по правам человека в Волгоградской области"; Законе Республики Адыгея от 13 февраля 2008 г. N 148 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея"; Конституционном законе Чеченской Республики от 8 февраля 2006 г. N 1-РКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Чеченской Республике".Аналогичные соглашения о сотрудничестве между органами прокуратуры и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации заключены в Республиках Башкортостан, Дагестан (2006 г.), Саха (Якутия) (2007 г.), Коми (2007 г.), Мордовской (2007 г.) и Чеченской (2008 г.) Республиках, Хабаровском крае (2008 г.), Саратовской (2007 г.), Пензенской (2008 г.), Кемеровской (2007 г.), Смоленской (2006 г.), Орловской (2008 г.) и Амурской областях, г. Санкт-Петербурге (2008 г.), Ненецком автономном округе. (2009 г.)6.Кроме того, Уполномоченным по правам человека в Калужской области заключены соглашения со следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации, УФСИН России, УФМС России, УФСС России, Роспотребнадзором по Калужской области, Жилищной инспекцией Калужской области, Роспотребребнадзором Калужской области и другими органами. Для обеспечения эффективности в работе по указанной сфере деятельности федеральный конституционный закон предусматривает полную независимость в работе уполномоченного, а также неподотчетность омбудсмена какому-либо из органов государственной власти или должностным лицам. Также, согласно российскому законодательству, уполномоченному по правам человека предоставляется неприкосновенность, что говорит о том, что его не могут привлечь к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, не может быть задержан, арестован, также не может быть подвергнут обыску, личному досмотру. Предоставление подобного рода гарантий уполномоченному по правам человека подчеркивает важность возлагаемых на него полномочий, заинтересованность государства в слаженности работы по защите прав человека и гражданина в Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур. Понятие "Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации" введено статьей 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", согласно которой в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. В первоначальном проекте закона была предусмотрена обязанность субъектов Российской Федерации создавать подобный правозащитный инструмент, в настоящее же время решение данного вопроса отдается на откуп руководителям  российских регионоа. Действующие, на сегодняшний день, законы субъектов РФ об Уполномоченных по правам человека являются "близнецами", будучи практически идентичными, как по структуре, так и по содержанию.

     Таким образом, можно сделать вывод; Я уверена, что данная структура жизненно необходима. Конечно, достигнутое – не предел. И у омбудсмена, судя по его инициативности,  наверняка есть новые интересные задумки. Хочется надеяться, что они реализуются в недалеком будущем и деятельность Уполномоченного   полностью охватит многообразную жизнь области, защищая и отстаивая интересы её жителей.

     Вывод по главе: Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Законом об Уполномоченном по правам человека и иными законами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

     Заключение

     Подводя итог данной работе можно констатировать, что на сегодняшний день институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления. Прогнозируя тенденции развития института Омбудсмана в России можно предположить, что не исключена децентрализация функций Уполномоченного по правам человека и образование специализированных служб, Уполномоченного по делам Здравоохранения, Уполномоченного по делам тюрем, Уполномоченного по военной службе, Уполномоченного по правам национальных и этнических меньшинств, Уполномоченного по охране частной жизни.

     В дальнейшем законодательство, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля над деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля над соблюдением ими прав и свобод граждан.

     Существующие  же механизмы защиты от этого произвола  слишком слабы и неэффективны.

     Развитие  института Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом  в этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит  эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. По мнению экс-президента Международного института Омбудсмана, д-ра Хорхе Луиса Майорано, если развитие института Омбудсмана будет проходить исключительно внутри государственного аппарата, в соответствие с его логикой развития, то его эффективность не будет слишком высокой. Таким образом, омбудсман должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством.

     Для эффективности функционирования института  возможно введение нескольких уполномоченных по различным рода вопросам - специализированных уполномоченных или создание коллегии уполномоченных, что позволит им действовать в едином русле и избавит заявителей от принятия сложного решения по определению подчиненности жалобы между специализированными уполномоченными. Поскольку Федеральным конституционным законом на Уполномоченного возложена обязанность, самому утверждать структуру своего рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководить его работой, возможно. Уполномоченным будет введена система его представителей в субъектах Федерации.

     Важной  функцией Уполномоченного должны стать  не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются  нарушения прав граждан, но и право  на основе этих данных вносить в  парламент предложения об изменении законов или принятии новых законодательных актов. В связи с этим было бы полезно внести в Конституцию РФ соответствующие поправки, касающиеся расширения круга субъектов права законодательной инициативы путем отнесения к их числу Уполномоченного по правам человека. Это значительно усилило бы его позиции в Российской Федерации.

     Уполномоченные  субъектов Российской Федерации  должны назначаться своими представительными  органами либо органами исполнительной власти. А Уполномоченный по правам человека РФ, видимо, будет лишь координировать их деятельность, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.

     Назначение  на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Н.И. 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Гражданство Устойчивая  правовая связь лица с конкретным государствам. Гражданство проявляется  как  взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его  властью;
2 Государство Признает и  гарантирует права и свободы  человека, защищает и покровительствует ему за границей;
3 Гражданин Человек, который  безусловно соблюдает законы и предписания  государства, выполняет установленные  им обязанность.
4 Подданство Термин «подданства» применяется для обозначения  гражданства в государствах с  монархической формой правления.
5 Конституционно  правовой статус человека Совокупность  гарантируемых конституцией прав и  свобод, а также устанавливаемых  конституцией обязанностей человека.
6 
 
 

7

Права человека Характеристика  правового статуса человека по отношению  к государству возможности и притязания в экономической, социальной политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на:

-Абсолютные, ограничение или временное приостановление  которых допускается ни при  каких обстоятельствах;

-Относительные,  которые могут быть ограничены или приостановлены  в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

8 Экологические права человека право на благоприятную  окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением
9 Равноправие субъектов  РФ один из конституционных  принципов федеративного устройства РФ, означающий, что все субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
10 Принципы правового  статуса личности признаваемые  и охраняемые государством и правом  основные начала, исходя из которых  осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение им его обязанностей
11 Культурные  права человека комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни  и означающих  свободу творчества, в том числе свободу преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям

Информация о работе Уполномоченный по прфавам человека в Российской Федерации