Задачи и полномочия органов дознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголов-
но-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в
зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наде-
ленного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по
службе должностному лицу, которое является органом дознания.
По общему правилу под понятием «орган внутренних дел»,
«орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д.,
как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого уч-
реждения.

Работа содержит 1 файл

Полномочия конкретного сотрудника.docx

— 16.33 Кб (Скачать)

 

Полномочия конкретного  сотрудника, реализующего уголов-

но-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в

зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наде-

ленного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по

службе должностному лицу, которое является органом дознания.

По общему правилу под  понятием «орган внутренних дел»,

«орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за

оборотом наркотических  средств и психотропных веществ» и т.д.,

как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого уч-

реждения. Деятельность «служащего — частица деятельности орга-

на, так как любой орган  управления представляет собой коллектив

(группу) лиц, объединенных  задачами и организационной структу-

рой данного органа. Компетенция  служащего — частица компетен-

ции органа, в котором он занимает должность». Однако не у всех

из них равные права  и не все они могут в одинаковой мере осуще-

ствлять возложенные на орган дознания функции.

Работники, наделенные правами  учреждения (сотрудники

милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств

и психотропных веществ, ФСБ  и т. п.), уже по должности в связи  с

исполнением своих служебных  обязанностей в зависимости от вида

уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальны-

ми правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процес-

суальным статусом органа дознания, это положения прямо закреп-

лено в законе.

Вот как выглядит данное положение  применительно к статусу

сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внут-

ренних дел Российской Федерации являются граждане Российской

Федерации, состоящие в  должностях рядового и начальствующего

состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внут-

ренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в

органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены

специальные звания рядового и начальствующего состава органов

внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения  о службе в органах внутрен-

них дел Российской Федерации  и текста присяги сотрудника орга-

нов внутренних дел Российской Федерации)

Сотрудником органа внутренних дел является любой и каж-

дый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О мили-

ции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется пра-

вами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п.

5 ст. 10 того же закона  возлагает на милицию обязанность  возбуж-

дать уголовные дела, производить  дознание и осуществлять неот-

ложные следственные действия. Таким образом, законодатель не

противопоставляет понятия  «орган дознания» и «дознаватель».

Дознаватель по должности  не только вправе, но согласно п. 5 ст. 10

и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно-

процессуальные обязанности  органа дознания. Он обладает полным

комплексом прав органа дознания.

Начальник органа дознания возложил на него уголовно-

процессуальные полномочия одновременно с назначением на

должность (определением его  круга должностных прав и обязанно-

стей).

В отличие от дознавателя  некоторым работникам других

служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие

полномочия могут лишь делегироваться начальником органа доз-

нания (его заместителем), или должностным лицом, являющимся

согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Ин-

ститут делегирования начальником учреждения своим подчинен-

ным процессуальных полномочий имеет большую историю и раз-

вит в военных частях (соединениях, военных учреждениях). Еще

в утвержденном 10 июля 1919 г. Совнаркомом  РСФСР Положении

о полковых судах начальники гарнизона и коменданты воинских

частей поручали производство дознания подчиненным им военно-

служащим (п. 29 данного Положения).

Названный правовой институт может быть распространен не

только на все коллективы, где органом дознания признан соответ-

ствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель

зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь

могут иметь место подобного  рода отношения между начальником

и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно

не входит осуществление  уголовно-процессуальной деятельности.

В должностных обязанностях указанной категории сотрудни-

ков и в ведомственных  нормативных актах, регулирующих их дея-

тельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно ут-

верждение, что делегирование им уголовно-процессуальных пол-

номочий противоречит положениям, закрепленным названными до-

кументами. Однако практика возложения на них процессуальных

функций имеет место. Поэтому  необходимо рассмотреть особенно-

сти их процессуального положения.

Налицо два вида отношений:

между руководителем учреждения, наделенного статусом

органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности

возложено осуществление  функций этого учреждения;

между руководителем учреждения, наделенного статусом

органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником  органа

государственной власти (в  должностные обязанности которых  не

включено осуществление  функций учреждения, перечисленного

в ст. 40УПК).

Таким образом, существует два  вида дознавателей. Они в ор-

ганах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом.

Отличия таких одноименных  субъектов уголовного процесса за-

ключаются в следующем.

Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию

органа дознания, вправе без  каких-либо ограничений выполнять  все

действия, возложенные законом  на дознавателя, а также часть  дей-

ствий органа дознания — самостоятельно, руководствуясь лишь

своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомствен-

ного положения о необходимости утверждения того или иного по-

становления у начальника органа дознания выполняет это требова-

ние. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не

предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может

рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем  бо-

лее судом как основание  признания полученных в последствии до-

казательств недопустимыми.

Сотрудник, которому права  органа дознания делегированы,

не обладает таким широким  объемом полномочий. Он вправе про-

изводить лишь строго определенный субъектом, наделившим его

частью своих процессуальных прав, (обычно — должностным ли-

цом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг

следственных и иных действий.

То обстоятельство, что  руководитель учреждения делегирует

свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основа-

ния требовать от этого лица представления для утверждения всех

или некоторых процессуальных постановлений. В приведенной

ситуации вынесение решения, право принятия которого предостав-

лено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его на-

чальником, должно быть признано нарушением уголовно-

процессуального закона, которое затем может иметь следствием

признание полученных в последствии  доказательств недопустимы-

ми.

Подобным образом отличается и правовое положение различ-

ных должностных лиц органа дознания в зависимости от круга их

функциональных обязанностей. Круг полномочий сотрудника, кото-

рому права органа дознания делегированы, строго определен распо-

ряжением начальника органа дознания. Сотрудник же, обязанный

осуществлять функцию  органа дознания, независимо от волеизъяв-

ления своего руководителя наделен уголовно-процессуальной пра-

воспособностью.


Информация о работе Задачи и полномочия органов дознания