Задачи и принципы уголовного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее исследование принципов и задач уголовного права.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач, имеющих научно-познавательный и практический характер, которые могут быть в обобщенном виде представлены следующим образом:

•рассмотреть задачи уголовного права;
•определить понятие, значение и систему принципов уголовного законодательства;
•дать характеристику каждого принципа уголовного права.

Содержание

Введение 3

Основная часть 5

1 Понятие, предмет и задачи уголовного права 5

1.1 Понятие уголовного права, его предмет, метод и система 5

1.2 Задачи уголовного права 10

2 Принципы уголовного права 13

Заключение 27

Глоссарий 30

Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая задачи и принципы уголовного права.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     Ряд вопросов уголовного права связан с международным правом. Уголовный кодекс основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Такие институты, как действие уголовного закона в пространстве, экстерриториальность, выдача преступников, являются предметом обеих отраслей права. Отдельные нормы в Уголовном кодексе введены на основе международных конвенций, в которых принимает участие Российская Федерация, решение некоторых вопросов опирается на международное право.

     Уголовное право как наука, являясь составной частью юридической науки, представляет собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном праве, его институтах и путях развития. Предмет науки уголовного права намного шире предмета уголовного права как отрасли права. Он охватывает не только действующее законодательство и практику его применения, но и историю становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки также входит изучение зарубежного уголовного законодательства. 

     1.2 Задачи уголовного  права 

     В статье 2 УК РФ сформулированы задачи уголовного законодательства, а следовательно, и уголовного права.

     Из  формулировки данной статьи видно, что  на первое место ставится охранительная функция уголовного права, являющаяся основной его задачей, ради реализации которой оно и существует. Уголовный кодекс, определяя задачи уголовного права, закрепил приоритеты уголовно-правовой охраны. Иерархия ценностей, защищаемых уголовным правом, выглядит следующим образом: личность — общество — государство. Приоритетная охрана личности исходит из основного закона страны, соответствует традициям, существующим в развитых демократических государствах. Особенная часть уголовного права также открывается разделом «Преступления против личности».

     Уголовным правом провозглашается равная охрана всех форм собственности. В числе  важнейших объектов защиты названы общественный порядок и общественная безопасность. В качестве объекта уголовно-правовой защиты предусмотрен конституционный строй Российской Федерации, основы которого определены в Конституции России. Придавая исключительно важное значение сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды, обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения, Уголовный кодекс выделил в виде самостоятельного объекта охраны окружающую среду. Наконец, впервые на законодательном уровне сформулирована такая задача уголовного права, как обеспечение мира и безопасности человечества.

     Наряду  с охранительной в уголовном  законодательстве закреплена и предупредительная функция уголовного права. В числе задач уголовного права предупреждение преступлений выделено впервые, хотя очевидно, что она стояла всегда. Эта задача — предупредительная роль — реализуется прежде всего через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения.

     Предупредительная функция уголовного права выражена не только в запрещающих, но и в поощрительных нормах, которые побуждают лицо:

     — активно противодействовать преступлению и преступнику (необходимая оборона, задержание преступника и т.д.);

     — к отказу от доведения до конца начатого преступления или к восстановлению нарушенного блага (добровольный отказ от совершения преступления, добровольное освобождение похищенного человека, добровольное и своевременное сообщение органам власти о совершенной государственной измене и т.д.).

     Уголовному  праву присуща воспитательная функция. Она реализуется в первую очередь при применении уголовно-правовых норм. Совершение преступления вызывает негативную морально-политическую оценку со стороны не только государства, но и членов общества.4

     Для реализации поставленных перед ним  задач уголовное право наделено соответствующими специфическими средствами, перечисленными в части 2 ст. 2 УК РФ. Для их осуществления в уголовном законодательстве устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности; определяется, какие опасные деяния признаются преступными; закрепляются виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Под иными мерами, которые устанавливает

     Кодекс, понимаются принудительные меры воспитательного  воздействия (ст. 90 — 91) и принудительные меры медицинского характера (ст. 99).

     Преступность  требует установления жесткого социального  контроля со стороны государства, создания специальных государственных структур, использования государственно-властных полномочий, определения государственной политики в борьбе с нею. Политика борьбы с преступностью, будучи составной частью внутренней политики государства, характеризуется совокупностью основополагающих научно обоснованных идей и положений об исходных позициях, стратегических направлениях, путях и средствах преодоления преступных посягательств, которыми руководствуются государственные и общественные органы в своей практической деятельности. Ее основой выступает уголовная политика, под которой понимаются принципы и направления, формы и методы борьбы с преступностью, основывающиеся на уголовном праве. Таким образом, задачи уголовного права реализуются через уголовную политику.

 

      2 Принципы уголовного права

 

     Принципами уголовного права считаются указанные в  уголовном законодательстве основополагающие идеи, которые определяют как его содержание в целом, так и содержание отдельных его институтов.

     Уголовный кодекс Российской Федерации закрепил пять принципов: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. Каждый из них является самостоятельным; в своей же совокупности принципы образуют определенную систему, в которой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Уголовное право не может основываться только на каком-то одном из них, пусть даже самом значительном и важном. Воплощение отдельно взятого принципа зависит от полноты и реальности всех составляющих, входящих в систему.

     Принцип законности содержится с ст.3 УК, устанавливающей  следующее: «преступность деяния, а  также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом (ч.1). Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч.2)». Указанный принцип, впервые провозглашенный официально в период французской революции, - основополагающий не только для российского, но и для уголовного законодательства зарубежных стран. Свое воплощение он находит, прежде всего, в том, что благодаря ст. 3 УК удалось официально закрепить древнее положение, согласно которому «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе». Это означает, что преступлением признается лишь такое деяние, которое получило отражение в нормах УК, закреплено в виде статьи Особенной части. Все иные деяния, сколько бы общественно опасны они ни были, но не будучи включенными в УК, не могут признаваться преступлениями. Названное положение, которое служит одним из аспектов реализации принципа законности, означает далее, что наказания, как и другие последствия совершения общественно опасного деяния, также должны быть предусмотрены только Уголовным законом.

     Этот  вопрос в УК разрешен ст.44, содержащей исчерпывающий перечень наказаний, подлежащих применению судом. Никто  не может применить иное наказание, нежели то которое предусмотрено  в законодательном перечне. Наряду с конкретными видами наказания в УК включены принудительные меры медицинского характера (гл.15), применение которых составляет последствие общественно опасного деяния или преступления. В главе 15 Общей части УК указанны не только разновидности принудительных мер, но и порядок их исполнения, а также основания и условия их назначения. Никакой государственный орган не в праве применить иные принудительные меры или изменить условия их применения в противоречии с УК. Принцип законности реализуется и в обязательном (императивном) порядке толкования уголовного закона. Официальное разъяснение уголовного закона может давать только орган, уполномоченный его принимать.

     В современных условиях это Государственная  Дума Федерального собрания. В этом плане принцип законности обеспечивает единообразное понимание уголовно-правовых норм и не позволяет создавать их иным правоприменительным органам. Так, постановлением пленумов Верховного суда РФ не могут порождать правовых норм и не должны положенного им судебного, но не легального толкования уголовного закона. Если все же это происходит (что, к сожалению, бывает), следователь, дознаватель, другой правоприменитель имеет полное право, исходя из принципов законности, не руководствоваться такими разъяснениями в своей практической деятельности. Принцип законности воплощается также в недопустимости широкого толкования уголовного закона. В доктрине уголовного права, информация которой является, порой, важной базой для правоприменительной ориентации, разработана система толкования норм уголовного закона, в которой так называемое широкое толкование имеет столь же представительные позиции, как и другие разновидности разъяснения правовых норм. Смысл широкого толкования заключается в дозволении правоприменителю выходить за рамки буквы закона и пускаться «во все тяжкие» ради разъяснения нуждающейся в том правовой нормы, т.е. достаточно расширительно разъяснять смысл законоустановления.

     Против  широкого толкования обосновано выступали  классики эпохи просвещения, предупреждая, что в процессе такого разъяснения правовых норм толкователь превращается в законодателя. И принципы, на которых строится справедливое или, иначе, правовое государство, в частности принцип разделения властей, оказываются поколебленными. Буква закона - вот рамки, в которых правоприменитель обязан ориентироваться и пытаться ориентировать других, если к тому есть нужда. Только законодателю положено широко толковать изданную им норму, что, по существу, есть принятие новой нормы, или ее дополнение, что равнозначно новеллизации. Так, например, до сего времени, без какого- либо корректирования действует положение постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 года. «О судебной практике по делам об изнасиловании», согласно которому действия лиц, которые не имеют признака субъекта преступления (в силу возврата или психофизиологических особенностей) образуют с субъектом преступного деяния группу как разновидность соучастия. В результате получается такая картина: при совершении изнасилования тремя лицами, один из который не достиг возраста уголовной ответственности, другой невменяемы и лишь третий подпадает под признаки субъекта преступления, деяние считается совершенным в соучастии.5

     Безусловно, такая трактовка явно противоречит понятию соучастия, данного законодателем  в ст.32 Уголовного кодекса, из которой следует, что соучастники могут быть лишь лица- субъекты преступления. Следовательно, с достаточно обоснованными аргументами я могу сказать что: Широко толкуя признак соучастия правоприменитель (в данном случае судебная инстанция государства) вышла за предназначенные ей рамки, сопрягая уголовно правовую функцию соучастия с широким пониманием группы в социологии. Такое положение, несомненно, противоречит принципу законности и не должно быть допустимо, за исключением тех случаев, когда закон диктует необходимость относительно широко, но всё же в определенных рамках толковать правовую норму. Это относится к оценочным признакам уголовного закона и к ч.2 ст.61 УК РФ, которая предлагает правоприменителю достаточно широкие возможности правоприменения. Конкретным проявлениям принципа законности являются институты освобождения от уголовной ответственности и наказания. Правоприменитель не может создавать других условий для освобождения, кроме тех, которые указаны в законе.

     Следующий важный момент воплощения принципа законности - подчиненный характер Уголовного кодекса Конституции РФ как основному закону государства, а также приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Статья 15 Конституции РФ провозглашает «Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это нужно понимать так: в том случае, если статьи уголовного закона вступают в противоречие с содержащимися в Конституции (коллизия правовых норм), приоритет останется за Конституцией, а нормы уголовного закона противоречивого свойства отменяются. Помимо этого в статье 15 Конституции РФ сформулировано также положение, которое нашло отражение в ч.2 ст.1 УК РФ: в случае противоречия российского уголовного закона общепризнанным нормам международного права приоритет отдается последним. Это важное требование принципа законности способствует максимальному сближению различных правовых систем и позволяет России еще глубже интегрироваться в мировой социально- экономический процесс, соединяет государства и дает возможность разрешать возникающие конфликты и противоречия мирным путём. Наконец, очень важен для реализации принципа законности запрет аналогии. Аналогия в данном случае означает наказуемость деяния, не предусмотренного в уголовном кодексе.6

Информация о работе Задачи и принципы уголовного права