Законодатель процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Характерной чертой современного российского законодательства в настоящее время является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 4
3. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс РФ.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

      По  результатам обсуждения Совет Федерации  принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

      Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации, а постановление об

одобрении федерального конституционного закона — большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов палаты.

      Согласно  Конституции Российской Федерации (часть 4 ст. 105) федеральный закон  считается также одобренным Советом  Федерации, если в течение четырнадцати Дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

      При отклонении принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает решение либо отклонить закон в целом, либо отклонить его ввиду неприемлемости отдельных его положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей закона. В последнем случае постановление Совета Федерации об отклонении федерального закона должно содержать предлагаемую Советом Федерации редакцию отдельных разделов, глав, статей, а также частей и пунктов этого закона.

      Постановление Совета Федерации, об отклонении или  одобрении принятого Государственной  Думой закона по результатам его  рассмотрения в срок не более пяти дней направляется в Государственную  Думу. В случае принятия Советом  Федерации решения об одобрении принятого Государственной Думой закона его текст вместе с постановлением Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

      Особую  стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

      В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом  Государственной Думы в ответственный комитет Государственной Думы, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты.

      Для преодоления возникших разногласий  по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Регламент Государственной Думы предусматривает возможность проявления инициативы в создании такой комиссии также со стороны Президента Российской Федерации и других субъектов права законодательной инициативы.

      Согласительная  комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

      По  результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственной Думой не рассматриваются

      В случае отклонения хота бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений в течение 10 дней. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в работе согласительной комиссии. Государственная Дума принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации.

      Если  при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла  предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

      Принятый  в этом порядке федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президент Российской Федерации  для подписания и обнародования. При этом Председатель Государственной  Думы должен уведомить Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту Российской Федерации.

      Завершающая стадия законодательного процесса - подписание и обнародование закона. Эта стадия находится в компетенции Президента Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней подписывает его и обнародует.

      Порядок опубликования и вступления в  силу федеральных законов установлен федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

      В соответствии с упомянутым федеральным  законом на территории Российской Федерации  применяются только те федеральные  законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

      Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

      Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими

законами  не установлен другой порядок вступления их в силу.

      Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если Президент Российской Федерации подписал закон. Однако если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон.                    

      Федеральный закон, отклоненный Президентом  Российской Федерации, направляется Советом  Государственной Думы на заключение ответственного комитета Государственной  Думы или специально созданной комиссии палаты, которые рассматривают его  в течение 10 дней.

      По  итогам рассмотрения принимается рекомендация одобрить федеральный закон в  редакции, предложенной Президентом  Российской Федерации; согласиться  с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона или одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

      Повторное рассмотрение закона начинается с выступления  полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном  Собрании, который выступает от имени  Президента и доводит до законодателей  его точку зрения по данному вопросу, затем излагается заключение комитета или комиссии. Предложение Президента о нецелесообразности принятия отклоненного им федерального закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

      Если  палата принимает решение о проведении обсуждений, в нем участвуют только представители фракций и депутатских  групп. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение  одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

      Если  первое предложение не принято, на голосование  палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае принятия этого решения закон в тот же день направляется в Совет Федерации.

      В случае если не принято ни одно из указанных  ранее решений палата проводит голосование  по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации. Решение в каждом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

      Федеральный закон считается одобренным с  учетом предложений Президента Российской Федерации, если за него проголосовало  большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

      Если  при повторном рассмотрении Государственной  Думой закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок  его рассмотрения в Совете Федерации аналогичен порядку рассмотрения вновь принятого Государственной Думой закона.

      При повторном рассмотрении закона Совет  Федерации может не отрывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в ранее приятой редакции, открыть обсуждение по заключению комитета по закону, отклоненному Президентом и одобренному государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции. По окончании обсуждения на голосование ставится вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона отклоненного Президентом и одобренного в той же редакции Государственной Думой.

      При повторном рассмотрении Советом  Федерации закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем две трети голосов от общего числа депутатов палаты.

      Федеральный закон, представленный Государственной  Думой, вместе с текстом постановления  Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту Российской Федерации для подписания в течение семи дней и обнародования.

      Определенной  спецификой характеризуется принятие федеральных конституционных законов. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 108) федеральный конституционный  закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

  Число законов, в которых нуждается  страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс  в России нередко подменяется  откровенной политической борьбой  между “правыми” и “левыми”. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. В связи с этим, необходимо понять и нашим законодателям, и всем гражданам страны, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью.

  Характерной чертой современного российского законодательства в настоящее время является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д.

  В заключение, хотел бы также отметить проблему официального опубликования правовых актов. Она как никогда сегодня актуальна потому, что роль "информаторов" о законодательстве все чаще пытаются взять на себя различного рода негосударственные, коммерческие структуры. Последние далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах и нередко под видом принятых законов воспроизводят в своих изданиях даже не самые последние их проекты.

 

  1. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
  1. Конституция РФ от 12.12.93 г. // Российская газета, № 237 от 25.12.93 г.
  2. Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания” от 25.05.94 г. // Российская газета, № 111 от 15.06.94 г.
  3. Регламент Государственной Думы
  4. Регламент Совета Федерации
  5. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации
  6. Котлевская И.В. Современный парламент // Государство и право № 3, 1997.
  7. Улиско А.Н. Научно-практическая конференция в Саратове: Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации // Государство и право № 5, 1998.

Информация о работе Законодатель процесс в РФ