Законодатель процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Характерной чертой современного российского законодательства в настоящее время является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 4
3. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс РФ.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

предложений о поправках и пересмотре положений  Конституции Российской Федерации.

      Процедура внесения законопроекта  в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы включает: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона: финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат.

      Вторая  стадияпредварительное рассмотрение законопроектов.

      Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной  Думой, направляется Советом Государственной  Думы в соответствующий комитет  палаты, который назначается ответственным  по законопроекту.

      Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ввиду их особого статуса, направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Регламента Государственной Думы).

      Третья  стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

      Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой  применительно к конкретному  законопроекту не будет принято  другое решение.

      Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее, чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

      При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

      Обсуждение  начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представителей Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

      По  результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект; принять закон.

      В случае принятия законопроекта в  первом чтении Государственная Дума может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его  на второе чтение.

      Законопроект, принятый Государственной Думой  в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в  Совет Федерации. Это необходимо, чтобы члены Совета Федерации  заранее ознакомились с текстом  законопроекта.

      Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума также может принять закон  после его обсуждения в первом чтении.

      Поправки  к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить по вопросам их ведения субъекты законодательной инициативы - Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

      После принятия законопроекта в первом чтении ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Одновременно с этим правовое управление Аппарата Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта. Это необходимо для согласования различных нормативных актов между собой, чтобы не допустить коллизии законов, когда один закон противоречит другому.

      Законопроект  вместе с указанным перечнем направляется инициатору законопроекта, как правило, не позднее, чем за 30 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

      После совершения всех необходимых процедур Совет Государственной Думы принимает  решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной  Думой вопросов во втором чтении,

      Законопроект  вместе со всеми документами, содержащими поправки и дополнения, представляется депутатам, как правило, не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

      В начале второго чтения законопроекта  в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают заинтересованные стороны с предложениями и замечаниями по законопроекту. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

      При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом  в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

      В случае, принятия законопроекта за, основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.

      В случае если законопроект за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или  его отклонении. Если принято решение  о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума переходит  к рассмотрению поправок, отклоненных  ответственным комитетом. После принятие решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении или отклоняет его.

      Принятый  во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. То есть на данном этапе происходит как бы правовая “чистка” законопроекта

      По  завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет  Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов.

      Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.

      Совет Государственной Думы назначает  в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для  голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем

чтении  законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение  к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Однако было бы неправильно слепо  голосовать за законопроект, имеющий  недостатки. Совершенно понятно, что недостатки закона гораздо легче устранить, когда он находится на стадии законопроекта, чем после его принятия, когда ошибка законодателя может стоить гораздо дороже. Поэтому, в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

      Федеральный закон принимается Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым,

если  он одобрен большинством не менее  двух третей от общего числа депутатов  Государственной Думы.

      Принятый  Государственной Думой федеральный  закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации для рассмотрения и одобрения. В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

      Пятая стадиярассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется всем депутатам Совета Федерации.

      Конституция Российской Федерации (ст. 106) устанавливает  перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой - по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федераций; войны и мира.      

      В Регламенте Совета Федерации также  указывается, что обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации.

      Согласно  ст. 108 Конституции Российской Федерации  обязательному рассмотрению Совета Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

      После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение.

      Заключения комитетов рассматриваются Председателем Совета Федерации не позднее шести дней со дня регистрации поступившего из Государственной Думы закона.

      В отношении принятых Государственной  Думой федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которому комитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты. Председатель Совета Федерации принимает одно из следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой.

      Председатель  Совета Федерации не вправе принять  решение о невключении в повестку дня Совета Федерации рассмотрение федерального конституционного закона, а также федерального закона, если данный закон согласно Конституции Российской Федерации (ст. 106) и Регламенту Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации или по меньшей мере два члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении закона Советом Федерации или если в заключении комитета рекомендовано рассмотреть закон, принятый Государственной Думой,

Рассмотрение  принятого Государственной Думой  закона на заседании Совета Федерации  начинается с оглашения заключения соответствующего комитета Совета Федерации  и проекта постановления Совета Федерации, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа депутатов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.    

Информация о работе Законодатель процесс в РФ