Адвокатская тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

Адвокат не может оказывать результативную профессиональную помощь доверителю до тех пор, пока между ними не будет достигнуто полное взаимопонимание. Доверитель должен чувствовать абсолютную уверенность в том, что вопросы, обсуждаемые с адвокатом, и предоставленная им адвокату информация останутся конфиденциальными, без каких-либо требований или условий. Следовательно, вопрос адвокатской тайны можно охарактеризовать и как юридический, и как этический.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Соглашение об оказании юридической помощи ……………………………….5
Адвокатская тайна…………………………...…………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованных источников………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

             В целях предотвращения споров в соглашение с доверителем необходимо внести условия, регулирующие порядок досрочного расторжения либо прекращения соглашения. При этом надлежит устанавливать разумный срок в зависимости от характера поручения.

 При  отмене поручения адвокат должен  незамедлительно возвратить доверителю все документы по делу и доверенность, так как у него отпадают правовые основания для их удержания. В любом случае неисполнение этой обязанности может стать препятствием в дальнейшей защите доверителем своих прав, может нанести ему вред, что не допустимо в любом случае.

 В  том случае, когда адвокат оказывает  юридическую помощь двум подозреваемым  или обвиняемым, и в ходе предварительного  расследования или судебного  разбирательства интересы одного  из них вступают в противоречие  с интересами другого, либо с одним из них расторгается соглашение, адвокат не вправе согласно ч. 6 ст. 49 УПК РФ далее осуществлять защиту и ему следует расторгнуть также и другое соглашение и незамедлительно прекратить дальнейшее участие в данном деле. Предпочтение одного подзащитного другому недопустимо вследствие обладания информацией, составляющей адвокатскую тайну, и будет профессионально неэтичным.

Невыполнение  адвокатом формальных процедур, предусмотренных  законом (письменная форма соглашения, внесение вознаграждения в кассу адвокатского образования, выдача квитанции, отчет перед доверителем и т.д.) само по себе является ненадлежащим исполнением адвокатом своих обязанностей перед доверителем.

        Таким образом, следует сделать вывод о том, что соглашение об оказании юридической помощи - гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между адвокатом и доверителем, в силу которого адвокат совершает в рамках адвокатской деятельности юридически значимые действия по оказанию квалифицированной юридической помощи доверителю (или назначенному лицу), направленные на защиту прав, свобод и интересов доверителя, в целях обеспечения доступа к правосудию, а также реализации права на судебную защиту, а доверитель достигает соглашения по всем существенным условиям, предусмотренным договором, заключаемым на возмездной или безвозмездной основе для доверителя. Данное соглашение носит двусторонний, фидуциарный (доверительный) характер. Обязательное указание на возмездность и безвозмездность данного договора для получателя юридической помощи необходимо, но при этом соглашение адвоката с доверителем может носить для доверителя как возмездный, так и безвозмездный характер, в последнем случае имеется в виду оказание адвокатом бесплатной юридической помощи, а также помощи, оказываемой по назначению, но при этом следует отметить, что независимо от того, возмездный или безвозмездный характер носит соглашение об оказании юридической помощи между адвокатом и доверителем, для адвоката договор имеет возмездный характер, вопрос состоит лишь в источнике финансирования юридической помощи, оказываемой адвокатом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Адвокатская тайна 

       Адвокатская тайна - необходимое условие существования адвокатуры и одновременно процессуальная гарантия полноты, объективности и состязательности уголовного судопроизводства.

Адвокат не может оказывать результативную профессиональную помощь доверителю до тех пор, пока между ними не будет  достигнуто полное взаимопонимание. Доверитель должен чувствовать абсолютную уверенность  в том, что вопросы, обсуждаемые с адвокатом, и предоставленная им адвокату информация останутся конфиденциальными, без каких-либо требований или условий. Следовательно, вопрос адвокатской тайны можно охарактеризовать и как юридический, и как этический.

   Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" впервые дает определение адвокатской тайны. Так, в ст. 8 провозглашено, что «адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю».

       Исследование этого вида тайны особенно интересно уже в силу того обстоятельства, что в юридической науке соответствующие правоотношения изучены меньше, чем в некоторых других сферах. Сама природа адвокатской деятельности, направленной на достижение реального результата, стимулировала адвокатов-исследователей прежде всего к прикладному подходу к проблеме их профессиональной тайны, к выработке практических рекомендаций по разрешению типичных встречающихся в адвокатской практике коллизий. Кажущаяся самоочевидность общего представления об адвокатской тайне, наличие давней, существующей еще с античных времен традиции ее соблюдения и защиты, редкий, исключительный характер нарушения адвокатами своей профессиональной тайны также долгое время не давали исследователям повода для общетеоретической разработки соответствующего круга проблем.

     Отправной точкой для выяснения общего понятия адвокатской тайны, с нашей точки зрения, целесообразно избрать норму ст. 8 Закона об адвокатуре, где впервые в отечественном праве данное явление получило законодательное определение.

    Согласно  этой же статьи, адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    По сути дела, законодатель раскрывает здесь лишь предмет интересующего нас явления, подразумевая под тайной саму информацию, и конституирует определенный иммунитет адвоката от процессуальных и оперативно-розыскных действий, способных привести к нарушению адвокатской тайны. Исходя из смысла рассматриваемой статьи, можно заключить, что по воле законодателя тайной защищена любая информация, полученная адвокатом в процессе профессиональной деятельности, однако режим запрета доступа к этой информации третьих лиц не является абсолютным и, за исключением свидетельского иммунитета, может быть преодолен путем вынесения обычного судебного решения.

   Очевидно, что это определение имеет узко-прагматическую цель - защитить адвокатскую тайну от посягательств со стороны должностных лиц правоохранительных органов, которые чаще, чем остальные лица, имеют интересы, противоположные интересам адвоката и его доверителей. В определении ничего не сказано об обязанностях самого адвоката по отношению к доверителю и его тайне, чем, как представляется, игнорируется весьма значимый аспект адвокатской тайны, непосредственно вытекающий из ее профессионально доверенного характера: особый правовой режим, гарантирующий конфиденциальность информации, переданной адвокату, от его неправомерных действий.

    Следует отметить, что в Законе об адвокатской деятельности такие гарантии предусмотрены, но они выведены за рамки новеллы, содержащей определение адвокатской тайны. В частности, согласно п. 5 ч. 4 ст. 6 этого Закона адвокат не вправе "разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя". Очевидно, что любая попытка формулирования понятия адвокатской тайны должна опираться и на эту норму, формально отнесенную законодателем к числу запретов, которыми обусловлена адвокатская деятельность, но вовсе не к совокупности норм, непосредственно регулирующих отношения по поводу адвокатской тайны. При этом важно заметить, что во многих работах, в том числе досоветского и советского времени, адвокатская тайна рассматривается именно как    обязанность адвоката хранить тайну своего доверителя.

     Кроме того, понять правовую сущность адвокатской тайны можно лишь на основе изучения ее родовых и типологических черт, а также специфики адвокатской деятельности, по-своему преломляющей эти черты и дополняющей их содержанием, характерным только для этого вида тайны.

    Итак, субъектом адвокатской деятельности и, следовательно, адвокатской тайны согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности является адвокат - лицо, имеющее соответствующий статус и правомерно оказывающее юридическую помощь на профессиональной основе. Адвокат "является независимым профессиональным советником по правовым вопросам" и в силу этого обстоятельства не может заниматься иной деятельностью, за исключением тех ее видов, которые, по замыслу законодателя, не ставят под сомнение его независимость: "научной, преподавательской и иной творческой деятельностью". В то же время законодатель предполагает, что деятельность иных лиц по оказанию юридической помощи не может рассматриваться в качестве адвокатской именно потому, что в таких случаях не гарантируется независимость и квалифицированность, представляющие собой общеизвестные условия эффективной правовой защиты.

   Только "независимый правовой советник" может быть наделен соответствующими иммунитетами и правами, поскольку в противном случае существует высокая вероятность того, что эти привилегии и права будут использованы в интересах, не имеющих ничего общего с интересами доверителя и интересами правовой защиты. Авторитет последней держится именно на независимом характере адвокатской деятельности.

     Ни юрист, являющийся государственным или корпоративным служащим, ни предприниматель, оказывающий юридические услуги, ни частное лицо, выступающее в роли процессуального представителя, не имеют презумпции независимости. Мотивы их деятельности могут быть в значительной мере связаны с личными интересами, интересами службы или ведения бизнеса. Связанная с защитой этих интересов профессиональная тайна в достаточной мере урегулирована ФЗ от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

    Распространять режим адвокатской тайны на всех юристов, оказывающих профессиональную помощь, либо определять ее только в качестве тайны судебного представительства не вполне корректно именно с точки зрения обеспечения независимости, эффективности и авторитета профессиональной правовой защиты. Доверитель потому и обращается к адвокату, что он не связан интересами иными, нежели интересы правовой защиты, лежащие в основе адвокатской деятельности и определяющие предназначение адвокатуры как общественного института. Именно эти интересы определяют социальный смысл деятельности адвоката и, соответственно, социальный смысл адвокатской тайны.

   В свою очередь, непосредственное содержание этой деятельности, связанной прежде всего с получением информации, а также с ее использованием на условиях конфиденциальности, позволяет получить представление о предмете адвокатской тайны.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона, оказывая юридическую  помощь, адвокат:

"1) дает консультации  и справки по правовым вопросам  как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет  заявления, жалобы, ходатайства и  другие документы правового характера;

3) представляет  интересы доверителя в конституционном  судопроизводстве;

4) участвует  в качестве представителя доверителя  в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует  в качестве представителя или  защитника доверителя в уголовном  судопроизводстве и производстве  по делам об административных  правонарушениях;

6) участвует  в качестве представителя доверителя  в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет  интересы доверителя в органах  государственной власти, органах  местного самоуправления, общественных  объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует  в качестве представителя доверителя  в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает  в качестве представителя доверителя  в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе  оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом".

Как видим, подавляющее  большинство видов адвокатской  деятельности связано с представительством, и, соответственно, в этих случаях речь идет о поверенной тайне. Правовое консультирование также является важным видом адвокатской деятельности и предполагает наличие в соответствующих случаях режима конфиденциальности, связанного только с обязательствами неиспользования и неразглашения информации доверителя. И в том и в другом случае адвокатская тайна имеет одинаковую правовую защиту от доступа к ней третьих лиц, а также от ее нарушения самим адвокатом, одинаковое правовое состояние - правовой режим.

   Вопрос о происхождении информации не имеет значения с точки зрения закона, поскольку к содержанию адвокатской тайны относится вся информация, полученная в связи с оказанием правовой помощи доверителю. Однако характер способов поступления к адвокату профессионально значимой информации подтверждает вывод о том, что содержание адвокатской тайны существенно шире, чем содержание информации, непосредственно полученной адвокатом от доверителя или близких ему лиц.

   Согласно определению Н.И. Матузова и А.В. Малько, "основные признаки правовых режимов состоят в том, что они: 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права. Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария для своей организации".

Информация о работе Адвокатская тайна