Дознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства.
В основе модернизации дознания идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт применения нового института дознания высветил массу прикладных проблем. Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПК РФ для дознания.
Анализ правовых норм и практики их применения, а также доводов разработчиков существующей формы дознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования по большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы посредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК РФ для дознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознания не процессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческой деятельности. Однако нормы, регламентирующие названные отрасли и взаимодействующие с институтом дознания, минимизируют эффективность и этих средств. Так, например, часть 2 статьи 41 УПК РФ запрещает производить дознание лицу, осуществляющему по делу оперативно-розыскные мероприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дознание как форма предварительного расследования
1.1 Понятие, формы и особенности дознания…………………………………..4
1.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия……………….7
1.3 Особенности производства дознания………………………………………12
1.4 Правовой статус дознавателя……………………………………………… 19
Глава 2. Поддержание дознавателем государственного обвинения в суде.........................................................................................................................23
Глава 3. Особенности деятельности дознавателей в различных силовых структурах РФ…………………………………………………………………..28
Глава 4. Организация дознания в УФССП России по Рязанской области………………………………………………………………………..…33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список используемой литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 77.66 Кб (Скачать)

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания. На органы дознания возлагается5:

· производство дознания по уголовным делам, по которым  предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл.32 УПК  РФ;

· выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное  следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ .УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

· органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных  в п.2 - 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;

· органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК;

· таможенные органы - по уголовным делам о  преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ;

· командиров воинских частей и соединений, начальников  военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а  также лицами гражданского персонала  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов в связи с исполнением  ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

· начальников  учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о  преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных  сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных  учреждений и органов иными лицами;

· иных должностных лиц, которым предоставлены  полномочия органов дознания в соответствии со ст.40 УПК. В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

· капитанов  морских и речных судов, находящихся  в дальнем плавании, - по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  на данных судах;

· руководителей  геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов  дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ, - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и  зимовок;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о  преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и  учреждений.

    Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

    Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, производит дознание.

    Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

· принятие, рассмотрение и разрешение заявлений  и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК);

· производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым  обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК);

· производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие  не обязательно (ст.223-226 УПК);

· производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных  мероприятий по письменному поручению  следователя;

· оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК). 

      Что касается Германии расследование проводится прокуратурой и полицией, но органом дознания официально является только прокуратура. Получив сообщение о подозрении в совершении преступления, прокуратура должна исследовать обстоятельства дела для решения вопроса о возбуждении публичного обвинения, причем исследуются не только обвинительные, но и оправдательные обстоятельства.

         Полиции принадлежит так называемое право на первое вмешательство по горячим следам. Это означает, что полиция при расследовании преступления должна принять все не терпящие отлагательства меры, чтобы не допустить осложнений при расследовании. Полиция должна немедленно передать все материалы прокуратуре. Таковы требования закона. На практике, однако, полиция самостоятельно проводит собственное дознание в полном объеме и передает материалы дела в прокуратуру лишь тогда, когда прокуратуре остается только решить вопрос о возбуждении публичного обвинения или о прекращении дела.

     Прокурор, являясь органом дознания, самостоятельно проводит расследование, но, как правило, это относится к наиболее опасным преступлениям. Он запрашивает необходимые документы, допрашивает обвиняемых и свидетелей. При необходимости прокурор может применить меры принуждения, выемку, обыск, задержание. Прокурору предоставлено право прослушивания телефонных переговоров обвиняемого, он может ходатайствовать перед судом об аресте обвиняемого.

        В производстве дознания может участвовать так называемый следственный судьяЕсли прокурор считает необходимым производство судейских следственных действий, он ходатайствует об этом перед участковым судьей, в районе которого должны быть произведены эти действия. Обычно прокуратура просит судей допросить обвиняемых, признавших свою вину на допросе в полиции или прокуратуре, важных свидетелей. Протоколы судебных допросов являются доказательствами и могут быть оглашены в суде.

          Во Франции дознание проводит судебная полиция. Судебная полиция - основной орган дознания во французском уголовном процессе, который может рассматриваться в двух аспектах: 1) как вид деятельности - совершение действий по установлению преступления; 2) как должностные лица, совершающие данные действия. Судебная полиция объединяет должностных лиц различных ведомств, подразделенных на три категории: а) офицеры судебной полиции; б) агенты судебной полиции и в) чиновники, приравненные к судебной полиции. Объем предоставленных им прав различен, так, например, только офицер судебной полиции вправе дать распоряжение о задержании; помощник агента судебной полиции не может составлять протоколы, имеющие доказательственное значение.  

    1. Особенности производства дознания:

        При наличии поводов и оснований для начала уголовного преследования по делам публичного и частно-публичного обвинения, досудебное производство по делам о преступлениях, отнесенных ч.3 ст.150 УПК к подследственности органов дознания, начинается с возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (или лиц) с согласия прокурора.

     Дознание по делам о преступлениях, не требующих обязательного предварительного следствия, производится в полном объеме в порядке, установленном гл.21, 22 и 24-29 УПК, с учетом изъятий, предусмотренных гл.32 УПК. Дознаватель с согласия прокурора возбуждает уголовное дело в отношении конкретного подозреваемого и производит необходимые следственные действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

      При этом для органов дознания и дознавателей в УПК РФ установлены следующие исключения из общих правил:

1. Дознание  производится в течение 30 суток  со дня возбуждения уголовного  дела. При необходимости этот  срок может быть продлен прокурором  до 30 суток.

2. В  необходимых случаях, в том  числе связанных с производством  судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей  настоящей статьи, может быть  продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным  прокурором и их заместителями  до 6 месяцев.

3. В  исключительных случаях, связанных  с исполнением запроса о правовой  помощи, направленного в порядке,  предусмотренном статьей 453, срок  дознания может быть продлен  прокурором субъекта Российской  Федерации и приравненным к  нему военным прокурором до 12 месяцев.

4. В  отношении конкретного подозреваемого, против которого возбуждено уголовное  дело, дознаватель при наличии  к тому достаточных оснований  вправе с согласия прокурора  представить в суд ходатайство  об избрании к нему меры  пресечения в виде заключения  под стражу в порядке, предусмотренном  в ст.108 УПК РФ.

      Если у обвиняемого, заключенного в ходе дознания под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель в общем порядке принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. Дознаватель принимает также меры по обеспечению сохранности имущества и жилища обвиняемого, заключенного под стражу, о чем уведомляет его.

5. Производство предварительного расследования в форме дознания оканчивается в порядке, установленном гл.32 УПК, составлением дознавателем обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания.

6. В случае если в отношении подозреваемого по постановлению судьи была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен дознавателем не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу.

7. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу (большой объем следственных действий, необходимость производства судебных экспертиз и т.п.), ему должно быть предъявлено обвинение с соблюдением порядка, установленного в гл.23 УПК РФ, либо данная мера пресечения немедленно отменяется. Дальнейшее предварительное расследование по делу производится по правилам, изложенным в гл.32 УПК, либо данная мера пресечения .

8. Обвинительный акт составляется дознавателем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому процессуальному документу .

     Обвинительный акт - это упрощенный по форме, но важный процессуальный документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания. В нем дознаватель формулирует обвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо или лиц в совершении преступления, которые должны быть исследованы судом в условиях гласности и состязательности сторон.

       Обвинительный акт составляет дознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование по находящемуся у него в производстве уголовному делу. В обвинительном акте указываются: время и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; все данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, имеющиеся в его документах (паспорте, свидетельстве о рождении и т.п.), а также установленные в ходе дознания, включая сведения о судимости; место, время, способ, форма вины, мотивы и цели совершенного им деяния, характер и размер вреда, причиненного преступлением потерпевшему, а также иные обстоятельства; формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, а также вид соучастия в преступлении; перечень доказательств, подтверждающих обвинение, а также приводимых стороной защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; сведения о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике; список лиц, подлежащих вызову в суд.

      Справка к обвинительному акту (сведения о движении дела, о месте нахождения обвиняемого, о мерах обеспечения гражданского иска и возможной конфискации, заявленных процессуальных издержках, месте хранения вещественных доказательств) составляется (в отличие от обвинительного заключения) при необходимости.

Информация о работе Дознание