Дознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства.
В основе модернизации дознания идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт применения нового института дознания высветил массу прикладных проблем. Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПК РФ для дознания.
Анализ правовых норм и практики их применения, а также доводов разработчиков существующей формы дознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования по большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы посредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК РФ для дознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознания не процессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческой деятельности. Однако нормы, регламентирующие названные отрасли и взаимодействующие с институтом дознания, минимизируют эффективность и этих средств. Так, например, часть 2 статьи 41 УПК РФ запрещает производить дознание лицу, осуществляющему по делу оперативно-розыскные мероприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дознание как форма предварительного расследования
1.1 Понятие, формы и особенности дознания…………………………………..4
1.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия……………….7
1.3 Особенности производства дознания………………………………………12
1.4 Правовой статус дознавателя……………………………………………… 19
Глава 2. Поддержание дознавателем государственного обвинения в суде.........................................................................................................................23
Глава 3. Особенности деятельности дознавателей в различных силовых структурах РФ…………………………………………………………………..28
Глава 4. Организация дознания в УФССП России по Рязанской области………………………………………………………………………..…33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список используемой литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 77.66 Кб (Скачать)

9. С момента составления дознавателем обвинительного акта подозреваемый признается обвиняемым и пользуется всеми правами, предусмотренными законом. Обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется их подписями и подписью дознавателя.

10. По ходатайству потерпевшего или его представителя им могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и все материалы дела по правилам, установленным для обвиняемого и его защитника.

       Ходатайства обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего или его представителя, заявленные после ознакомления с материалами дела и обвинительным актом, подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления в порядке, установленном законом. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства дознаватель выносит об этом мотивированное постановление. При этом обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему или его представителю не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для законного и справедливого разрешения уголовного дела. Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном в законе.

11. Предъявление по окончании дознания материалов уголовного дела для ознакомления гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям законом не предусмотрено.

12. Составленный и подписанный дознавателем обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с подшитыми и пронумерованными материалами уголовного дела направляется прокурору, осуществляющему надзор за их деятельностью. Прокурор обязан рассмотреть уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в срок не более двух суток принять по нему одно из решений, перечисленных в ст.226 УПК РФ. В ней определены те полномочия прокурора, которые он осуществляет по делу, поступившему с обвинительным актом. Если прокурор, изучив уголовное дело, поступившее от органа дознания с обвинительным актом, найдет, что все обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены и полно отражены в материалах дела, то он принимает решение об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд.

       В случае, когда по результатам рассмотрения дела прокурор придет к выводу о том, что обвинительный акт составлен с нарушением требований, он в тот же срок возвращает уголовное дело со своими письменными указаниями для пересоставления обвинительного акта. Одновременно он может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток. Письменные указания прокурора органу дознания о пересоставлении обвинительного акта являются обязательными.

     При наличии в деле оснований для прекращения уголовного дела или прекращения уголовного преследования прокурор принимает об этом решение и выносит мотивированное постановление без обращения дела для производства дополнительного расследования.

      Если прокурор при рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом обнаружит неполноту обстоятельств, подлежащих доказыванию, либо иные нарушения закона, он принимает решение о направлении дела для производства предварительного следствия со своими письменными указаниями об их устранении, о чем выносит мотивированное постановление. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе также своим постановлением исключить отдельные пункты (эпизоды) обвинения либо переквалифицировать деяние обвиняемого на менее тяжкое в случаях, если он:

· исключает  часть обвинения без изменения  квалификации;· исключает часть  обвинения изменяет квалификацию на более мягкую статью;

· исключает  отдельные квалифицирующие признаки деяния, но при этом не переквалифицирует  обвинение на менее тяжкое;

· квалифицирует  деяние по новому уголовному закону без  изменения объема обвинения, но улучшающему  иным путем положение обвиняемого.

      Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему. В случаях, предусмотренных в законе, копия обвинительного акта переводится на родной язык обвиняемого или на язык, которым он владеет. Если в ходе производства дознания по уголовному делу выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель в соответствии с общими правилами может внести в организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств, а также других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением дознавателя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. 

           В Германии в задачу дознания не входит изобличение виновного, требуется только установить подозрение. Понятию «подозрение» в германском уголовном процессе придается большое значение. По степени вероятности различаются три вида подозрения: простое, достаточное и серьезное. Простое подозрение, которое необходимо для начала дознания, - это минимальная вероятность совершения уголовно наказуемого деяния. Достаточное подозрение означает наличие фактов, которые с достаточной степенью вероятности указывают на возможность осуждения обвиняемого судом. Понятие серьезного подозрения связано с решением вопроса о применении такой меры принуждения, как заключение под стражу.                                      В германском уголовном процессе нет стадии возбуждения уголовного дела. Производство первых следственных действий и означает начало производства по уголовному делу. Обвиняемым считается лицо, в отношении которого начат уголовный процесс. В отличие от процессуальной фигуры обвиняемого в других странах, в германском уголовном процессе обвиняемым на стадии предварительного расследования является лицо, в отношении которого лишь выдвинуто подозрение, различной степени вероятности. Сам термин «обвиняемый» является формальным. По своему фактическому процессуальному положению такой обвиняемый является типичным подозреваемым.

     Особенности уголовного судопроизводства Германии заключаются также в характере доказывания. Принято различать два вида доказывания: строгое и свободное. Строгое доказывание осуществляется только в стадии судебного разбирательства, где устанавливаются факты, имеющие значение для решения вопроса о вине и определении наказания. На стадии предварительного расследования речь идет лишь о простой подготовке к доказыванию. Свободное доказывание не регулируется законом, не связано процессуальной формой, производится любым произвольным способом. Достаточно установить, что определенный факт, вероятно, имел место в действительности.

     Таким образом, в Германии при проведении предварительного расследования для получения доказательств возможны действия, не предусмотренные законодательством. Допустимо, например, не составлять протоколы допросов обвиняемого или свидетеля в соответствии с требованиями закона, гарантирующими достоверность содержания допроса, если выполнение этих требований закона вызовет существенную затяжку расследования.

   Окончание дознания возможно либо путем возбуждения  публичного обвинения, либо прекращения  уголовного дела. Окончание дознания заключается в том, что если прокурор считает возможным возбудить  публичное обвинение, то делает отметку  в материалах дела об окончании дознания и направляет в суд обвинительный  акт.

   Во  Франции. В дознании выделяются две формы: дознание очевидных преступлений (проступков) и первоначальное дознание.

   При дознании возможно проведение таких  процессуальных действий как выезд  на место происшествия и констатация (осмотр, изъятие, фиксация орудий, следов и т.д.). Во Франции неизвестно разграничение  обыска и выемки (в отличие от России). Это два элемента одного процессуального действия: обыск - процедура  поиска предмета, выемка - его изъятие. Обыск и выемка проводятся как при дознании очевидных преступлений, так и при первоначальном дознании. Однако во втором случае это возможно только с согласия обыскиваемого лица. При дознании очевидных преступлений обыск и выемку осуществляют лишь офицеры судебной полиции.

   Личный  обыск не предусмотрен УПК Франции, но судебная практика допускает его  проведение во время дознания очевидных  преступлений. Нормы Кодекса о  первоначальном дознании не включают допрос, однако возможность его проведения всеми признается, но судебная полиция  не может принудить к даче показаний. На практике широко применяются очные  ставки, которые в законе также  не предусмотрены для стадии дознания. В полной мере это распространяется и на проведение экспертизы.

   Во  время дознания может быть произведено  задержание. При первоначальном дознании лицо может быть задержано в случае необходимости, если против него имеются  какие-либо улики. При дознании очевидных  преступлений судебная полиция вправе задержать лицо, «которое может предоставить необходимые сведения». Срок задержания при обоих видах дознания не может  превышать 24 часов, но предусмотрено  его продление с санкции прокурора: при первоначальном дознании - в  любом случае, если в этом есть необходимость; при дознании очевидных преступлений - при наличии серьезных улик.

   Наиболее  серьезной мерой пресечения является арест. Под арестом понимаются процессуальные действия в стадии дознания, выраженные в ограничении свободы лица до или после задержания. Между задержанием и арестом имеется существенное различие. Задержание - кратковременное принудительное пребывание лица в полицейском участке под надзором полиции. Арест же рассматривается в качестве процедуры захвата и конвоирования лица до момента его прибытия в участок. Во время первоначального дознания ареста до задержания не бывает. Таким образом, дознание в уголовном процессе Франции является доследственной проверкой, подготавливающей стадию возбуждения дела. 
 
 
 
 
 
 

    1. Правовой  статус дознавателя:

         В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого участника процесса. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.

        В УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.

      Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание6. В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

     Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). В соответствии с законом указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.

     Следователь, не согласившись с указанием прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия, вправе обжаловать такое указание вышестоящему прокурору. В этом случае обжалование следователем указаний прокурора приостанавливает их исполнение.

      Дознаватель наделен следующими основными правами:

· при  проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к  их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК  РФ);

· ходатайствовать  о продлении срока проверки сообщения  о преступлении до 10 суток (в отдельных  случаях - до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

· применять  меры процессуального принуждения (гл. 12 - 14 УПК РФ);

· принимать  процессуальные решения, предусмотренные  УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

· осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);

Информация о работе Дознание